О юродстве и танцующих в храме

Апология христианам. О юродстве и танцующих в храме.
В нашей стране, как ни в одной другой, велико число святых юродивых Христа ради. Это они во времена опричнины безбоязненно обличали царя Ивана Грозного в насилии, это они скрывали христианский подвиг под маской безумия , это они попирали все внешние формы благочестия, лишенные внутреннего содержания.
Святой Никола Псковский вынес царю Ивану IV кусок сырого мяса в Великий Пост.
- Что ты, я ж христианин и соблюдаю посты, - сказал царь, приехавший с опричниной разорять Псков.
- Посты соблюдаешь, а кровь христиан проливаешь…  - ответил святой* ( как-то так, точнее см. Т. Н. Недоспасова. Русское юродство).
Святой Василий Московский, собор в честь которого украшает главную площадь столицы, имел ещё одно прозвище – нагоходец. Порицая роскошь сильных мира сего, он ходил по Москве без всякой одежды и безбоязненно высказывал царю Ивану Грозному слова порицания.
- Я молился в храме. – Заявил святому Василию царь.
- Уж и молился. Телом-то был, а мыслями строил себе дворец на Воробьёвых горах *.
Юродивый по Пушкину (и далее Мусоргскому), обращаясь к Борису Годунову:
- Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
На Руси было уважение к таким блаженным дурочкам, которые могли без страха сказать правду, как она есть, по поговорке: «Глупый да малый скажут правду».
И потому прославлены они в лике святых и стоят им храмы по всей земли русской.
В современной России с возрожденными не так давно храмами и новообращенными правоверными пугает фанатичное раболепство перед внешним благочестием. Не про таких ли говорит русская поговорка: «Бородою Авраам, а по делам Хам»? Как бы отнестись такие новоиспеченные верующие, зайди в их церковь святой Василий Нагоходец? Что бы сказали они, присутствуя при диалоге царя Ивана и Николы псковского? Не те же слова: «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» (вспомним ответные слова Христа: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин. 18:19-24).
Не настораживает ли их, что в тех же судебных инстанциях, где менее полувека назад сонмами проходили святые новомученики Российские, нынче осуждают пляшущих девиц за несоблюдение внешнего благочестия?
Но, к счастью, основана Церковь не ими, а Христом, сказавшим некогда Понтию Пилату:
«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.» (Ин.18).
И я верю, остались ещё люди, которые подвизаются в храмах не о длине подолов и количестве поклонов, а о любви, правде и чистоте.


Рецензии