Чем прославляются святые

   Один знакомый спросил у меня: почему так почитается православными св. Николай? Спрашивающий покопался в интернете и обнаружил, что достоверной информации о жизни св. Николая очень мало. Зато имеется великое множество легенд о его жизни, деятельности и чудесах. Святой Николай почитается наравне с Иоанном Крестителем, который окрестил самого Спасителя и «проторил» пути Ему. Думаю, что в России св. Николай является самым почитаемым святым и его популярность уступает лишь популярности Богородицы.
   Поразмыслив, вот что я ответил вопрошавшему:
Святитель Николай помогает, и в этом главный секрет его популярности. – Он скор на помощь и не оскудевает в чудесах своих. Мне он помогал и многим другим, кого я знаю. Так что же удивляться? Он прославлен молвой, и не так уж важно, что о нем доподлинно известно. Молва людская не ошибается. Выражаясь научным языком, она статистически достоверна. Я убежден, что все описанные чудеса св. Николая – это только малая часть сотворенных им благих дел.
   По-моему, это яркий, но типичный случай прославления святого праведника, который соответствует церковной традиции. Святые всегда прославляются по молве людской, а не по официально зафиксированным заслугам. Если бы прославляли исключительно по историческим заслугам, то чем отличались бы духовные водители народов от царей земных? А ведь каждый святой являет нам Образ Божий. То есть святые Праведники это Лики Божьи, явленные людям в конкретное время и в конкретной ситуации. Поэтому и говорят: «Славен Бог во святых Его».
   Никто не может избежать греха в своих делах, тем более, это относится к людям, наделённым властью. Если, исходить из исторических оценок, то можно подвергнуть сомнению авторитет многих святых. Но такой подход не правомерен, потому что жизнь гораздо сложнее любых научных описаний. А вот молва людская, формирующаяся в лоне Православной Церкви, соответствует Промыслу Божьему. Этого светские исследователи не понимают и упорно продолжают искать «компромат» на святых.
   Чистота Образа Божия в земной жизни святых иногда бывает сокрыта от нас мирскими делами и вынужденными решениями. Молва же людская – это накопившиеся за многие годы свидетельства тысяч и тысяч людей. Чтобы мы восприняли эту оценку как достоверную, должны пройти, иногда, десятилетия. Но чем больше времени проходит, тем яснее уверяемся мы в праведности святых, и тем ярче сияет их слава. По-моему, святые обретают свой подлинный облик (т.е. Лик Божий) лишь выйдя за границы земного существования. И оттуда, из Царства Божьего, являют они нам в этой жизни чудеса и пророчества, делающие их святость несомненной.
   К несчастью нашему, есть чудеса и от лукавого, приходящие из мира, противостоящего Царству Божьему. Эти сатанинские чудеса являются нам на соблазн и погибель. Именно поэтому, говоря о молве людской прославляющей святых, я имею в виду не всякую молву, а молву церковную. В Церкви нас Сам Господь хранит от соблазнов. Но и здесь нужно быть чрезвычайно острожными в отношении ко всяким чудесным явлениям. Лучше не спешить с выводами о встретившихся нам чудесах и чудотворцах. Недаром же сказал Спаситель: «По плодам их узнаете их…»


Рецензии