Притча о погонщике и осле

Юная колдунья наклонилась над огромным котлом. Ее русые волосы были забраны под рабочий черный платок, а серо-голубые глаза смотрели на поверхность котла задумчиво и внимательно. На ее лице отражались блики того, что бурлило в котле.
А там бурлила жидкость всех цветов радуги. Но колдунья знала, что зелье еще не готово. И вдруг какая-то мысль пришла ей в голову, и колдунья воскликнула:
- Как же я могла забыть про мораль! – ахнула она и быстро добавила щепотку фиолетового порошка. Зелье мгновенно стало небесно-голубым. Скоро оно совсем будет готово…
***
Белокурый юноша-славянин бодро шагал по дороге. Тело его было молодым и сильным, а в походной котомке еще оставалось достаточно припасов.
Только не было у юноши ни копейки денег, а они ему были необходимы сейчас же – больная мать требовала ухода. Но отец мальчика умер, когда тот был еще совсем маленьким, а мать обеспечивала сына в одиночку…До недавнего времени.
Незадолго до описываемых событий мать юноши слегла.  Они жили в деревне, где деньги почти не применялись, а матери нужна была помощь врача из города. А осуществляться она могла лишь за деньги…Зачем врачу корова?
Тем более, юноша хотел себя испытать, заработать собственные деньги собственным трудом. И чем быстрее, тем лучше.
Углубившись в свои невеселые мысли, юноша чуть было не заметил идущего впереди темноволосого мужчину-погонщика, толкающего телегу  с продуктами.  Вероятно, мужчина направлялся в город на ярмарку.
«А вдруг именно в нем скрыта прекрасная возможность заработать честным трудом?» - подумал юноша и быстрым, упругим, решительным шагом направился к погонщику.
- Могу я чем-нибудь помочь вам? – спросил юноша. Погонщик повернулся к нему. Лицо его было искажено терпеливо сносимым страданием, в темных глазах выражалась мука. Погонщик был старше нашего юноши лет на десять.
- Конечно, - слегка хрипло ответил он. – Я толкаю эту телегу уже много часов. Мне необходимо доставить ее в город, но мой старый осёл умер несколько часов тому назад. Не беспокойтесь, в первом же городе я награжу вас сполна. Вам ведь нужны деньги?
- Еще бы! – откликнулся юноша. – У меня тяжело больная мать, с ней осталась соседка. Чем быстрее будут деньги, тем лучше.
- Тогда вы согласны побыть ослом? – спросил погонщик.
Юноша заколебался. Осел? Он что, шутит?
- Не беспокойтесь. – Погонщик едва выдавил из себя улыбку. – Раньше города вы не сможете заработать деньги, а если они вам нужны побыстрее…
- Хорошо, я согласен. – Юноша кивнул. – Куда мне встать?
- На место осла, – сказал погонщик, - без непривычки вы не сможете тащить телегу сзади.
Делать было нечего – деньги были нужны юноше как можно скорее.  Пришлось согласиться с условиями погонщика, и юноша стал помощником погонщика.
Они шли долго до ближайшего города. Шли часы, дни, а город все не появлялся. Но юноша и погонщик не унывали; от нечего делать они начали разговаривать друг с другом и нашли много общего. Погонщик – странник; первоначально он действительно был погонщиком, но теперь он ради заработка стал продавать не только скот, но и другие товары. У погонщика тоже была престарелая больная мать, которая требовала денег.
Вскоре погонщик и юноша достигли города. Продав товары, погонщик часть денег отдал своему помощнику. Вид погонщика стал теперь намного счастливее, а юноша был рад, что делает сразу два добрых дела – помогает матери и поддерживает погонщика.
Настало время прощаться погонщику и его помощнику. Но за долгое путешествие они настолько привыкли друг к другу, что прощаться не хотелось.
- А давай дойдем до следующего города, - внезапно нашелся погонщик, уж больно ему не хотелось терять нового друга.
Погонщик согласился.  Юноша стал ему не только превосходным помощником, но и другом.
«А что, - думал юноша, - дойду до следующего города, получу деньги и пущусь в обратный путь. Чем больше будет денег на лечение, тем лучше»
Но юноша прекрасно знал, что мать ждет не денег,  а его самого.
Юноша и погонщик пошли до следующего города. На этом отрезке пути погонщик был все так же доброжелателен и приучил своего помощника не ходить как осел.
Много городов прошли так они, и каждый раз юноша вновь и вновь успокаивал свою совесть. У него ведь никогда не было друзей, а тут вдруг такой человек – друг, отец и наставник в одном лице. Юноше ведь никогда не доставалось в избытке отеческого участия, а это для него очень важно – так понял юноша в процессе общения с удивительным погонщиком.
Прошло много времени. Юноша почти забыл о матери и первоначальной цели своего путешествия, но тут вдруг погонщику начала изменять его обычная доброжелательность. Царили засухи, и несвойственная этому району жара ужасно изнуряла обоих, особенно погонщика, ведь юноша привык сносить все терпеливо.
Погонщик относился к юноше все высокомернее и холоднее; теперь юноша был для погонщика чем-то вроде раба, который никуда не уйдет. Погонщик поставил юношу на место осла, и самое страшное – юноша понимал, что он становится ослом, безвольным, не умеющим избавиться от мнимого друга.
На нем стала расти шерсть; вскоре юноша стал ослом и встал на четвереньки. Вскоре он стал лишь говорить: «Иааа»
Погонщик взял в руки хлыст и стал стегать осла. «Вероятно, так он поступал и с предыдущим ослом, - мелькнуло в голове у бывшего юноши, - и что, меня ждет такая же участь?»
Да, несмотря на унизительное положение осла, разум остался человеческим.
«Не хочу»
«Не позволю»
«У меня должна быть свободная жизнь»
«Он этого не достоин»
Однажды в жаркий день, когда погонщик весело напевал и изредка постегивал осла, посмеиваясь про себя, вдруг произошла перемена.
Осел поднялся на задние копыта.
Шерсть и ослиная внешность начали исчезать.
- Извини, - сказал бывший осел, - я пришел к тебе прежде всего заработать деньги, не подозревая, что ты станешь мне другом.  Но я тебе не раб. Тогда я согласился стать ослом и был им так долго – я жалею о своей ошибке. Но теперь я принял решение. Ищи другого работника!
И, не взяв денег, юноша пошел по другой дороге. Он не знал, найдет ли свою мать и заработает ли достаточно денег – но он знал, что если найдет, то ее любовь будет ему лучшей наградой за его ошибку.
***
Колдунья попробовала только что вскипевшее черное зелье и поморщилась. Неужели правда настолько горька?


Рецензии