Почему надо молиться за умерших?

   Лютеране довольно часто спрашивают у нас, православных: «Почему вы молитесь за умерших? И где в Библии сказано, что надо за них молиться?» – Такие вопросы с их стороны вполне естественны и логичны. Ведь по лютеранской вере мы все уже спасены самим фактом крещения, просто тем, что мы верующие христиане. Они говорят: «Бог спасает, а не мы, с нашими молитвами! Наши дела и молитвы имеют значение только для нас, а не для Бога. Он спасает христиан по своему обетованию:  «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6, 47).»
   Формально они, как бы, правы. И в каноническом тексте Библии напрямую нигде не сказано о том, что нужно молиться за умерших. Но на самом деле такое толкование говорит об ограниченности лютеранской догматики и об отсутствии в их конфессии церковности в апостольском понимании. Апостольская церковь не на пустом месте возникла, она является продолжением церкви ветхозаветной. А в ветхозаветной церкви существовал обычай молиться за усопших. Обширный и, по-моему, убедительный набор цитат подтверждающих это приведён в http://www.evangelie.ru/forum/t55747.html
   Лютеранская догматика построена исключительно на текстах, признанных каноническими и вошедших в Библию. Главным критерием отбора явилось наличие в ветхозаветных книгах пророчеств о мессии. Но отобранные для Библии тексты не вмещают в полной мере картину жизни ветхозаветной церкви. Догматика же православной (апостольской) церкви построена не только на канонических текстах Библии, но также на всём ветхозаветном и новозаветном Святоотеческом предании. Это совершенно естественно и необходимо, потому что Святоотеческое предание отражает жизнь и практику церкви земной, которая через богодухновенные труды святых подвижников веры сопрягается с жизнью Церкви Небесной.
   Исключив из догматики большую часть ветхозаветного наследия и все Святоотеческое предание новозаветной апостольской церкви, Лютер и его последователи совершили величайшую ошибку, которая имела роковые последствия. Она фактически лишила протестантскую церковь апостольской преемственности, свела на нет влияние бесценного опыта, накопленного в героической и подвижнической истории церкви, и положила начало частному произволу в толковании Библии.
   Действительно, когда в протестантизме был так обеднён догматический фундамент веры, обрезана историческая память и бесценный духовный опыт, то сразу открылись широкие возможности для переиначивания смысла христианских догматов. Что мы и наблюдаем в истории протестантизма. Это послужило причиной возникновения многих еретических течений и началом распространения ложных псевдохристианских церквей, которые как грибы появились в 19 и 20м веках.
   Возвращаясь к молитве за умерших, нужно сказать, что этот обычай является не только продолжением ветхозаветной практики и духовных откровений в русле православия . Кроме этого он совершенно логично отражает единство Небесной и земной церкви. Спаситель сказал: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Марка. 12, 27). Для Бога все верующие в Него живы и все члены основанной Им Церкви составляют живое тело, единый организм.
Нет ничего прочнее этой Церкви, основанной на любви. Она порождена любовью Божьей к людям и возрастает любовью людей к своему Творцу. Она скреплена любовью всех членов церкви как родственными узами. Как в большой семье, в нашей церкви, каждый христианин сочувствует своим братьям и сёстрам по вере и молится за благополучие всей церкви. И вся Церковь, земная и небесная, молится за каждого своего члена. Живые молят Бога о прощении усопших, усопшие и спасшиеся наши братья предстательствуют Ему во спасение живых. И, пожалуй, нет у людей более достойного и действенного средства для спасения, чем общая церковная молитва .

Эта небольшая статья является моим ответом на вопрос одной нашей прихожанки. Вообще же существует много гораздо более убедительных ответов, чем мой. Так, кроме изучения приведённого выше в ссылке подбора цитат я бы очень рекомендовал статью протоиерея Сергия Булгакова «Жизнь за гробом»
( http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/biblio/books/bulgak3e/Main.htm ).


Рецензии
Уважаемый Аркадий, согласна с тем, что молитвы за умерших чрезвычайно важны. Позволю себе заметить, что истоки поминовения предков - задолго до возникновения Ветхого Завета - широко практиковались в дохристианские времена (славяне, ритуалы Вед и др.)
А как Вы относитель к русскому Расколу?

Любовь Царькова   29.08.2012 14:00     Заявить о нарушении
Отношусь,как и к любому расколу - с сокрушением и состраданием...
Очень это больно и народу, и телу Христову, когда рвётся живая ткань веры и жизни! Конечно, были на то субъективные и объективные причины, но дело это не божеское, а сатанинское. Потому что Бог - это Любовь, которая соединяет людей!

Аркадий Костерин   29.08.2012 18:44   Заявить о нарушении