По деревне танки грохотали

   На фото из Интернета: и танк не наш и "ездюк"натовский. ( автор неизвестен)            


 По деревне танки грохотали.

 Посвящается
                всем детям войны,
                их внукам и правнукам




«Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны: ...
……………………………………
Сгорит в огне свободы враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде!"
 
«Песня «Марш танкистов»
 Слова и музыка   Д.Покрасса -  Б.Ласкина.


 
 
      Г.К.Жуков в мае 1940 г.на приеме у И.В.Сталина, высоко оценивая боевые  действия советских танкистов в боях на Халхин-Голе, высказал  необходимость  укреплении танковой мощи страны.
      Летом 1943 года гигантская  битва танков на Орловско-Курской дуге окончательно сломала хребет гитлеровской Германии и сожгла ее ударные бронетанковые войска.
 Это наглядно показано в музее Боевой Славы в Прохоровке.

       В далеком детстве песни о танкистах мы пели вместе с фронтовиками, вернувшимися с войны.
  На их живых рассказах о войне воспитывалось всё наше поколение.


                ***

     Могли ли мы в свои отроческие годы помыслить, что хитромудрием, фарисейством и откровенным предательством вождей КПСС  будет разрушен Советский Союз.

   Сегодня на кон "большой игры" поставлены совершенно иные,часто аморальные и безнравственные ценности.
Даже в интернете широко популяризируются различные компьютерные игры направленные на растление психической устойчивости  детей.
 В нашем далеком детстве было иное воспитание и  другие игры; лежачего не бить,товарища из беды выручать, старших уважать.


                *** 
      

   Дело было давно. Тогда к власти в СССР прорвался  «товарищ» Хрущев Н.С.
Перво-наперво,он с помощью Жукова и других военачальников завалил «товарища» Берию Л.П.
 А потом,что бы избавиться от лишних конкурентов,взялся за реформирование армии.

     Вот поэтому,в 1955-1958 годах,в бытность Жукова министром обороны СССР, Хрущев  организовал  первое сокращение советских Вооруженных сил на треть — почти на 2 млн.140 тысяч солдат и офицеров.
      Все газеты и журналы в те годы неустанно, взахлеб, трубили «ура»  уничтожению военной техники, радовались увольнению в народное хозяйство  40-летних боевых офицеров с  минимальной пенсией.

 (В наше время подобные реформирования армии и флота тоже имели место быть и не в менее циничной форме.)

     Тогда мне было лет двенадцать.Наслушавшись рассказов «про войну»,я хотел быть только военным моряком. Но хотеть– не значит быть.
    В те давние годы, в наших деревнях Пришекснинского района Вологодской области радио ещё и в помине не было, а поэтому для повышения уровня политического самообразования каждого колхозника понуждали выписывать еженедельную районную газету  «Светлый путь».
 
 Один из подписчиков, Ганя (Гаврил) Васильев говорил,что ему хватает этой газеты аккурат на неделю.
Читая абзац за абзацем, он сразу же использовал её на самокрутки.
 То есть,он не только прочитывал газету от первой строчки до последней,но и искуривал её по ходу прочтения. 
На вологодскую областную газету «Красный север» строго обязывали подписываться только коммунистов.
 У нас на три деревни был один член КПСС - Бурницов Геннадий Иванович.
     Примерно раз в месяц, в один из вечеров, в каждой деревне собирали всех  жителей и созывали на политинформацию,то есть, на читку и обсуждение всех текущих новостей.
Нас,подростков, на эти посиделки никто не приглашал.
 Мы сами, раньше взрослых, занимали места,кто где успеет приткнуться.  И слушали новости с полей, раскрыв рты и оттопырив уши.

      На одной из политбесед нам сказали,что Хрущев велел со всех танков снять башни и отправить их вместе с «охфицерами» в колхозы для перевозки колхозных грузов.
    Фронтовики все как один начали материться и дружно свернули из газеты самокрутки-«козьи ножки». Набили их ароматным табаком-«самосадом»,закурили и стали  вспоминать как наши танки дали «проср…ться» немцу под Курском и Орлом.
     Но делать «неча», стали мы ждать со дня на день, когда нам из армии танки пригонят что бы со скотных дворов навоз вывозить,бревна из лесу вытаскивать,да мало ещё каких в колхозе дел, с которыми без танков, конечно, ну никак не управиться.            

                ***

       Между тем, уже наступило лето. А танков в деревне как не нет, так всё и нет.
      Тут уж и сенокосная пора пришла.
       Мать мне дает задание:
     - Вот, Шурка, если ты за неделю выкосишь гектар травы, то купим тебе "лисапет".
А велосипед позарез мне хотелось, второй год выклянчивал.
    А гектар- совсем не маленькая делянка.Но я взялся за это трудное дело.
    Точу косу, а она выговаривает:- коси коса, коси коса.
Утром по росе коса легко: вжик, вжик, прокос за прокосом ровнехонько ложатся.
К вечеру на руках мозоли и коса уже совсем не вжик. А гектар почти так гектаром и остался не скошенным.
    За неделю, с горем и кровью пополам,выкосил я всё-таки эту чёртову делянку.
 На ладонях сплошные кровавые мозоли. Терплю боль, вазелиновой мазью ладони на ночь смазываю.
Одно радует:- велосипед уже во сне, как наяву вижу.

     Приходим мы с матерью в сельповскую лавку.
     Я спрашиваю у продавца:
     -Николай Иванович, а "виласипет"-то у тебя есть?
 
   -Нету велосипедов.- ответил не ласково продавец.

   - Ну, Николай Иванович?  Да я же на той неделе сам видел у тебя на складе этот "виласипет"-черный, никелированный руль, Прогресс» называется. Я знаю, что его никто у тебя же не покупал.
 Тут в наш мужской разговор встряла мама:

  - Николай Иванович,я ему посулила купить "лисапет",если он гектар травы выкосит?

   -Неужели выкосил? -удивился Николай Иванович.

   -Да, выкосил я этот гектар,вот: - и, с обидой в голосе, со слезами на глазах, показал ему запекшиеся от крови волдыри на ладонях.
     Николай Иванович, ни слова не говоря, зашел в склад, выкатил оттуда  в  новенький, в заводской смазке, велосипед «Прогресс», изготовленный на заводе ЗИЛ.
Лично накачал колеса, проехал вокруг магазина, потом дополнительно смазал втулки колес и звездочку и, как награду за ударный труд,  передал мне руль.

   - На, езди теперь, но не ломай и ухаживай за своим «вороным».
 
 Какое же для меня открылось счастье ездить на личном велосипеде.
 Теперь  четыре километра от деревни до магазина я пролетал за считанные минуты.
 Всё что необходимо было матери я теперь доставлял ей из магазина мгновенно.

    А между тем танки в колхозе так не появлялись.А мы всё же продолжали ждать с надеждой прокатиться на танке вдоль деревни.
                ***

     И вот однажды проснулся я среди ночи и слышу в деревне какой-то рев стоит,а за деревней тоже какое-то урчание.
 А потом,уже под утро,слышу: БУХ,БА-БАХ, БУХ.
     Вся деревня, от мала до велика, выскочила на улицу.
   А там!!!
 Везде танки: и в деревне, и в полях вокруг деревни; некоторые в сторону леса  ползут.

     К обеду из села Чаромское приехал на таратайке бригадир Геннадий Иванович и объявил, что целую неделю в нашей округе будут проходить большие ученья.
 Он всех предупредил,чтобы не мешали продвижению военной техники и оказывали  содействие военным.
Нам,ребятне,он дал особый наказ, чтобы никто не вздумал под танки соваться.
 
   -Танк он давит, а не гладит. Тут глядите до беды не долго.
 А  для нас все равно эти учения в радость.
    Мы были готовы всей ватагой бегать за этими танками и день, и ночь. Через два дня половину танкистов уже знали по именам.
     Танкисты вечерами тоже времени зря не теряли и приходили со своей гармонью в деревню на «галдарею» ( крытая галлерея  у зернового склада), где деревенские  девки с парнями пели и плясали до утренней зари.

    Три танка базировались в деревне Гологузка,( в полутора километрах от нашей деревни Назарово).
    Поначалу нас танкисты даже близко не подпускали к танкам.
Но потом командир одного танка сказал:
    - Ладно,после 2 часов дня приходите,пока экипажи будут отдыхать,(тогда в армии днем у военных был двухчасовой сон) покажем вам танки и всё, что внутри танка.
Так как часов ни у кого не было мы приперлись к танкам  часа за два и встали неподалеку своим лагерем.

Вот,наконец,подходит к нам солдат в шлеме и комбинезоне,а они все там были в шлемах и комбинезонах, и  говорит: 
   -Я командир башни. За мной! Шагом марш!

Мы с опаской окружили танк и начали  рассматривать гусеницы, гладить теплую броню, заглядывать в люки.

 Командир разъяснил нам,что в танк будет пускать только по двое.
 И строго предупредил, чтобы в танке ничего не дергали и не нажимали.
 
     Первые двое под присмотром танкиста обследовали всё внутри танка и благополучно выползли из его чрева с круглыми глазами:
 
    -Во, ребя,вот это танк.

    Дошла очередь и до нас с Юркой.Залезли в танк. Всё там было необыкновенно интересно,но только очень тесно. 
Мне тогда показалось, что от смешанного запаха солярки,пороха,масла и, наверное,сапожной мази и солдатских портянок, в танке пахло войной.

      Командир разрешил нам посмотреть в прицел.
 Вся наша деревня была видна как на ладони. Казалось,что до угла крайнего дома можно дотянуться рукой.
Потом мы с Юркой поменялись местами: я полез  вниз на место механика водителя, а Юрка на командирское место.

    Я уселся на место механика и сразу же начал изображать из себя водителя танка, забыв строгие наказы командира, стал  дергать за фрикционы и нажимать какие-то педали.
В это время Юрка там,на верху,тоже кого-то изображал из себя и прищуривался в   прицел.
Что произошло,я не знаю, но думаю, что Юрка чего-то нажал или дернул.
 Раздался такой грохот и звон, что у меня заложило уши.
 А ещё мне показалось, что танк подпрыгнул на месте.

     Мы с Юркой молниеносно выскочили из танка и оказалась на земле.
Командир танка уже через секунду скрылся в чреве танка, а потом так же быстро выскочил из него и вновь оказался рядом с нами.
Спавшие около танков и под танками танкисты всех экипажей вскочили и вмиг сгрудились около танка.
    На этом  наша "экскурсия" резко оборвалась.
     Как командир танка виртуозно материл "экскурсовода" и нас вместе с ним это надо было слышать.
Я такого  красочного командирского выступления никогда в жизни, в том числе и военной,не слыхал.
 Это была какая-то неповторимая песня. Тем более, что он эту речь произнес на чистой украинской «мови».
  При этом,командир танка распорядился,что бы никто из нас ни к одному из танков ближе чем на полкилометра не подходил и не подползал.

    На это я ему  тоже  огрызнулся:
  -Да,не виноваты мы. Это танк сам «стрелил».
    А раз так,то и ты со своим экипажем вечером к нашей галдарее, ближе чем за километр тоже не подходи, а то наши парни дадут вам такую «мутку», что и до своих танков не доползете.
  Он тогда вообще взбесился, схватился за кобуру и, угрожая, турнул нас от танка, а  вдогонку  прокричал:

  - Бегите, мать вашу... в свою деревню, поглядите чего вы наделали. Пол деревни, наверно, снесли к едрене фене.
 
     Мы даже подумать не могли,что танк был заряжен не боевыми, а холостыми снарядами и перепугались не на шутку. 
    Только после того, когда не обнаружив ни каких повреждений в деревне, мы успокоились и  предположили, что снаряд, наверное, улетел далеко в лес и там где-то взорвался.

     На этом  единство народа и армии  в отдельно взятой деревне закончилось.

     Потом,при разборке этой  «экскурсии»,мы так и не нашли «крайнего».
 Для нас до сей поры осталось загадкой: кто же всё-таки «стрелил из танка» я или Юрка.

                ***


   А между тем учения продолжались. Кто кого там побеждал нам было неизвестно.
Но тем временем стрельба на полигоне в Кущюбе не прекращалась целыми днями.От канонады даже окна во всех домах звенели.
Потом всё стихло.
 
      В последний день танки начали выползать со всех сторон и колонной,один за другим,как огромные черепахи,стали медленно двигаться в сторону села Чаромское.

    Все ребятишки,естественно побежали гурьбой их провожать.
    А я решил выпендриться.

    На своем новеньком велосипеде поехал впереди танковой колонны.
Сначала шло всё хорошо. Я еду за командира,танки за мной.
   Командир танковой колонны в переднем танке высунулся по пояс из люка и с кем-то вел переговоры по рации.
     Водитель танка видимо решил меня чуток расшевелить и добавил танку газу.
Я тоже начал ускоряться. Разгоняю как только могу свой велосипед,а сзади меня танк рычит и в спину мне газует.
 В какой-то момент я оглядываюсь вполоборота, теряю равновесие и ориентацию на дороге.
  Меня на глиняной бровке сносит в сторону. Я лечу с велосипеда и со всего маху попадаю в огромную придорожную яму заполненную водой. Сверху меня придавливает велосипед.
А в это же время,пока я барахтался в глиняной жиже и отплевывался,произошло совершенно непредвиденное.

     Танкист,испугавшись что может наехать на меня,летящего с велосипеда,  затормозил и резко взял к левому краю узкой грунтовой дороги.
 Танк, наехав левой гусеницей на такую же скользкую бровку дороги, завалился в глубокую водоотводную канаву.
 Перед самыми учениями по всем дорогам были прокопаны такие канавы очень большим плугом,который тянули сразу два трактора С-100.

     Командир танка,вытаскивая велосипед и меня из этой грёбаной ямы,только и сказал:
- Да, парень, не быть тебе танкистом. Готовься в  подводники. Нырять учись.

    Так для танкистов закончились учения на полях нашего колхоза и мои ралли на велосипеде по деревенской трассе Назарово – Чаромское.


 Вместо послесловия:

«Командир танка задает вопрос членам экипажа:
— Что главное в танке?
— Орудие, — отвечает один.
— Броня, — говорит второй.
— Гусеницы, — докладывает третий.
— Нет!!! Товарищи солдаты, главное в танке — не бздеть!»
   ( старый солдатский анекдот)

     И это правильно.

Броня крепка и танки наши быстры.

                ***

    Вечером мать,увидев меня в свиноподобном образе и велосипед со свернутым на сторону рулем,только и смогла с горечью выговорить:

- Ну, вот! Не надолго бесу красное яйцо,докатался, новый велосипед изломал.
 
      К утру велосипед был отмыт и стоял у дома как новенький,готовый везти меня в дальний путь на долгие года.
               
      Председатель колхоза "Погресс" Петр (в народе его звали "Пеша") Шептунов, так и не дождался, обещанных Н.С Хрущевым, танков,списанных из армии "за ненадобностью".

     К тому времени из Кремля уже поступила новая директива: срочно все поля повсеместно,в том числе и Вологодской области,засеять кукурузой.               
               
 
     Наши доярки и телятницы, как не вглядывались вдаль,но тоже так не дождались  уволенных со службы "охфицеров" в золотых погонах.
     Обманул их надежды и мечты на женское счастье "наш дорогой товарищ" Никита Сергеевич Хрущев.
               
 Правда, он  на ХХ11 съезде КПСС заявил,что в 1981 году наступит полный коммунизм для всего советского народа.

 Коммунизм этот конечно же наступил, но только лет через десять после намеченной съездом КПСС даты и для ограниченного круга "Абрамовичей" и "Чубайсов".

 Остальным дали по ваучеру,как  их долю от общего достояния рухнувшего СССР.

Фото получено из Интернета.


Рецензии
Читаю, и дух перехватывает. Как вчера это было. Я тоже Шурка,тот же велосипед, трудом заработанный, танки день и ночь за рекой, и я танкист. Спасибо, тронули до глубины души!

Александр Хлопотин   21.01.2018 16:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.