Простые вещи

- Слушай… - она задумчиво крутит в пальцах кольцо от связки ключей, - Дважды два – четыре.
- Ага, - ты задумчиво крутишь руль, смотришь на дорогу, слушаешь радио. - Хорошо, родная. Что-нибудь сделаем. Что сегодня на ужин приготовить?..

Простые вещи. Одна моя хорошая знакомая, прежде чем донести до меня какую-то страшно сложную для понимания мысль, всегда говорила: «Пойми одну простую вещь!..» Со временем одной этой фразы было достаточно, чтобы сразу напрячься, потому что предстоит самая серьёзная работа мозга. К примеру, мы знаем, что курить вредно. Это довольно простая вещь: пачка – сигарета – дым - вред здоровью. Логическая цепочка, которая никогда для нас не являлась тайной. «Курение убивает!» - написано на каждой пачке, и не говорите, что вы не видели. Но это и есть та самая простая вещь, с которой всё вечно очень сложно. Мало знать о том, что курение наносит вред организму. Для того, чтобы это знание стало твоим, тебе вдруг надо взять в руки бумажку, на которой будет написано: «Всё, друг мой. Та сигарета стала твоим point of no return. Проживи последние дни достойно!» Вот тогда-то и приходит истинное понимание того, что курение – вред. Курить не надо – надо жить. И жить-то как хочется… 

«…Знаешь, дважды два – не пять, и не три. Дважды два – четыре, понимаешь? И если с этим ничего не сделать – оно так и будет!..» - читаешь ты очередное письмо, нажимаешь «ответить» и привычно набираешь: «…Хороший мой, конечно же, я всё понимаю. Я знаю, - это же очевидно. Но нужно время, для того, чтобы я взял три. Трижды три – девять, да ведь? Ну, а дважды два – четыре, - я понимаю. Как не понять? Слушай, я тут фильм один скачал…»

И ты продолжаешь смотреть бесконечные сериалы, небрежно обходя острые темы и больные вопросы. Ты знаешь, что всегда успеешь. Просто не время, просто непогода, просто нужно немного подождать – в конце концов, это же не что-то сложное, да? Простые вещи тем и опасны – ты не сомневаешься в том, что их можно легко и в любой момент решить, избавиться, сделать, создать, снять, купить, бросить. Но на самом деле, у тебя не доходят руки до простых вещей лишь по той причине, что ты их знаешь, но не понимаешь. Может быть, они просто кажутся простыми, будучи на самом деле едва ли не самыми главными вещами в жизни? Но, если задуматься, самое простое-то – оно и есть самое главное. Дышать. Есть. Пить. Любить. Жить. Что может быть проще? Тут природа всё за нас продумала, сделала это настолько простым, насколько это возможно – так просто, что не делать этого невозможно. А с остальными простыми вещами…

«…Я говорила тебе, я твердила тебе, что дважды два – четыре! И что ты сделал? Ничего! Я устала! Я так больше не могу! Пока у тебя дважды два, у меня уже сорок восемь, шестьдесят четыре, четыреста тридцать три. Миллион, как ты не понимаешь? И ещё… У меня. Я не искала. Так уж вышло. Я просто хочу, чтобы ты об этом знал. Прости. Просто дважды два – четыре…»

Простые вещи - с ними сложнее всего. Для того, чтобы простые вещи стали понятны, нужно пройти большой путь. Нужно прожить бесконечные письма и бесконечное молчание, дерзкие признания и замкнутые споры, взаимные обвинения и взаимные упрёки. Нужно тщательно вырезать из себя по куску с каждым «прости» и с каждым «прощаю», а потом выть от боли, уткнувшись в холодное слепое стекло. Нужно за какое-то короткое время вдруг истово поверить в Бога, и также быстро поверить в то, что его нет, и яростно проклинать всё сущее и себя в первых рядах. Нужно лишиться всякой надежды, подавиться в три часа ночи выражением «слишком поздно», перестать верить и ждать, услышать, как хлопает входная дверь, - или это выстрел?.. И вот только тогда, может быть, именно в этот момент придёт ясное как июльский день прозрение. Только в это мгновение мы начинаем понимать по-настоящему, что дважды два – четыре. Штука лишь в том, что может быть поздно. Кстати, "поздно" - это тоже очень простая вещь. Так, на всякий случай.


Рецензии