Еще раз о чудесах

   Бог всегда отзывается на наши молитвы, потому что Милость Его беспредельна. Кроме того, Он всемогущ и всеведущ. Ничто в мире не может произойти без Его произволения. Тем более это относится к любимому Его детищу – человеку. Сам Спаситель сказал об этом: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц” (Матф.10:29-31).
   Каждая наша молитва, несомненно, услышана, потому что Господь всеведущ. Мы постоянно находимся в Его попечении. Поэтому, каждый день нашей жизни – это  чудо, которого мы не сознаём и не ценим из-за того, что нам не дано видеть нависающие над нами угрозы и последствия нашего выбора. Молясь Господу, мы выбираем с Его помощью благую реальность. Уповая на силы человеческие – впадаем в соблазн и отвергаем благодать. Из-за своего неразумия и гордыни не видим мы и великих чудес, когда Промысел Божий спасает всё человечество.
   А разве не чудо преподается нам всякий раз на литургии, в виде Святого Причастия? Каждое воскресенье, Сам Господь является нам в основанной Им Церкви, а мы зачастую, не понимаем и не ценим этого. В Причастии одухотворяются обычные земные хлеб и вино и превращаются в Тело и Кровь Господа. Тем самым и мы, подобно апостолам, становимся участниками Тайной Вечери. Со Святым Причастием мы принимаем в себя частицу Царствия Небесного! Ведь это настоящее чудо!
   Огромное число чудес явил Господь людям через своих святых. Они являются проводниками Воли Божьей в нашей жизни, наставниками, защитниками и утешителями нашими во многих скорбях. Естественно, что эта их миссия связана с щедрым чудотворением. И не только при жизни своей являют нам чудеса святые праведники и целители. Ещё больше чудес происходит по отшествии их из этого мира от их святых мощей. Не зря же в молебном стихе сказано: «Славен Бог во святых своих»!
   Однако мы редко замечаем присутствие Божье в нашей жизни, и это объясняется многими причинами. Главная из них та, что мы отделены от Милости Божьей завесой неверия. Ведь проявление Божьей благодати в нашей жизни определяется «синергией», т.е. соединением, слиянием нашей веры с желанием Господа нас спасти. Ведь Бог и в чудесах своих не хочет нарушать нашу свободу. Наша же вера слишком слаба, чтобы привести нас в ту реальность, где желанное чудо произошло. То есть чудо зачастую невозможно без нашей веры. Именно поэтому, судя по Евангелию, в Хоразине, Капернауме и Вифсаиде не произошли многие из чудес, которые мог бы даровать Господь. (Мф 11,21-24; Лк 10,13-15.)
   Веруя на словах, мы все равно сомневаемся. Нет единства веры и разума в нашей душе, то есть нет христианского целомудрия. Наукообразные противоречивые и примитивные предрассудки с детства засели в наших головах. Мы всегда заранее уверенно судим: то-то и то-то может быть, а вот этого не может быть никогда. Как это наивно и по-детски глупо! Как препятствуют эти суеверия нашему возрастанию в вере, как ограничивают наши возможности! Господь сказал нам о силе подлинной веры: Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в
море», и не усумнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, —
будет ему, что ни скажет; (Марка 11: 23-24)
   Во-вторых, у нас нет понимания Промысла Божьего. Мы привыкли объяснять всё происходящее в жизни, опираясь на наши ничтожные знания о мире и суждения слабого человеческого ума. Поэтому, мы можем просто не того просить у Бога. (Так оно чаще всего и бывает). То есть, желаемое нами чудо, возможно, вовсе не является благом ни для нас ни для ближних. Или оно является благом в недостаточной степени. Поэтому зачастую то, что дает Господь в ответ на наши молитвы является для нас чем-то неожиданным и проходит мимо нашего внимания. По маловерию нашему, из-за того, что уповаем на разум, мы не понимаем и не замечаем чудес Божьих в нашей жизни.
   Допустимо ли пытаться понять и объяснить чудо? Не кощунство ли это? Вот как писал о чуде выдающийся богослов и подвижник церкви о. Павел Флоренский:
Всякий факт может и должен быть объяснен, но и всякий факт, как отблеск Предвечного, может возбудить по отношению к себе чувство благоговения. И, действительно, настоящее чудо и должно состоять именно в таком рационально объяснимом, в широком смысле (но не поспешно объясняемом), явлении. Даже высшее чудо — воскресение Христа — есть явление естественное, но пока только единственный пример, так сказать, высшего закона же. Уже по одному тому это есть естественное явление, что все будет подчинено закону воскресения: все мы воскреснем; а, с другой стороны, воскресение есть разумная необходимость.
(П.А. Флоренский. О суеверии. http://ec-dejavu.net/s/Superstition.html)
   По-моему, лучше не скажешь! Ведь такой подход позволяет примирить наше стремление к познанию с верой. Вера не ищет чудес, но она благодарно принимает их, как благодать, – со смирением разума и с благоговением сердца.


Март-апрель 2010. Нюрнберг.


Рецензии