Культуры доисторической Америки - Древний Перу

VV,I,I_Анкаш.
По меньшей мере, уже -18,000-15,000 лет назад, доисторические охотники и собиратели оставили первые следы своего пребывания на территории современного Перу, в провинциях Айякучу (Ayacuchu) и Анкаш (Anqash).
С точки зрения географии, Анкаш представляет собой регион контрастов.
Часть региона, в Андских предгорьях, вполне равнинна, но другая часть, вполне сравнима с Гималаями своими высоченными вершинами.
Белые и Черные Кордильеры, две независимых и протяженных горных цепи начинаются в этом месте; Чёрные расположены западнее и вершины их не несут на себе снежных шапок.
Белые Кордильеры - одно из самых высокогорных мест в мире,  восемь вершин здесь превышают отметку в 6000 метров.
Именно в регионе Анкаш, находится самая высокая горная вершина в Перу - всегда покрытая снегом Huascaran  (южный пик 6768 метров, северный - 6655), вторая по высоте во всей Америке.
Несколько более низкий пик Альпамайо являет собой, по многим описаниям, "самые красивые заснеженные горы в мире".
Перуанская глубоководная впадина, часть самого длинного подобного образования на земле, проходящая под толщей вод  Тихого океана, массами холодного течения Гумбольта, на расстоянии 150-180 км от побережья, в разломе Чимбота Chimbote, что располагается
на западе от региона Анкаш, являет нам 6263 метра глубины.
.
Этот регион отличен от многих других мест на планете и своими климатическими условиями. За одни сутки здесь, сменяют друг друга все четыре времени года - утром, когда восходит Солнце, начинается весна, днем, в полдень - лето, к вечеру, словно приходит осень, а с наступлением ночной темноты на горные террасы опускается зима.
.
Задержавшись, на какое-то время в Анкаш и Айякучу, непоседливые охотники неолита основали затем и такие, известные ныне, стоянки древности, зерна, давшие всходы в виде Южно-Американского цивилизационного зерна.
Это были Лаурикоча (Lauricocha), Пакаикаса (Pacaicasa) и Гитарреро (Quitarrero).
+
VV,I,V_Культура Лаурикоча.
Ряд пещер, названых Лаурикоча (Lauricocha), расположены близ Huanuco, в регионе центрального Перу, на высотах от 3,900 до 4,200 метров над уровнем океана.
Наскальные рисунки и множество других артефактов, оставленные здесь доисторическим человеком, относятся к позднему палеолитическому периоду, и датированы -10,000-2,500 гг. до нэ.
Исследователи отмечают, что культура Ларикоча - это весьма продолжительный период в докерамической истории Перу, период, продолжавшийся на протяжении более пяти тысяч лет.
Логично различают три 3 фазы этой архаичной культуры, различающиеся между собой:
1.-10,000-8,000
Характеризуется преобладанием оббитых наконечников в форме листа дерева и двусторонними ножами;
2.-8,000-5,000
Это фаза наконечников с зазубренными краями (как у ивового листа). Сами же наконечники, в основном, имеют прямую или треугольную (ромб) форму;
3.-5,000-2,500
Эту фазу характеризует использование малых инструментов и присутствие некоторого количества точнообработанных изделий (ножей) из кости, значительно меньшее количество артефактов из камня. Инструменты эти встречаются и в слоях из поселений
на побережье, первые из которых начали появлятся примерно тогда, когда третья фаза в развитии культуры Лаурикоча вступила в свой заключительный этап.
.
Изменяется, за столь длительное время, и рацион жителей Лаурикочи. Если для начальной фазы культуры, экспертами отмечено употребление в пищу, в основном, мяса оленьих и в меньшей степени гуанако (способ добычи пропитания - охота), то в последней фазе, мясо верблюжьих
становится значительно более доступным, что может говорить о наличии, к этому времени, культурного обмена между группами (горы и побережье), и даже, об успехах отдельных "продвинутых" поздненеолитических докерамических центров, в одомашнивании верблюжьих.
 Так ли это происходило на самом деле?
.
Аграрное искусство, астрономия и общие представления о строении Вселенной, включая постройку, в дальнейшем, каменных календарей, акустика, гидродинамика, искусство обработки камня, искусство строительства, зачастую в сложных сейсмоусловиях и на большой
высоте (три-четыре тысячи метров), изобразительное искусство, искусство танца, искусство плетения тканей, искусство селекции и
животноводство в целом, искусство обработки металлов - вот какие знания приобрело цивилизационное зерно Южной Америки за тысячу лет.
Вероятно, жителями региона долгое время неспешно проводилась здесь аграрная и животноводческая цивилизационная адоптация, приручение животных и селекция злаков. Эти мероприятия были выполнены в период между -8,000-3,000 гг. до нэ., примерно в тот же временной интервал, что и в других частях света. Стоит заметить, что скорее
всего, тогда не сам оседлый образ жизни привел древнейшие цивилизации к констатируемому технологическому рывку, само
 стремление к оседлости, появилось у человека верхнего палеолита вместе с этим достижением. Два параллельных процесса - одомашнивание животных и якорение (одомашнивание) человека, проистекали одновременно с селекцией злаковых. В дальнейшем уже, оседлость стала конкурентным преимуществом, так как позволила
избранным группам накапливать информацию в значительно больших масштабах, чем при охотничье-собирательском образе жизни.
Период -8,000-6,000 гг. до нэ., ознаменован одомашниванием кукурузы и ряда других растений на территории современной Мексики.
Вероятно, это явление распространилось на территории Древнего Перу из МезоАмериканского региона.
Становление цивилизации тогда вступило в новую фазу, фазу обретения знаний следующего порядка. Как теперь предполагается, опираясь на тождественность некоторых артефактов в слоях, в какой-то период времени, культура Лаурикоча трансформировалась в культуру Котош, чей центр
расположен всего в 80-ти километрах от ледникового высокогорного озера Лаурикоча, уже в керамике явив миру древние мотивы - сцены охоты и танцев, изображения животных, будто взятые с изображений в пещерах Лаурикоча (между этими событиями прошло примерно четыре тысячи лет).
Это были потомки тех, кто когда-то перешел на Американский континент по Берингову мосту, или вновь прибывшая - откуда-группа, ассимилировавшая с коренными жителями региона.
 Впрочем эти, несомненно, уже значительно более развитые к тому моменту времени группы, наверняка ассимилировали менее развитые народы, диковатых охотников и собирателей застывших в палеолите, не получивших нужных технологий и знаний.
.
В найденых археологами захоронениях культуры, датированых около -6,500 гг. до нэ., Кардич (Cardich) обнаружил 4 взрослых и 7 детских захоронений. Отмечена долихоцефальность  в 11 случаях из 11-ти (удлиненый череп, широкое лицо, рост от 1,62 метра).
Также, группой Кардича  в захоронениях был найден кристалл оксида железа, предметы из обработанного кремния (ножи  и наконечника), краски - охра, бирюзовая и красная, и створки океанских раковин, верно, использовавшиеся в качестве чашек.
.
источник - сайт educared.edu.pe,2011
редакция - ВОЛЬНЫЙ
+
VV,I,II_Котош.
в -3,000—1,500 гг. до нэ., как раз тогда, когда на другой стороне планеты, в Египте, Древнее царство Фараонов сменяло династии, вплоть до двенадцатой, на территории Перу, на восточной стороне Анд,
существовала археологическая традиция, называемая теперь докерамическая Котош (или -2,300-1,200 гг. до нэ. по другой датировке - сайт archeology about dot com).
На кечуа Kotosh означает "Груда камней", либо "Сложеные грудой камни".
Центром этой вполне широко географически распространенной культуры, скорее всего, являлся археологический памятник Котош, сохраняющийся недалеко от городка Уануко Huanuco.
"Храм Скрещенных рук", построенный около -3,000 гг. до нэ., и один из первых памятников великой цивилизации древности в Америке. Ритуальное сооружение, как согласились сегодня исследователи, центр паломничества, по периметру украшенное барельефами, изображающими персон со скрещеными руками.
"Святое место" спроектировано и построено таким образом, что в нем не могло бы проживать много людей. Вполне может быть, словно школа или миссия.
Скрещеные руки могут означать много что. Особо ретивые жрецененавистники говорят о аллегорическом смысле скрещенных рук, как образе жертвенности, того смутного времени, когда священиками высокого ранга творились обряды негуманных жертвоприношений.
Скрещеные руки могут являть собой символ защиты от злых духов либо врагов (оберега), либо образ сохранения посвященым тайных знаний, ноу-хау тех давно минувших дней?
 Либо даже герб конкретно этой культурной миссии, конкретного храмового центра.
Жилые поселения, по аналогии со многими другими подобными памятниками традиции Котош, всегда расположены несколько отдаленно. Они сооружали протогорода - постоянные поселения и сложные церемониальные сооружения, назначение которых до настоящего времени историкам не полностью понятно (нет единого мнения).
Схожие с Котош и Сан-Педро, признаки той загадочной культуры, имеют археологические памятники в местах Шилакото, Уайра-Кирка, Виракото и Пируру.
.
Эксперты исследователи отмечают, что жители страны Котош культивировали растения (маниока и картофель), в значительной мере пользовались ресурсами океана, то есть, транспортная сеть в этом государстве была каким-то образом налажена.
Вероятно, позже Котошская культура была поглощена другой культурой, более новой и прогрессивной и Котош трансформировалась в Чавинскую культуру. Может быть, это лишь разные временные периоды одной цивилизации древности?
+
VV,I,II,I_Сан-Педро.
Следующим памятником той, докерамической цивилизации Котош, является археологический комплекс "Сан-Педро" (San Pedro),
или Ла Галгада археосайт La Galgada, по названию ближайшего городка.
Расположен на восточном склоне Андского предгорья, на восточном берегу долине реки Таблачака (Bueno Mendoza & Grieder, 1988) на высоте 1,100 метров над уровнем океана.
Ла Галгада явил взору исследователей некоторое количество захороненй и архитектурный ансамбль, возведенный из экстраординарных конструкций (Мур). Разнообразные артефакты и остатки растений позволили заключить, что комплекс был обитаем во время позднего Докерамического и Раннего формативного (Начального) периода.
Радиоуглеродные даты после калибровки дали разброс от -2,660-1,400 гг. до нэ. (Grieder, 1988a).
Ряд исследователей датируют возникновение в этом расположении посещаемого пункта более ранним периодом около -2,900 гг. до нэ., что вносит некоторые корректировки в оценки временнх рамок существования культуры.
Скорее всего, дальнейшие находки вновь заставят исследователей расширить временные рамки для Котош и предшествующих.
Иногда, археологами констатируется тот удивительный факт, что древние перуанцы во времена процветания Котош-культуры "тратили больше сил и времени на постройку церемониальных сооружений, и значительно меньшее - на постройку своих жилищ".
Что это, объяснимая логика жителей сейсмо-неустойчивых, засушливых, подверженых повторяющимся воздействиям разрушительных эль-ниньо районов?
Нелогичным представляется современному взгляду потребителя подобный сценарий. Он рождает множество вопросов, все ответы на которые сводятся к фактическому подтверждению сценариев продолжавшейся тогда централизации и возвышения отдельных центров.
Результаты исследований показывают важность астрономических аспектов для Котош и предшествующих, явной космологической ориентированности данной культуры.
Заметно доминирование в сознании правителей и жителей духа сакрального учения и тотального повиновения всё ещё слитой воедино вертикали власти. Повиновение это может быть объяснено необходимостью обеспечения выживания индивидов в условиях недостаточной прогрессивности аграрного сектора сообщества и недостаточной благоприятностью погодных факторов и неустойчивостью климатических.
+
VV,I,II,V_Древний храм в Эль Парадизо близ Лимы.
На самом большом сайте (археогородище) Центрального Перу с найденными на сегодня десятью 10 древними стороениями,
в Эль Парадизо (El Paradiso), в древности представлявшим собой город, и являвшейся крупной фермерской и рыболовецкой комунной,
перуанскими археологами (из группы Министерства культуры Перу) был обнаружен Древний Храм.
Располагающийся ранее в правом крыле главной пирамиды, храм был датирован -3,000 г. до нэ, и имеет размеры 6,82 х 8,04 метров.
Стены храма были сложены из камня и покрыты желтой глиной, а некоторые фрагменты содержат на себе следы красной краски.
Под этим храмом обнаружены следы более древнего строения из песка и камня.
Исследуемый храм - это первая подобная структура, на сегодня найденная на Центральном побережье Перу.
.
Господин Рафаэль Варон (министр культуры Перу) высказал мнение, что обнаружены доказательства того факта, что  сообщества в позднем Прекерамическом периоде истории Перу в -3,500-1,800 гг. до нэ., были связаны между собой гораздо лучше, чем ранее считалось.
- Это объединяет весь регион вокруг Лимы, делая его фокусом всей древней Андской цивилизации с незапамятных времен - с консолидированными религиозными, экономическими и политическими возможностями, - сказал г-н Варон.
Археолог Марко Гуилле (Marco Guillen) возглавлявший команду открывателей, сообщил корреспонденту BBC Матиа Кабица (Mattia Kabitza), что одна из черт, главная характерная особенность, присущая древней религии - использование огня, горящего в центре храма.
- Дым направлял древних священников к единению с их богами, - добавил он.
.
источник - сайт bbc.co.uk, Ancient temple in El Paradiso, 1302-2013,
перевод и редакция - ВОЛЬНЫЙ.
.
иллюстрация - фото "Микула", 12-2013, мастерская Фсогов, камень, акрил.


Рецензии
Поверить не могу, что мне ни разу доселе не пришлось набрести на информацию о Храме скрещенных рук, огромное Вам спасибо! Пойду просвещаться и восторгаться)

Калли   01.09.2012 22:46     Заявить о нарушении
Калли, был рад помочь вам. буду копать дальше. тема Южно-Американского цивилизационного центра представляется афтору очень интересной. там еще много чего необычного в своих высотах скрывают Анды и Кордильеры:) с уважением,

Фсогов   03.09.2012 13:33   Заявить о нарушении