Владимир СМЫК

Лорина ТОДОРОВА! 30.08.2012 9:15 пп
Владимир! Вы написали ПЕСНЮ в прозе! Читается легко и увлекательно!
«В нынешнем августе исполнилось бы 85 лет протоиерею Александру Егорову.» так начинается увлекательное повествование об отце Александре , его детстве! его появлении в церкви! его деятельности! любви его прихожан к отцу Александру! цитируется воспоминание моего любимого ОТЦА Константина Кобелева! Как интересно на базе ПРОТИВОПОСТАЛЕНИЯ вводится Образ отца Александра:»– Батюшки мои, девки, какого мальчика-то нам прислали! – не могли сдержаться уборщицы Аня и Катя, когда увидели юношу в священнической рясе, выходящего из Царских Врат храма св. Пророка Илии, что в московском Обыденном переулке. Новому батюшке, это был отец Александр Егоров, в том 1951 году исполнилось 24 года, а выглядел он моложе своих лет. «Это сейчас не диковинка – все молодое духовенство, – вспоминал потом сам отец Александр. – А тогда служили в основном все недостреляные, не убитые до конца, – старейшее духовенство старого уклада, оставшееся в живых, старого дореволюционного рукоположения». Этот пассаж тезисный и он имеет «свою предисторию, т.е. речь идет об отце батюшки Александре Никифоровиче , которыЙ:
«Его отец Александр Никифорович Егоров, освобожденный от службы в армии по состоянию здоровья, во время Великой Отечественной войны был награжден медалью «За оборону Москвы», то есть его трудовая доблесть была приравнена к солдатской. При этом следует учесть, что награжденный в тридцатые годы подвергался репрессиям. В 1932 года его забрали в Бутырскую тюрьму, где он проходил по одному групповому следственному делу с такими исповедниками Православия, как священномученики Серафим Звездинский….» этот прассаж по своей хронологии есть этап оперантивно предыдущий цитированному выше! Так начитет интегрироваться повествование типа» тезис/ антитезис»! в этом смысле очень хорошо вставлено воспоминание самого отца Александра – ДЕТСТВО,это был для него ЕГО «ГУЛАГ»:
««Тогда были безбожные пятилетки, – вспоминал отец Александр свое детство. – Ну, а я – с крестиком. По отношению ко мне обструкция была – и учительница смотрела косо, и ребята. Увидели крестик и прозвали меня «Поп». Жестокость детская намного хуже жестокостей взрослых людей. Сколько раз мне приходилось окольными путями пробираться, (даже по трубе спускаться) – ватага ждет лупить «попа»! А уж плевки, сколько плевков – ой, батюшки мои! Сколько пришлось испытать… Много, много. Тяжело, конечно, тяжело. Вскоре война началась… Желал бы я сейчас увидеть их. Многие из них, может быть, на войне убиты были, а меня так Господь хранил: на военном заводе была броня. Работать некому было». – это же своего рода антитеза, проповедующая детскую злобу=глупость» и Любовь к этим мальчишкам отца Александнра!Удиветельно красивое построение! После детского «ГУЛАГа» наступили времена ХРУЩЕВА, которые обернулись церкви настоящим «ГУЛАГом»:
» Отец Александр рассказывал, как священников вызвал уполномоченный и разговаривал так: «Бумагу и ручки убрать. Руки – на стол. Я вам показываю постановление совета народных комиссаров РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях». Знать его вам не надо. Но арестовывать и судить по этому постановлению мы вас будем. Знать вам надо только одно: за стенами церкви вам ничего нельзя. На дому можно только отпевать умершего»… В соответствии с этим постановлением священника запирали в церковных стенах. Тысячи иереев были лишены регистрации и не могли служить. В 1961 году запретили совершение служений и треб на дому у верующих, а также на кладбищах.» Так закаленная ВОЛЯ маленького «ПОПА» , хранившего на сердце крестик , была перед новым испытанием,т.е. это уже третий антитезисный пассаж, пассаж ,который возвращает Читателя в те трудные времена. Интересно в этом построении использование стилистического приема»reverb;ration dans le temps» Jean Rousset =»обратимость во вриемени» , термин Жана Руссе. И таким образом, у Вл. Смыка , каждый антитезисный пассаж, возвращает Читателя к прошедшему времени, а движение рассказа вновь стремится к своей реализации, т.е к «настоящему» времени. Мне почему-то это хочется сравнить с волнами моря,точнее с ПРИБОЕМ…но это уже отступление….Дело в том, что волнообразным возвращением к прошлому, утверждается очень важная МЬІСЛЬ – закалка духа ОТЦА АЛЕКСАНДРА.
Очень любопытен факт, что отец Александр начал служить в :
«Церкви и монастыри беспощадно разрушали, и верующие, спасая святыни, укрывая их в храме св. Пророка Илии, сами находили прибежище в его стенах, становились прихожанами Обыденной церкви. Здесь сливались разные духовные школы: окормлялись духовные чада святых Алексия и Сергия Мечёвых из храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке, братия Высокопетровского монастыря, сестры Зачатьевской обители, члены других разоренных приходов.» История этого храма представлена в рассказе опять как ,своего рода отступление, -и именно история этоого храма мне напомнила ПОСЛАНИЕ Св. Павла к римлинам, где сказано, что Господь выбирает тех, кто несет свою МИССИЮ….Думаю, что эта церковь и отец Александр, были предвидены априорно Нашим Небесным Отцом в те безбожные времена….
Очень красиво начинается построение посмертного Аллилуя отцу Александру – через представление ЛЮБВИ прихожан к БАТЮШКЕ Александру:
«Зато прихожане его любили. Люди чувствовали любящее сердце отца Александра и тянулись к нему. Подкупали душевная деликатность, мягкость батюшки, искренний интерес к человеку, неравнодушие, идущее из самого сердца желание помочь, уберечь, спасти. Он умел быть своим для всех: и для потомка знатного аристократического рода, оставившего след в истории России, и для ученого, занимающегося вопросами мироздания, и для простого рабочего – батюшка на своем опыте знал его проблемы, – и для молодого человека, только что пришедшего в храм и непривычно озирающегося на иконы. Отец Александр Егоров стал известен в верующей среде как ревностный и добрый пастырь.»
Очень жестоко и торжекственно звучит воспоминание отца Константина Кобелева, свидетельствующие о твердости Духа больного батюшки!
«Священник Константин Кобелев, бывший вместе с ним в этой поездке, вспоминает: «Батюшка как ребенок был счастлив, что попал в Палестину. Он все время повторял напев, с которым когда-то возвращались из Святой Земли русские странники:
Во Иордан-реке мы от грехов омылись,
Господень Гроб сподобились узреть,
Святым местам усердно поклонились -
Теперь спокойно можем умереть.»- слова этой песни звучат так, что читая их ,чувствуешь себя ЧИЩЕ!
Повествование заканчивается ТОРЖЕСТВЕННО словами отца Константина Кобелева:
«Батюшка и сегодня участвует в жизни Церкви: можно говорить о школе отца Александра Егорова, воспитавшего целую плеяду священников, которые служат Господу, подражая в ревности своему духовному отцу. Это священники Константин Кобелев, Николай Скурат, Антоний Игнатьев, Алексей Матюшин и многие другие. «Мы, я имею в виду духовных чад отца Александра, ставших священниками, – говорит отец Константин, – далеки от его идеала, но все же по мере сил и возможностей стараемся воплощать его заветы, следовать его уроком».»
спасибо, Владимир! рассказ невероятно трогателен и поучителен!

;28 августа 2012 — Владимир СМЫК, раздел «Наследие»
Материал из журнала № 34 - Август 2012
Отец Александр Егоров – пастырь, любимый


Рецензии