О покаянии

   Долгое время я не понимал, отчего так происходит, что чем более праведную жизнь ведёт человек, тем больше он кается. Казалось бы, это противоречит логике. – Ведь чем меньше грешит человек, тем меньше должно быть у него поводов для покаяния. А получается наоборот. Вот что пишет выдающийся современный богослов А.И. Осипов:  «Те, которые очистились от страстей, приобрели смирение, "стяжали, - по слову преподобного Серафима Саровского, - Духа Святого", приходили к любопытнейшему с психологической точки зрения состоянию: они начинали видеть себя худшими всех. Пимен Великий говорил: "Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я"; Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, так что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние. Что это? Лицемерие какое-то, смиренничание? Да избавит Бог. Они, даже в мыслях боялись согрешить, потому говорили от всей своей души, говорили то, что действительно переживали».
   Но ведь это нелогично и даже трудно себе представить? – Если судить поверхностно и формально, то да. А по сути – всё правильно и исполнено глубокого смысла. Святые праведники оттого больше каются, что они прозрели душой. Внутренними своими очами они узрели свет Царствия Небесного и перед этим светом померк свет мира сего. Обычные люди говорят: «мы не крадём, не убиваем, не трогаем никого, ещё и детям помогаем – не в чем нам каяться». Это от того они так говорят, что зрят обычными очами и жизнь их освещена обманным светом мира сего, не просвещающим суть. Про них, которые зрят и не видят, сказано:
«Итак смотри: свет, который в тебе не есть ли тьма?» (Лк.11.35) Не понимают они, что видят лишь поверхность жизни, а глубокая её правда сокрыта от них. И заблуждение это не так уж безобидно, как можно подумать. В равнодушной своей замкнутости такие добропорядочные люди не слышат стенаний страждущих братьев и по своей слепоте попускают злу разрастаться в мире.
   Праведники же, зрящие внутренними очами, видят испорченность своей человеческой природы, склонность всякого человека ко греху. И дело здесь не только в несказанном совершенстве того образца, по которому они равняются. Им дано по благодати прозревать тончайшие, даже не оформленные ещё в слова, чувства и помыслы людей. Оттого и ужасаются они, видя, как не соответствует человек Промыслу Божьему. Воистину, кто узрел хоть толику Божьего Света, тот не забудет его вовек и будет всегда просвещать им свою жизнь. Кто действительно причастился Господу, тот всё на свете будет мерить мерою этой великой Благодати!

Июнь 2004. Нюрнберг.


Рецензии
"..чем меньше грешит человек, тем меньше должно быть у него поводов для покаяния." Неверно. Чем меньше заблуждений (грехов), тем больше возможностей открывается для изменения сознания (покаяния).
А праведники вовсе не ужасаются, а смеются, видя, как люди не видят собственного соответствия Промыслу Божию, и направляют видение..если хотят..)

Галия Байкан   01.09.2012 20:51     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен! Фраза: "..чем меньше грешит человек, тем меньше должно быть у него поводов для покаяния" как раз и приведена, чтобы показать ошибочное, поверхностное суждение.
Спасибо за отзыв!

Аркадий Костерин   08.09.2012 13:03   Заявить о нарушении
да? сорри.. наверное, я не была достаточно внимательной при прочтении..

Галия Байкан   08.09.2012 14:08   Заявить о нарушении