Свойства памяти

Не однажды и многими подмечено: в пожилом возрасте память на сиюминутные и недавние события резко снижается, и, наоборот, обостряется память о прошлом. Детские воспоминания становятся яркими, будто оживают и позволяют тебе вновь на какое-то время погрузиться в «ту жизнь»! Ты легко находишь собеседника среди своих сверстников.
Что хочет нам ПОДСКАЗАТЬ ЖИЗНЬ таким своим проявлением?

Замечено: плохое забывается, светлое и радостное остаётся! Не является ли это ПОДСКАЗКОЙ, ЧТО НУЖНО ЦЕНИТЬ среди всякого «НАБОРА» ЖИЗНЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ?
В связи со сказанным, я вспоминаю вскользь брошенную фразу старого фронтовика-казака. Она вырвалась у него невзначай, и сразу же снова была спрятана, «захоронена». Разбередив свою память, он выдохнул: «Всякое бывало! Кое-что вам даже и знать не надо!»

Но сейчас мы несколько о другом: зачем жизни МЕНЯТЬ свойства памяти с возрастом? Какой в этом заложен смысл? Ведь вся жизнь создана со смыслом, и любое её проявление ЗНАЧИМО!
Можно сказать: к осени лист сохнет, желтеет. Вот и память… гаснет!
Это – само собой. Это лежит на поверхности. Но уверен, что, вглядываясь в жизнь, вы не однажды вдруг замечали нечто глубинное, всем видимое, всем привычное, но остановившее ваш взгляд? Бывало?
Вот и память человека… В ней тоже не всё лежит на поверхности…

Да, осенью лист сохнет. Но почему ЖЕЛТЕЕТ?! Почему окрас увядающего осеннего листа заставляет дерево ВСПОМНИТЬ самое дорогое в его прошедшей летней жизни – цвет солнца? (Да, свет солнца «дневной», полного спектра цветов . Но дети всегда рисуют его жёлтым?!)

А что, если… по истечению срока познания жизни человеку дают возможность отрешиться от всяких мелочей, даже… от самой по себе «тактики», ежедневных заботах о жизни, и… заставить задуматься о «её основах»? Вспомнить всё прожитое, переосмыслить его с высоты опыта. Конечно, многое вернуть невозможно, не даётся и повторной попытки даже искренне желающему многое исправить.
Но! А вдруг…?

А вдруг от тебя хотят услышать твою собственную оценку?! И, возможно, это позволит «судьям-экзаменаторам» твоей жизни исключить свои сомнения между двумя оценками?!
Тем более, если ты, не пытаясь вернуть невозможное, сумеешь вложить свои мысли и выводы в головы своих наследников или последователей!
Да и, в конце концов, жизнь ещё не кончилась. Что-то ещё можно СДЕЛАТЬ! Что?

А если подумать? И потрудиться! Благое дело даёт силы и радости! Даже если об этом будешь вспоминать уже не ты.

Вывод, который возможен для человека, верящего в Бога.
На пороге МЕТАМОРФОЗА ДУШИ в мир ДУХОВНЫЙ человека УХОДЯЩЕГО перестают интересовать многие прежние ценности РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. И он «уходит» в себя, ощущая ВЕЧНОСТЬ.


Рецензии
Не на все вопросы можно дать внятные ответы. Так и с вашим вопросом об изменениях памяти в старости. Человеческая жизнь делится на несколько этапов - жизнь до рождения - младенчество - детство - отрочество - юность - молодость - зрелость - пожилость(перезрелость) - старость - послесмертье. И на каждом жизненном этапе качественно разные состояния души и тела. В детстве и молодости человек увеличивает свои возможности, а в старости - утрачивает. Так и с памятью, самые поздние приобретения удерживаются в сознании хуже, чем то, с чем жил всю жизнь. Оно и понятно - у событий из прошлого больший массив связей со всеми образами сознания, чем у событий текущего настоящего. Стареет тело, органы чувств реагируют на действительность с меньшей силой, чем раньше, оттого и образы действительности рождающиеся у старого человека обладают меньшей энергией, чем образы рождавшиеся у него в детстве и молодости. Зачем нужна старость? Тем более, если она обременена не только телесной, но и умственной инвалидностью? Задумавшись над этим вопросом лет 10 назад я ответил себе - Старость даёт возможность нестарикам получить и выучить урок истинной любви. Она же есть и человечность, и душевность, и как ни странно разумность. Казалось бы, какой смысл ухаживать за безнадёжно немощным стариком, продлевать его уже бесполезную жизнь? Смысл именно в осознании необходимости бескорыстности как корня человечности и разумности. Почему обязательно триада бескорыстность-человечность-разумность? Поясню на мысленном примере. Представим себе ситуацию: семья - ребёнок, мать одиночка и безнадёжно больная неподвижная бабушка, еды добываемой женщиной хватает только на двоих. Как будет делить еду женщина в этой ситуации? И другая ситуация, когда еды хватает на всех? В обеих ситуациях женщина поступит бескорыстно, человечно и разумно, в первую очередь заботясь о будущем (ребёнке), во вторую о настоящем (о себе кормилице), и в третью - об уходящем прошлом (о бабушке). Можно ужесточить ситуацию - как поступить женщине, если еды в обрез только на одного? Разрушится ли здесь триада?

Николай Нефёдов   24.01.2016 02:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай!
Рад встрече с думающим человеком!
Заглянул на вашу титульную страницу. Рассказа о себе (резюме) нет. Есть только фотопортрет.
Приходится самому представлять образ нового собеседника. (Простите, конечно).

На фото виден человек. В годах. Но ещё зрелый. (Возможно, дагестанец?). Взгляд человека устремлён в землю. Очевидно, человек устал глядеть вокруг: впечатлений от жизни много, надо их осмыслить, записать.
Из перечня произведений выбираю "Афоризмы". (В них - внутренние утверждения.)
Число афоризмов - 174 ! Да, человек думающий, но не успокоившийся, беспокоящимся, как бы не упустить в своём видении Жизни ещё вот это очень важное Её правило, и это!

У меня тоже есть файл с собранием "Мысли других". Скопировал туда и ваши, Николай, афоризмы. Пока заметил для себя шестой и двенадцатый ваш афоризм (я читаю медленно).

Повторяю: всё это мне пришлось делать, так как автор САМ не рассказывает о себе. Но чтобы ОТВЕТИТЬ на большую рецензию, мне надо иметь представление о собеседнике.
Но мне ОЧЕНЬ важно знать, верит человек в Бога (или Аллаха?) или нет. Мне это очень важно!

А пока спасибо за большую рецензию, очевидно, заинтересовавшего вас размышления и заставившего вас, думающего человека, откликнуться на него.

С уважением,

Юрий Анников 2   24.01.2016 10:30   Заявить о нарушении
Верю ли я в Бога? Однозначного ответа у меня нет, но точно могу сказать, что в Бога, в общепринятом смысле, я не верю. Взгляните мои http://www.proza.ru/2010/01/08/75 и http://www.proza.ru/2010/01/10/162.
Что касаемо моего происхождения, то я русский по духу, по воспитанию и по родителям по крайней мере до прапрадедов точно. Но и по отцовской и по материнской линии в родне есть черты средиземноморской расы. Меня принимали по внешнему виду за своего и кавказцы и евреи. Поездив по миру могу сказать, что испытывал состояния дежавю в Крыму, Турции и Индии, поэтому думаю, что какие-то мои предки жили в этих странах. По отцовской линии, по методам воспитания и наследуемому стилю поведения родственников, прослеживаются казацкие корни. Возможно это крымско-турецкая линия. По материнской линии скорее всего идёт Индия, возможно цыгане. Но это всё лишь мои догадки и предположения, по документам и устным свидетельствам родственников, мы более 5-ти колен в предках чистокровные русские, а кто там в глубоком прошлом ещё был неведомо. По образованию физик-теоретик. По призванию, наверно, философ, - сколько себя помню всегда хотел понять как устроен Мир и как сделать так, чтоб все были счастливы)))

Николай Нефёдов   24.01.2016 21:37   Заявить о нарушении
Ну, что ж, Николай, о себе вы рассказали достаточно подробно и открыто. Наверно, кое-что из рассказанного, полезно разместить и в резюме?

Правда, в части вашего отношения с Богом слишком большая неопределённость. Например, в своей рецензии вы вводите понятие «послесмертия». Потом говорите о «качественно разных состояниях души и тела». Всё это не из словаря атеиста! Где-то в середине рецензии говорите «о необходимости бескорыстности как корня человечности и разумности».
Понимаете, Николай, одно дело «уметь думать». Другое, уметь с-ФОРМУЛ-ировать для собеседников как можно чётче выводы своего размышления. Я для себя ввёл такое понятие: «словесные формулы». Думаю, что это – хорошее понятие, неплохой «образ» и руководство к дисциплине «думания»?

И вот завершая своё размышление я делаю «вывод, который возможен для человека, верящего в Бога.
На пороге МЕТАМОРФОЗА ДУШИ в мир ДУХОВНЫЙ человека УХОДЯЩЕГО перестают интересовать многие прежние ценности РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. И он «уходит» в себя, ощущая ВЕЧНОСТЬ».

В итоге получается, что старость – это не только физическая немощь. Она способна (хотя бы для себя и своих близких) «сформулировать»: зачем жил? Что надо было делать совсем не так? И что можно посоветовать тем, «кто хочет услышать»! Старость способна и к ПОКАЯНИЮ о своих неправедных делах. Атеист усмехнётся: «И что? Кому нужны твои покаяния?»
Ответ: хотя бы, своей душе, уважаемый думающий атеист! А, возможно, и ещё Кому-то?

Всего доброго, Николай.

Юрий Анников 2   25.01.2016 05:04   Заявить о нарушении
1)"в части вашего отношения с Богом слишком большая неопределённость". - Для меня особой неопределённости нет. Бога, как особой личности, описанной в Библии, или Коране, думаю в природе нет, таковой он существует лишь в воображении некоторых душевно слабых несамостоятельных людей. Для меня, повторюсь, Бог есть безличностное проявление разумности. Бог, как проявление разумности, един, но не один, а принципиально МНОЖЕСТВЕННЕН. Точно также принципиально множественны мысли и слова, существующие не сами по себе, а через мышление и речь. Также, как я не отрицаю наличие отдельных слов, мыслей, понятий и явлений, я не отрицаю наличие духов и богов, только отношусь к ним не как подавляющее большинство бездумно верующих. Онтологически, бог для меня есть надорганизменное существо, существующее по типу существования моего "я" как надстройки над сожительством органов и клеток моего организма. Так, любое государство, есть в какой-то степени бог, некое живое надсущество, с телом из клеток-граждан и органов-трудовых коллективов, а также недвижимого и движимого их имущества. Такие боги в чём-то превосходят человека, в чём-то ему уступают. Признаю наличие богов и духов, как устойчивых объединений образов, существующих во внутренних мирах людей, но и к ним отношусь как исследователь, а не как бездумно верующий.
2)Полная цитата из моего отклика "И на каждом жизненном этапе /у человека/ качественно разные состояния души и тела". Человек есть неразрывное единство души и тела, вернее душ и тел. Всё существующее, существует в себе и в ином, через себя и через иное. Душа есть инобытие тела, тело есть инобытие души. Духовное воплощается, телесное одухотворяется. Материя=Дух+Тело=Изменение+Сохранение.
3)Мышление значительно шире думания. Думание, в моём понимании, это лишь речевое (словесное) мышление, так сказать, интерфейсная его часть, область мышления, отвечающая за передачу результатов собственного мышления в межличностном общении. С переводом внутреннего мышления на язык слов и словесных формул у меня всегда были и остались проблемы, согласен.
4)"В итоге получается, что старость – это не только физическая немощь. Она способна (хотя бы для себя и своих близких) «сформулировать»: зачем жил?" - На это способна не только старость, но и все возраста с момента вхождения в самосознание. Другое дело, на пороге жизни-смерти человек острее понимает смысл жизни, но переживание грани между жизнью и смертью может случиться в любом возрасте, также как и соприкосновение с бесконечностью (вечность лишь бесконечность во времени). Так, что духовность, покаяние и пр. отнюдь не приоритет старости, а приоритет мудрости, но не ко всем с приходом старости приходит и мудрость, бывает приходит только одна старость))))

Николай Нефёдов   25.01.2016 14:59   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай!
Вчера не был свободен для обстоятельного разговора.

1. Итак. Сформулировать, хотя бы в одно-два предложения ваше понятие Бога нельзя. Да и не один Он у вас, а много. Согласитесь, что с таким пониманием Основы всего и вся – нельзя построить «соборную» веру. Такая вера в… "проявление разумности" может быть только индивидуальной.
И ещё. Мир един для ВСЕХ людей, основы Жизни тоже ОБЩИЕ для ВСЕХ людей. Единоначалие – основной способ управления государствами. Так что и это – тоже серьёзное противоречие в вашем способе жития.
Кстати, ваше вера накладывает отпечаток и на ваш «образ». На фото ваш взор демонстративно УПИРАЕТСЯ В ЗЕМЛЮ. Он объявляет: «я весь в себе!» Не потому ли, Николай, что поиск ваш затянулся!? О том же косвенно утверждают и ваши афоризмы, которых (пока) 174 !
А знаете как называли Бога в древности? «Просто»! (с ударением на последнее «о»)
И это логично! Непостижимое должно быть одновременно и простым. Например, как солнце, как вода, как воздух, как вакуум!

Со 2 и 3 пунктами ваших пояснений можно и согласиться.
По поводу 4 пункта разрешите мне остаться при своём мнении.

О своём отношении к вере я размышляю в разделе «На пути к думающей вере».
На тему общего миропонимания у меня есть http://www.proza.ru/2015/11/16/2023

С уважением,

Юрий Анников 2   26.01.2016 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.