Мозг и амнезия

Это было в Ленинграде, в начале 70-х. Тогда я жил в гостеприимной семье Азаровых. Завершая первый курс мединститута, сдавал зачёт по анатомии. Нужно было лучше изучить строение мозга.  Кстати,  в нём огромное количество борозд, извилин, всяких бугорков и углублений, различных зон, ответственных за самые разные функции организма.
Зубрил я всё это в анатомичке, а затем притащил этот  экспонат в жилище, и продолжал его более углублённое изучение в домашней обстановке. Затем поместил мозг в формалин, обернул целлофаном и в пакете припрятал в комнате, имея в виду позже вернуть его в институт.
Зачёт я сдал успешно, а тут надо было ехать в стройотряд, лихорадка сборов вышибла из головы все воспоминания о мозге.  Таким образом, мой мозг забыл о том мозге.
Спустя несколько месяцев, когда я вернулся  из  стройотряда, меня с улыбкой встретил хозяин - Михаил Александрович Азаров.
- Саша, а ты знаешь, что Аня потеряла сознание, и мы вызывали “скорую”, чтобы её привести в чувство?
- Как это могло случиться? - воскликнул я.
- Видишь ли, производя уборку в квартире, она случайно наткнулась на пакет с мозгом, развернула его, и ей стало очень плохо.
Тут уже нехорошо стало мне. Меня обожгло как кипятком, когда я вспомнил о злополучном мозге. И ещё я вспомнил, как нам рассказывали на лекции в институте, что один студент так же опрометчиво оставил дома череп, а кто-то из родственников отправил его в мусоропровод. Оперативно нашлись люди, вызвавшие криминалистов, которые завели уголовное дело об убийстве, и, в конце концов вышли на этого студента, и даже поставили вопрос о его исключении из мединститута.
Всё это во мгновение ока всплыло в моей памяти, и я едва  не утратил сознание.
- И куда вы дели мозг? - простонал я.
- Да не волнуйся, не в мусоропровод, а в очень надёжное место. Ты же когда-то рассказывал нам о том, чем это грозит забывчивым студентам, - успокоил меня Михаил Александрович.
Тут у меня словно камень упал с души. “Слава Богу, - подумал я, - что всё обошлось благополучно: и хозяйка  поправилась  после такого потрясения, да и я сам чудом избежал неприятностей, связанных со злополучным мозгом. Не столько с тем, из анатомички, сколько с моим, собственным, подверженным склерозу в столь раннем возрасте". 
А мне тогда было только 17 лет.
Как-то лечащий врач спросил пациента:
- Итак, ваша память улучшилась?
- Конечно, улучшилась! -  воскликнул больной. - Но кто вы такой, и почему это вас так интересует?!
Специалисты утверждают, что сознание ничего не забывает, но наша память избирательна, и работает по принципу саморегуляции: не нужно, неприятно – забываем, с глаз долой – из сердца вон! Кстати, в Библии есть рассказ о знатном чиновнике при дворе египетского фараона - виночерпии, который «забыл» о своем бывшем сокамернике Иосифе, поскольку ему было невыгодно об этом помнить.

И в связи с постигшей меня амнезией, я еще раз чётко уяснил себе две функции головного мозга: вспоминать и забывать. Разумеется, многое следовало бы забыть, чтобы голова не лопнула от перенапряжения, от перенасыщения неприятной информацией, но этот случай я никак забыть не могу. 
“Забывая заднее, прошлое, нужно простираться вперёд,” - советует апостол Павел. Но одного нельзя забывать никогда - Иисуса Христа, распятого на кресте ради спасения нашего.


Рецензии