По грибы...

Как много грибов появилось на стихийных, организуемых вдоль жилых домов,рыночках, что рядами располагаются около магазинов!

 Хороши: грузди маленькие, на засолку, с чесночком, войдут в банку; грузди большие, тоже на засолку, но для кастрюли или бочки. Белые, кругленькие, почти без земли...

Вспомнилось- с мамой и бабушкой ходили в лес за грибами, по холодку,обязательно надо было одевать платок, подвязывая по-бабьи; кофту с длинными рукавами. Штаны,сложенные в корзинку, одевались только зайдя в лес. Боже упаси пройти по улице в трико!

Сосновый лес встречал сухим пропаренным воздухом. Весь светился, и казалось,что сосновые иголочки ловят солнечные лучи, иногда пролетала над головами белка-летяга. Бабушка вспоминала свои случаи из жизни, связанные с белками, рассказывала их, осторожно шагая по мягкому ковру из листьев и хвои. В лесу таилось чудесное, как в Берендеевом царстве:
за огромной сосной пряталась избушка на курьих ножках, а узенькая песчаная тропка вела к Лешему; в затянутом тиной лесному пруду жила болотная Кикимора. Лес таил чудеса, он рождал сказки, он и кормил.

Мама рассказывала обычно о травах, которые можно употреблять в пищу, и которые спасали их в голодное фронтовое детство. Рассказывала, что ели пикули, чистили их также, как мы сейчас чистим бананы; добавляли в муку лебеду, крапиву и много- много всяких других трав. Пили травяные чаи. Потом,во время войны, бабушка приносила плиточный чай. Давали ли им его на работе или это были какие-то посылки от моего пропавшего без вести деда? Не помню, говорили ли об этом.

Грибы собирали разные, и грибов было много - практически не было червивых. Толи червей было мало, или они питались чем-то другим, а не только грибами, а может, ходили в лес по грибы в такое время, когда они только начинали"идти". Ведь мы и вправду говорим:"грибы пошли", а куда пошли? В лес? На прогулку? В магазин? На "стрелку"?

Какие звуки издавали хрустящие, ломающиеся под ногами тонкие сосновые ветки! А паутина, оплетающая самые удобные проходы между деревьями... Однажды я взяла палку, (сразу зайдя в лес, бабушка отыскивала хорошую палку, и пока ходили по лесу, опиралась на нее.Я думала, что это палка помогает и бабушке, и маме собирать грибы- такая разница была в содержимом корзинок!) и стала крушить мешающую пройти мне  паутину. И страшный мохнатый паук на середине паутины показался настоящим палачом!

Я получила от бабушки такую страшную отповедь! Вот тогда не думала,что пауки кому-то нужны: они проходить мешают, мух, комаров,-бедных насекомых беззащитных ловят,-в общем, кровопийцы лесного "пролетариата". А бабушка сказала, что в лесу- каждый на своем месте, свое дело делает. Нет ни лишних, ни лентяев. "Это мы, люди, здесь лишние. Мы здесь- гости. Поэтому уважай тех, в чьем доме гостишь!"
Мне было стыдно ужасно! Я тогда возненавидела мою бабушку и долго дулась, называя ее про себя "баба Гила". Но потом обида прошла, паутина мне больше не мешала. Да и паутину паучки плетут только в солнечный удивительный день. Не всегда.

Собирали маслята, сыроежки, которые в народе называли "синявки". "А почему синявки? Они же не синие?"- спрашивала я. Сыроежки были серые, у которых можно есть ножки сразу, как только сорвешь, были желтые, красные, зеленые- тоже съедобные, но с привкусом. Почему "синявки"? (Чуть позже синявками стали называть опустившихся женщин, потом их же- сиками, а теперь- грубо "бомжихи". Синявки-сыроежки быди вкусны как начинка в варениках, которые залеплялись по-особому. И горячие подавались со сметаной(тогда и сметана была вкуснее и продавалась в больших бидонах- наливали в банки большой поварешкой). Почему назывались "синявки" мне много раз говорили, но сейчас не могу вспомнить.

Вкусны были жаренные рыжики - не сравнимы ни с какими другими грибами во вкусу! А росли на пожарищах - я тогда всегда спрашивала:"Кто может поджечь лес?" Я думала, что лес- другое государство, и нам, городским жителям, нельзя там безобразничать.

Брали  подосиновики и обабки. Находили и царя грибов: белый или боровик.Красавец, нечего сказать! В моховой мантии, на моховом троне он был великолепен!

Грузди я не умела искать. Когда мы встречали сосну с изрытым прикорневым пространством, мама говорила:"Вот свиньи". А бабушка говорила, что,наверное, ходят с граблями. Я представляла толстых розовых хрюшек на задних лапах, в передних еле удерживавших грабли. Мне становилось смешно. Лишние вопросы, а мне обо всем хотелось узнать, задавать не разрешалось:"Много будешь знать, скоро состаришься", "Мама, ты куда?"-спрашивала я и слышала в ответ:"На Кудыкину гору".

В лесу были и другие красавцы- в яркой красной одёжке, с белыми горошинами , в оборочках на ножке - красавцы! И почему их никогда не брали вместе со всеми грибами? Иногда бабушка брала один-два мухомора, заворачивала в платок, а потом, придя домой, посыпала сахаром разложенный мухомор на тарелочке - от мух. "МУХО-мор!"- говорила она.
Когда в лесу встречались поганки, а в их число входили и те грибы, которые кто-то ел, но не ели мы- стручки, сморчки, дождевики, черные грузди(хотя на самом деле они не черные, а зеленые, а соленые- бардовые), и многие другие грибы, мама говорила:"Вот ,раз эти грибы есть, значит, и другие тоже есть".

Особый запах прелой земли и грибницы...В березовом лесу всегда тяжелей дышалось,всегда встречал сонм комаров, комарищ и комариков. Тогда рукава кофты натягивала до пальцев, чтобы не добрались "кровопивцы". Мама доставала бутылочку с вонючей жидкостью- от комаров. Мне мазали только лицо, потому что была маленькой. Но зато ломали веник березовый - отмахивайся. Я тогда напоминала себе корову- корова тоже машет хвостом. А у меня хвоста нет- вот теперь веник будет вместо него. Забавно. Какие грибы? Они прятались от меня. У мамы и бабушки были полные корзинки, у меня- один-два на донышке.
" Мы большие, нам издалека видно",- говорила мама.
Бабушка шла рядом, а потом убегала куда-то в сторону. Тогда мама говорила, что за ней погнался черт. Я верила в то, что на самом деле появился невидимый черт и погнался за бабушкой. Но бабушка возвращалась с полной кучей грибов. Мама говорила :"Мама, не люблю ходить с тобой за грибами, ты убегаешь" "Почему убегает? Ведь за ней погнался САМ ЧЁРТ!"- думала я, но спросить или уличить взрослых в нестыковке не могла - было не принято. Просто это так, а не иначе.

Однажды мы ушли так далеко,что верхушки сосен закрыли небо, зеленый мох сменился коричневатым ковром опавшей многолетней хвои. Сосны- все как на подбор, высокие, стройные - и грибов много, уже и собирать некуда. А они все идут, грибы-то. Что делать? Сняли платки, в платки грибы стали складывать. Мама кофту сняла, бабушка тоже - все уже заполнилось. Мама говорит:"Надо место запомнить, где мы, в следующий раз придем.Мама, ты запомнила, как мы сюда вышли?" Бабушка подняла голову и замерла:"Люська, заблудились мы вроде". Мама посмотрела по сторонам- и на меня, как я,-устала ли? Голодна ли? А мне что- взрослые не голодны, пить не просят, ну и я - не голодна и пить не хочу, и не устала- думала, чем меньше жалуюсь и чего-то прошу, тем быстрее взрослею(взрослые не плачут! взрослые не хнычут!)Стали прислушиваться,неба-то не видно совсем. Бабушка сосну подыскивает, а какую забраться можно, а они все как на подбор- нижних веток нет, по ним только медведь с когтями поднимется.
Пошли наугад.
Показалось, что дорога там.
Что меня потянуло в сторону? Чуть в сторону повернула-на желтые глаза наткнулась и встала. Мама кричит меня, бабушка кричит, а я стою. Громадная собака. Собака- не собака, значит, волк. Волк?"Так ты вот какой, ВОЛК!"- говорю. А он смотрит на меня, я- на него. Погладить захотелось. "Можно, я тебя поглажу?"-спросила я. Он молчит. Только глаза,будто электрическими лампочками подсвеченные. Горят. Я к нему - он скрылся, как растаял. Был- и нет. Тогда мама меня схватила за руку:"Пойдем! Это же волк!"

Мама побежала, я за ней, бабушка уже давно куда-то вперед грибы унесла, какие смогла унести. Нам и не до грибов - выбраться бы скорее! Когда бабушка узнала, что я с волком разговаривала,стала мне говорить, что волки разные бывают, но лучше с ними не разговаривать. Потому что разговаривать они особо не любят. Они больше любят зубами работать, а не языком.

И так, поучая меня, незаметно вышли на трассу, побрели, растеряв платки с грибами, вдоль дороги. Тогда впервые увидела как растет болотные травы.  И впервые ощутила бесконечность дороги.Дороги не кончаются. Это кончаются наши силы.

Кто-то остановил проезжающую машину. Белую. Вероятно, это были "Жигули" или "Лада", а может, это одно и тоже.  Водитель спросил, куда нам, мы сказали, что в город."Какой?"-спросил он и я поняла, что мы забрели куда-то очень далеко.
А потом, когда он сказал, что так далеко он не поедет, а высадит нас, провезя как можно дальше, согласились.
Поздно ночью, на второй или третьей попутке мы оказались дома.

Это приключение, которое произошло очень давно, послужило толчком к изучению леса, способах самозащиты и выживания.


Рецензии
Милая Ира! Как хорошо Вы написали и про грибы, и про грибной лес. Я любитель тихой охоты и Ваш рассказ принял близко к сердцу. Моя покойная теща, родившаяся в Сибири, рассказывала, что за грибами они ездили на лошадях и привозили из лесу целый воз груздей, солили их бочками на всю зиму. Кстати, мы с супругой тоже солим грибочки. В этом году у нас на них небывалый урожай.
А в Кургане в братской могиле похоронен мой дед. В голод 20-х годов он был послан в Сибирь за хлебом для рабочих, в дороге заболел холерой, в Кургане был снят с поезда, там и умер.
Об осеннем лесе и грибах я написал рассказ "Неожиданная лесная находка" (http://www.proza.ru/2011/11/15/916). Появится интерес, познакомьтесь.
С теплом
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   11.11.2012 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо.
В Кургане в начале 20 века холера, дифтерия и тиф -были бичом. От тифа (или холеры?-вот забыла),умерла моя прабабушка.
В тундре,на Севере, грибов ещё больше чем у нас. У нас их уже мало.А рассказ Ваш обязательно прочитаю.

Ирина Санникова   22.11.2012 13:54   Заявить о нарушении
Милости просим!, Всегда буду рад принять гостей на своей странице.
До встречи.
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   22.11.2012 13:59   Заявить о нарушении
Милая Ира! Увидел Ваш визит на мою страницу, и пришел к Вам с ответным визитом. И снова прочитал про грибы. В лесу, через который мы иногда ходим на дачу, появились опята. Попадались пеньки, так густо усеянные грибами, что не было видно самого пенька. Сожалели, что не взяли с собой фотоаппарат, интереснейшие получились бы снимки. А супруга нашла еще и весёлки. Знаете, что это за гриб? Он лечебный, впрочем, если интересно, можно найти о нём статью в Интернете. Дома было много работы: наелись и жареных опят, и засолили пятилитровую банку, а еще и заморозили.
А как у Вас с грибами? Доводится ли отведывать рыжиков и груздей, или только вспоминаете о них?
С уважением,
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   10.10.2014 17:10   Заявить о нарушении
В это лето у нас было много грибов- маслят. А вот груздей и опят как-то не довелось набрать- не знаем, в каких местах они растут. Так, встречаются по один-два гриба, так что не до засолки.

Ирина Санникова   25.12.2014 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.