Дюрер
Величайший немецкий художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер родился в мае 1471 г. в Нюрнберге, в многодетной семье мастера золотых дел. Уже в детстве, изучая ювелирное дело и искусство гравировки, он проявил удивительные способности к рисованию. В 1486 г. Дюрер поступил в мастерскую нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута. Тут он приобрел хорошие технические навыки, ведь в мастерской не только писали алтарные картины, но и резали печатные доски для ксилографии. Это было весьма прибыльное дело, ибо, благодаря развитию книгопечатанья, резная гравюра получила в то время широчайшее распространение. Здесь же Дюрер выполнил свою первую значительную самостоятельную работу – изготовил цикл иллюстраций к Нюрнбергской хронике Гартмана Шеделя.
Окончив учение, молодой художник отправился в 1490 г. в путешествие по Германии, совершенствуя свое мастерство у известных мастеров граверного дела. В Кальмаре Дюрер освоил технику гравюры на меди, которая давала возможность создать гораздо более тонкий рисунок, чем в ксилографии. Побывал он и в швейцарском Базеле, являвшемся в то время важным европейским центром книгопечатанья. Для совершенствования техники рисунка и овладения искусством пропорции, Дюрер совершил поездку в Италию, где много копировал картины известных мастеров. В 1494 г. он вернулся в родной город, открыл собственную художественную мастерскую, и вскоре выпустил несколько серий гравюр, поразивших современников своим необычайным искусством.
В 1496 г. Дюрер начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. Два года спустя увидела свет его лучшая книга – иллюстрированный Апокалипсис, включающий в себя пятнадцать гравюр. В преддверии надвигающейся Реформации, когда в народе оживились эсхатологические ожидания, в годы, полные потрясений, на рубеже двух веков, книга Дюрера никого не оставила равнодушным. Она стала поистине народной и имела большой успех (http://proza.ru/2012/08/30/251). Желая поддержать славу Апокалипсиса, Дюрер приступил к новому циклу гравюр «Больших страстей», а в 1511 г. издал третий из своих прославленных циклов «Жизнь Марии». В своей совокупности эти циклы представляют величайшее достижение религиозного искусства в области гравюры на дереве. Они принесли Дюреру широкую известность не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Италии.
В 1505-1506 гг. Дюрер совершил вторую поездку в Италию. Среди нескольких картин, написанных в это время, обращает на себя внимание «Христос среди книжников» (http://proza.ru/2012/08/30/253).
В 1513-1514 гг. Дюрер одну за другой создает три свои знаменитые гравюры, получившие в литературе название «мастерских гравюр». Это - «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514). Считается, что они символизируют три ступени духовной жизни человека. («Всадник» – практическая, деятельная жизнь, «Меланхолия» - интеллектуальная, «Иероним» - созерцательная). Они полны символических деталей и поражают концентрацией философской мысли. Все эти гениальные работы объединяет совершеннейшая, беспредельная виртуозность штриха. Знаменитый голландский гуманист Эразм Ротердамский так говорил о мастерстве Дюрера-гравера: «Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера – гравера, позволившего ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами передать все доступное человеческому зрению и чувству. Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. И все это передает он черными точнейшими штрихами…» (http://proza.ru/2012/08/30/256)
Умер художник в апреле 1528 г.
Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241
Свидетельство о публикации №212083000264
Константин Рыжов 15.10.2012 20:32 Заявить о нарушении