Райская Ласточка. Повесть об Арафат

Ей было всего 62 года, 1 месяц, 5 дней.

Она прожила всего лишь мгновение, но после нее остались друзья, удивительные дела, добрая память...

Это была женщина, у которой не было врагов.

 

Свою «волшебную палочку», помогавшую ей превращать всех окружающих в своих друзей, она унесла с собой. Причем к своим недоброжелателям (которые, как правило, впоследствии становились ее друзьями) она относилась с особым терпением и пониманием, всегда была готова оказать любую посильную помощь…

44 года она проработала школьным библиотекарем. По традиции, школьные библиотекари были на задворках школьной жизни, их относили, да и сейчас официально относят, к техперсоналу. Но авторитет Арафат был настолько высок, что без ее участия не проходило ни одно мероприятие в школе, за советом и помощью к ней обращались все – от учеников младших классов до директора...

Я был счастлив и жил в «земном раю» немногим менее сорока четырех лет. Наверное, Аллах наградил меня Арафат не за мои богоугодные дела, а, скорее, авансом, чтобы испытать меня. Я сейчас могу открыто сказать, что я не был достоин ее. Она стояла на недосягаемой для меня высоте, на которую я бы не смог подняться, проживи я на грешной земле века. За всю нашу совместную жизнь длиною в 43 года, 11 месяцев, 24 дня, мне ни разу не пришлось краснеть за ее слова, поступки, мне даже на ум не приходила мысль сожалеть о своем выборе, я ни разу не упрекнул ее в сердцах про себя.

Моих литераторских способностей вряд ли будет достаточно для того, чтобы в полной мере раскрыть удивительно богатый внутренний мир этой женщины. Я лишь постараюсь без прикрас рассказать о ней, поделиться своими воспоминаниями, фактами из ее биографии, предоставив вам возможность самим сложить эти штрихи в цепочку ее красивой, насыщенной жизни. Жизни, которая могла бы служить своего рода «путеводителем» для тех, кто стремится к добру, кто любит труд, кто хочет и готов жить для людей...

 

БИОГРАФИЯ. ВОСПОМИНАНИЕ...

 

Докаева (в девичестве Сербиева) Арафат Саидовна родилась 22 июня 1947 года в селе Каскелен Алма-Атинской области Казахской ССР. Отец – Сербиев Сайд Сербиевич, мать – Сербиева Зайнап Арсахановна.

Арафат была младшей в семье, и, как часто бывает, ей разрешалось многое, чего не могли себе позволить старшие дети – брат Алу и сестра Петимат.

Училась Арафат отлично, восемь классов окончила без единой четверки. Когда она училась в десятом классе, тяжело заболела ее мать. Когда стало понятно, что мать больна неизлечимо, старшие решили перевести Арафат в вечернюю школу, а заодно устроить ее на работу, чтобы отвлечь внимание шестнадцатилетней девочки.

В 1964 году она пришла в школу, разыскала завуча (автора этих строк и будущего ее супруга), предъявила документы, среди которых был приказ о ее назначении: «Сербиева Арафат Саидовна назначена библиотекарем во вновь организуемую среднюю школу с августа 1964 года». Посмотрев на девочку с веснушками, с длинной – до пят – косой, завуч рассердился и сказал: «3десь не детский сад, а школа, отнеси приказ тому, кто тебе его дал». Нисколько не смутившись, она спокойно сказала: «Я получила назначение в среднюю школу, когда понадоблюсь, позовете». Повернулась и быстро ушла. Оказывается, ее мать уже лежала в постели под постоянным присмотром врачей. Куда уж там самовлюбленному завучу разбираться в семейных делах этой быстро ушедшей девочки. Через неделю эта девочка, вопреки воле завуча, вышла на работу. На базе восьмилетней школы реорганизовывались две школы – средняя школа и начальная. Поговорив с директором, мы решили ее оставить в начальной школе, а к себе взять библиотекаря восьмилетней школы. И здесь впервые мы столкнулись с железным характером нашей молодой девочки-библиотекаря. Она сказала буквально следующее: «У меня приказ в среднюю школу, и я пойду туда». А мы перебирались в построенное здание. На реплику директора: «Ты ведь ничего не знаешь…», – она спокойно ответила: «Вы научите, я умею быть хорошей ученицей».

Первого января 1965г. умерла ее мама. Арафат работала в средней школе и заодно училась в вечерней школе в 11 классе. Желание узнать свою работу и выполнять ее хорошо у Арафат было так велико, что она впрягала в свой воз любого работника школы и, не считаясь со временем, трудилась денно и нощно. Не прошло и полугода, а о библиотеке сш. с. Алхан-юрт уже заговорили в селе, затем в районе.

Она, при содействии директора школы – Арсанукаева Абдуллы Магомедовича, выписала из Москвы через «Буккнигу» 54 тома БЭС. Вскоре к нам в школу, желая ознакомиться с методами работы молодого библиотекаря, стали наведываться большие начальники из Грозного, обкома комсомола, министерства просвещения, студенты 3-х вузов.

В 1965 году, в сентябре, Арафат вышла замуж за того самого завуча, который не хотел принимать ее на работу. Через год она поступила в ЧИГПИ (Чечено-Ингушский Государственный Педагогический Институт) на физико-математический факультет, заочное отделение. После третьего курса ее отчислили, не дав возможности взять академический отпуск, даже не вернули ее аттестат. Тогда Арафат, уже на базе аттестата об окончании восьми классов, поступила в Грозненское культпросветучилище на библиотечный факультет. Она много читала о своей профессии, днем и ночью занималась самообразованием, мимо ее внимания не проходил не один методический предметный журнал. Учителям предлагала той или иной материал по их предмету, здесь начала работу по накоплению материала для предметных папок: вырезки, портреты, новое слово об авторах, их произведениях. Она научилась составлять школьное расписание, готовить отчет школы, тарификацию. Каждый новый директор школы (а у нас их сменилось четырнадцать) относился к ней с большим уважением, ибо она делала работу директора, завуча, вожатых, и даже лаборанта. Без ее помощи не обходился ни один предметник, она каждому составляла календарно-тематические планы. За советом и помощью к ней шли все, и она никому никогда не отказывала. При этом она никогда не забывала о своих прямых обязанностях, ее библиотека была одной из лучших в республике. Куда бы она ни поехала, где бы ни находилась, всюду искала материал для пополнения и оформления библиотеки.

 

Арафат проработала в школьной библиотеке с 11 августа 1964 года по 4 апреля 2009 года. Последние десять лет она принимала активное участие в подготовке и проведении районных и республиканских семинаров, посвященных библиотечному делу, во многих других культурных и общественных мероприятиях. Кстати, первый в республике районный, а затем и республиканский семинары школьных библиотекарей она провела на базе «своей» библиотеки. За годы своей работы она участвовала во всех районных, республиканских семинарах школьных библиотекарей. Занимала 4 раза первые места и 3 раза вторые места в республиканских конкурсах школьных библиотекарей. Была награждена медалью «3а трудовую доблесть», удостоена звания отличник народного просвещения РСФСР, СССР. Многократно отмечена памятными и ценными подарками. Будучи уже больной (после перенесенного инсульта) выезжала на международный фестиваль школьных библиотекарей в Москву, на фестиваль школьных библиотекарей Южного Федерального Округа в Анапу.

 

Мать пятерых детей, бабушка шестнадцати внуков…

Она сумела поставить на ноги своих детей, выучить их (один медработник, двое учителей), втягивала в свой круг работы и внуков. Прекрасная мать, заботливая и ласковая бабушка. Причем «заботливая и ласковая» не только для своей семьи… Многие женщины (а нередко, и мужчины) приходили к ней за советом. Ее ласково называли – «бальзам души», «мать Тереза». Немало распавшихся семей воссоединилось во многом благодаря ее участию. Была прекрасной хозяйкой, терпеливой и покладистой женой. Умела прощать обиды. Всем.

Часто вспоминала о своей первой встрече в Грозном с президентом Ассоциации школьных библиотек Жуковой Татьяной Дмитриевной, восхищалась ее мужеством: ведь приезд Татьяны Дмитриевны пришелся на тот период, когда ситуация в нашей республики была крайне напряженной. Арафат говорила: «Если бы те, кто решает вопрос о присвоении этого звания, посетили бы Чечню вместе с Жуковой в тот период, они бы поняли, что эта женщина достойна золотой звездой Героя». С Татьяной Дмитриевной, как и Сергановой Зинаидой Зайнутдиновной (руководителем отдела школьных библиотек и педизданий министерства образования республики), у нее сложились по-настоящему теплые, дружеские отношения, чем она очень дорожила. Своеобразным девизом ее жизни могли бы послужить слова, которые Арафат часто цитировала: крылатая фраза Татьяны Дмитриевны Жуковой «Я не пойду за нытиками...» и четверостишие «Никого не осуждать…» из фильма «Хозяйка гостиницы».

Словно предчувствуя свою раннюю кончину, она спешила делать добро…

 

Ей было 62 года,1 месяц и 5 дней.

Умерла она утром без четверти семь, 27 июля 2009 года.

Да смилостивится над нею Аллах.


заслуженный учитель РФ,
«победитель конкурса лучших
учителей Российской Федерации» 2006 года.

Выдержка из книги. Автор мой отец Шалавди Абуезидович Докаев

другие его книги тут:  http://www.stihi.ru/2010/06/03/6237


Рецензии
Светлая память

Эми Ариель   19.11.2022 01:25     Заявить о нарушении
Это так здорово, Ваха, что вы так подробно всё описали о жене как райской ласточке, той точки, одевшей очки и 43 года прожив вместе. Я похоронила дочь, которая на свету прожила столько же, сколько во тьме-моём утробе как гробе.
Ласточка-ластик тех ласт, если околоплодные воды и библия связана с библиотекой как тот сигнал-биб. Младенцев не отпевают, а за какие грехи забирают нас?
Ласточка падая, взлетает и значит рай в библиотеке был райсобес, на многое закрываем глаза, говоря всё хорошо-зачем?
Гоголь умер в 43 года и Л-13я буква в алфавите, Ь-30й знак=43, написав вторую часть "Мёртвых душ", которую сжёг-зачем? Июнь и июль-две "и"=Иисус как её начало грешное, родило святое, что-то не то. Из-за своей дочери поняла кириллицу в словах, так как на Руси считали и это горе стало горой, убирая рой.
Мою дочь звали Зоя как сломанная хвоя того воя, если приносим ёлку домой.


Даша Новая   19.11.2022 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.