Земля Израйлева. Гл. III

               
В 967 г. до н.э. царя Давида на престоле сменил 16-ти летний Соломон. Второй сын Давида и Вирсавии. Жене царя Давида Версавии в книге Царств отведена целая глава. Вот вкратце её суть.

На вершине своих успехов, во время войны с аммонитянами, царь Давид впал в грех. Однажды он увидел красивую купающуюся женщину. Это была Вирсавия. Давиду сообщили, что она жена Урии, одного из его полководцев.

Тем не менее, он приказал слугам привести Вирсавию во дворец. Вскоре царь узнал, что Версавия ждёт от него ребёнка. Давид вызвал её мужа из похода. Однако Урия, узнав об измене жены, отказался войти в свой дом.

Разгневанный Давид отправил Урия обратно на поле брани, где он и погиб. По истечении положенного траура Версавия стала законной женой царя Давида. Родила ему двух сыновей. Вторым был Соломон.

А вот как описано в третьей «Книге Царств» помазание Соломона на царствование: «…Давид, предчувствуя приближающийся конец, позвал к себе Соломона и завещал ему верно служить Богу и построить ему Храм в Иерусалиме на приготовленные им для этой цели золота и серебра…».

 Воспитанник пророка Нафана Соломон от природы был наделён светлым и проницательным умом. Он обладал многими разнообразными талантами. Несмотря на юношеский возраст, Соломон весьма зрело начал управление Царством.

Как было принято во все времена, он прежде всего разделался со своими внутренними врагами. Не пощадил даже родного брата Адония. Повесил его вместе с остальными противниками престола.

Затем Соломон окружил себя верными людьми. С их помощью ему удалось быстро установить мир и порядок внутри страны. Молодой царь наладил пошатнувшиеся, было, при царе Давиде отношения с соседними странами.

Вообще, царствование Соломона историки считают самым мирным периодом за всё время существования еврейской государственности. Египетский фараон выдал за Соломона свою дочь. В качестве приданного он подарил зятю стратегически важный город Газер в Филистимской долине.
               
Годы правления царя Соломона (967 – 928 до н.э.) считаются золотым веком древнего Израиля. Соломон провёл коренные административные реформы. Он практически разрушил племенную структуру израильского народа тех времен.

При царе Соломоне возникло новое  административное деление государства. Оно было поделено на двенадцать географических провинций.  Собственно, то были племенные уделы. Однако правители этих провинций подчинялись непосредственно царю. Соломон таким способом отменил существовавшую до него племенную коленную автономию.

Царь Соломон пришёл к власти благодаря поддержке наемных войск своего отца, царя Давида. Сильнейшим политическим сторонником Соломона и главной его опорой был Бная, командир воинов чужеземцев. Он напрямую подчинялся только царю.

 В дальнейшем Соломон назначил Бная главнокомандующим всей своей армии. При царе Соломоне была создана сильная централизованная власть. Широко развилась торговля. Еврейское государство процветало, и быстро богатело. В израильской казне скопилось столько драгоценностей, золота и серебра, что как сказано в библии, все эти сокровища сделались как бы равноценными обычному камню.

Передавая царство своему сыну, царь Давид завещал ему строительство Храма. Соломон приступил к его строительству на четвёртый год царствования, т.е в 957 г. до н.э. За помощью он обратился к финикийскому царю Хираму.

И тот прислал зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и прочих строителей. Кроме того Хирам подарил Соломону очень дорогие в те времена строительные материалы из кедра и кипариса. Камни для строительства Храма тоже добывались в ливанских  каменоломнях.

 Там же в Ливане их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама, и уже в готовом виде их доставляли на место постройки. Так что, как написано в Биьлии «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».

Медь для храмовых колонн и утвари добывалась в медных копях царя Соломона в Эдоме. Серебро и золото царь выделял из своей казны. На постройке Храма было занято колоссальное число работников – 180000 человек. Руководили работами 3.300 специально назначенных надсмотрщиков. Строительство Храма длилось 7 лет и было закончено в 950 г. до н. э.

Прекрасное святилище стало центром религиозного культа, символом единения еврейского народа. По красоте и великолепию ничего подобного ему на Ближнем Востоке не было. Слава о мудрости Соломона, его деяниях и несметных сокровищах распространилась к тому времени далеко за пределы Израильско-Иудейского царства.

Государи, важные деятели и богатые торговцы предпринимали путешествия издалека, чтобы полюбоваться Храмом еврейского царя, подивиться  великим чудом архитектуры и роскоши. Царь Соломон создал флот. Его корабли совершали дальние плавания, привозя необходимые товары, золото и произведения искусства.

На пике своей славы, совпавший с подлинным расцветом Израильско-Иудейского царства, Соломон воплощал в своём лице идеал миролюбивого царя. Народ всегда мечтал о таком владыке. Именно такая память о Соломоне сохранилась во многих легендах и преданиях.

Однако в действительности всё обстояло не так красиво. Неограниченная власть, неукротимая жажда сладострастия и безмерная роскошь, в конце концов, оказали на царя Соломона своё тлетворное влияние.

Как и все восточные правители, он имел гарем. Под стать всему прочему – тоже исключительный. Огромный и необыкновенный. Вот как описывает его библия: «... и было в нём 700 жён и 300 наложниц». Среди них – много иноземных язычниц. Под их влиянием «…он ослабел в вере отцов. К ужасу народа в самом Иерусалиме построил капища для культов Молоха и Астары».

В стране вспыхнул мятеж. Возглавил его сборщик податей Иеровоам. Соломону удалось подавить восстание. Иеровоам бежал в Египет. Тем не менее в дальнейшем  он стал правителем Израиля.               

   Историю своей жизни царь Соломон изложил в знаменитой книге «Екклесиаст». Испытав все возможные удовольствия, испив до дна полную чашу земных блаженств и радостей, Соломон в конце жизни так и остался неудовлетворённым. И это неудовлетворение он выразил в живущем до сих пор легендарном восклицании: «Суета сует, всё суета и томление духа!».

С именем Соломона связаны еще две книги, помещённые в библии: «Песнь Песней» и «Соломоновы притчи». Книга «Песнь Песней» является 30-той частью Танаха. В буквальном прочтении "Песнь песней" представляет собой собрание любовных гимнов, раскрывающих взаимные чувства Соломона и его любовницы Суламифи.

Соломон царствовал около 37 лет. В возрасте 52-х лет он умер. Приближенные царя не стали его хоронить в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

Еще при жизни Бог разгневался на Соломона за причастность к языческим культурам. За что пообещал его народу много бед и лишений. После смерти царя часть покоренных народов организовали бурное восстание, вследствие которого единое Израильское государство распалось на 2 части - Израильское и Иудейское царства.
          

  3.  Период существования двух еврейских царств.

После смерти царя Соломона в 928 г. до н.э. произошёл раскол единого Израиля. Эрец-Исраэль была поделена на два еврейских государства. Северное – Израильское царство со столицей в городе Шхем и Южное – царство Иудея. Его столица располагалась в Иерусалиме.

Израильское царство просуществовало более двухсот лет. За два века на престоле сменилось девятнадцать царей. Дольше всех продержалась династия Йеу (Ииуя). История Израильского царства оказалась необычайно циничной и на редкость кровавой.

Сыновья убивали отцов и братьев дабы захватить престол. А затем тут же жестоко расправлялись со своими противниками. Израильские цари отклонились от монотеистического служения Единому Богу Израиля. Они  воздвигали храмы с золотыми изваяниями тельцов, и даже поклонялись божествам финикийского культа.

Согласно Библии ни один из израильских царей не был «благочестивым царём». Цари Северного царства делали «неугодное в очах Господних». Они отступили от путей Божиих, насильничали, были безбожниками. В царстве процветали безнравственность и идолопоклонство.               
               
   Нечестивые северные цари ввели в грех и весь народ. Уже при первом царе, Иеровоаме, народ начал поклоняться идолам. Вот как это описано в Библии: «И говорил Иеровоам в сердце своем: Царство может опять перейти к дому Давидову. Если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому. Убьют они меня, и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому".

…И далее: «… и, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов, и сказал народу: "Не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской". И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху».

  В те времена в Израильском царстве жил пророк Божий, Ахия. Он пророчествовал против Иеровоама и его царства: "Так говорит Господь, Бог Израилев: ...Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня; Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на дом Иеровоамов...".
 
Так и случилось. В 722 г. до н.э столица Северного Израильского царства  Самария была завоёвана  армией ассирийского царя Саргона II. Большинство населения, потомки десяти из 12 колен Израиля, было насильственно переселено ассирийцами в Мидию.
 
Там народ Израильского царства бесследно затерялся среди окружающих его народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре. Они до сих пор распространены среди восточных еврейских общин. Согласно одной из версий потомки исчезнувших колен Израйлевых вернутся на родину только перед приходом Мессии.
               
После распада Израильско-Иудейского царства в Иудее остались лишь два колена. Иегуды и Биньямина. Они образовали Иудейское царство, которое существовало с 928 по 586 гг. до н.э. По размерам Иудея была меньше своего северного соседа – Израильского царства. Тем не менее, государство пользовалась большим духовным авторитетом. В первую очередь из-за своей столицы – Иерусалима с его священным Храмом. Что касается социально-экономических проблем, то по-сути они были теми же, что и в Израильском царстве.

Многолетние войны с Израильским царством и египтянами ослабили Иудейское царство. Царь Узия (785-733 гг. до н.э.) вернул Иудеи контроль над Идумеей. В результате Иудейское царство получило выход к Красному морю.

В годы правления Царя Хизкия (727-698 гг. до н.э.) в стране были проведены радикальные преобразования. Не только социально-экономические, но и религиозно-культовые. Хизкия реорганизовал армию, подготовив её к войне с Ассирией.

Особо заметный след в истории Иудейского царства оставил царь Иосий (639-609 гг. до н.э.) При его правлении страна, наконец-то, освободилась от ассирийского гнёта. Иудея присоединила к себе значительную часть территории бывшего Израильского царства. Иосий централизовал религиозный культ Яхве в Иерусалиме.

В последние годы иудейские цари пытались пойти на союз с Египтом. Однако безуспешно. В 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудейское царство. Он захватил Иерусалим и разрушил Первый Храм. Пленил примерно 10% населения Иудеи, и насильственно увёл его в Вавилонию. Этот печальный эпизод еврейской истории назван «вавилонским пленением».
          
       4. Ново-вавилонский и Персидский периоды.
 
70 лет евреи находились в вавилонском плену. С 587 г. по 517 г. до н.э. Однако Вавилон не стал забвением для народа Иудеи. В отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для десяти колен Израилевых, народ Иудеи не исчез, не растворился в других народах.

В составе Ново-Вавилонского царства переселенцы жили, трудились и размножались. При этом евреи не забывали свою родину и поддерживали с ней постоянную связь. Вавилонские правители относились к иудеям вполне лояльно.

В Вавилонском царстве евреям была предоставлена полная религиозная и социальная автономия. Еврейская община Вавилона имела своих старейшин. Евреи строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей.
 
За 70 лет плена монотеизм стал национальной еврейской религией, а само еврейство полностью избавилось от  язычества. Но эта община составляла всего лишь 10% численности еврейского народа Иудейского царства.

Как повествуют Библия («Книги Царей») вавилонское пленение началось с депортации  населения Иерусалима. Она была проведена в два этапа. Первая - в 587 г . до н.э., когда армия вавилонского правителя Навуходоносора после непродолжительной осады впервые захватила Иерусалим. Тогда в Вавилон была депортированных первая партия иерусалимских евреев.

Это были в основном высшие чиновники, иерусалимская знать и военная верхушка. А также ремесленники, чьё ремесло имело отношение к военному делу. Храм был частично разграблен, но не разрушен.

Вторая депортация последовала после неудачного антивавилонского восстания, которое поднял Седекия, последний царь Иудеи. На подавление мятежа была направлена карательная экспедиция вавилонской армии. Войска взяли Иерусалим в осаду, которая продолжалась более года. После взятия города, Храм были полностью разрушен. Седекия казнён, а почти все жители Иерусалима были депортированы в Вавилон.

Население Иерусалима составляло примерно десятую часть всего еврейского народа. Остальные 90% продолжали жить в небольших иудейских городах и селениях. В Вавилонию были депортированы только жители Иерусалима. Вавилонский плен иудеев имел и глобальный аспект.

Он стал первым шагом к распространению чистого монотеизма среди языческих народов. Именно с этого времени начался великий процесс иудейского рассеяния, который превратился в этап постепенного перехода языческого мира к христианству.

   В 539 г до н.э. персидский царь Кир II завоевал Вавилонию. Царство покорилось персам и вошло в состав Ахеменидской державы, сохранив свою автономию. Кир II стремился заручиться поддержкой народов, входивших в Вавилонское царство. В 517 г. до н.э. он издал эдикт, разрешивший депортированным в Вавилонию евреям вернуться в Иудею, и создать там свою национальную автономию. И очень многие вернулись. Однако немало иудейского народа так и осталось в Вавилонии.
 
   После возвращения на родину евреи начинают строительство Второго Храма в Иерусалиме. Оно продолжалось пять лет. В это же время  восстанавливается ранее разрушенная стена вокруг Иерусалима. В тот же период на территории Эрец-Исраэль, являвшейся частью Персидской империи, существовал небольшой еврейский вассальный округ Иехуд. Его административным центром был Иерусалим. В округ входили также Иерихон, Вифлеем и некоторые другие небольшие города. 


               
      


Рецензии
Лева!Увидел, что зашли ко мне, делаю ответный визит С интересом знакомлюсь с Вашими исследованиями.Понимаю и разделяю боль еврейского народа.Я не раз был и видел, ощущал, как непросто жить в таких условиях.Конечно, доказать объективно, кому должна принадлежать Святая земля, вероятно, невозможно.Да, думаю, и не стоит.У каждой стороны свой субъективный взгляд.
Хочу с Вами посоветоваться.Есть ли в Израиле служба, которая занимается поиском родственников? Я ищу много лет потомков своего отца Прибыткина Семена Борисовича, 1906 г.р.Родители развелись в 1946г в Подмосковье. Отец умер в 1971г.Во втором браке у него вроде были две дочери. Одну звали Инна.Предполагаю, что все они уехали из СССР.С большой вероятностью - в Израиль.Изъездил все рядом с Тушино ( там он умер) кладбища, крематории. Все тщетно.Буду Вам весьма признателен за любую информацию: как выйти на эту службу.Вадим Семенович Егоров ( это фамилия матери с 16 - ти моих лет). Мой эл. адрес wse38@mail.ru

Вадим Егоров   17.09.2014 19:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за интерес к моему скромному труду. Что, касается розыска родных, должен Вас разочаровать. Такой организации в Израиле не существует. Правда, музей Яд - Вашем разыскивает евреев, но иключительно погибших в период Холокоста. Может быть обратиться в передачу "Жди меня"?

Лев Израилевич   17.09.2014 20:38   Заявить о нарушении