Земля Израйлева. Гл. IV

               
5.Эллинистический период.

В 332 г. до н.э. Александр Македонский завоёвывает Иудею. Иерусалим сдаётся ему без сопротивления. Легенда гласит, что когда греки захотели разрушать Храм, иерусалимский первосвященник Шимон ха-Цадик (Симон Праведник) в сопровождении самых уважаемых евреев Иерусалима пошёл к Александру Македонскому.

Александр принял делегацию весьма неординарно. Он сошёл с колесницы и поклонился Симону Праведнику. Приближённые полководца воскликнули: «Тебе ли, великому царю, кланяться иудею?!» На что Александр ответил: «Лицо этого человека – живое подобие лика ангела победы в моих грядущих битвах».

 Трудно сказать, насколько легенда соответствует действительности более чем двухтысячелетней давности. А вот дарование Александром Македонским религиозной и политической автономии евреям Иудеи является фактом историческим. Помимо того великий полководец подтвердил привилегии, данные ранее Иерусалиму персидским царём Киром.

После смерти Александра Македонского более полутора веков Иудей правили его приемники. Они основали новые царские династии. Вначале – Птолемеи, а затем – Селевкиды. При Селевкидах евреи лишаются своей автономии.

Во времена греческого владычества Эрец-Исраэль называлась гипархией Иудея. Она состояла из четырёх районов: Иудеи, Самарии, Галилеи и Переи. Столицей этой греческой провинции являлся Иерусалим.
 

6. Период Хасмонеев (Маккавеев)

В период правления греко-сирийского царя Антиоха IV Епифана в Иудее возникла прямая угроза еврейскому образу жизни. Антиох объявил иудаизм вне закона. Тора стала запретной книгой, а соблюдение еврейских законов – преступлением.

Селевкиды повсюду установили свои идолы. В главном иерусалимском храме стояла статуя Антиоха. Таким способом чужеземцы пытались обратить иудеев в чуждую им греческую религию. Разорение Иерусалимского храма, главной иудейской святыни, стало последней каплей, переполнившей чашу терпения  евреев.  В 167 г. до н.э. в Иудее вспыхнуло восстание.  Началось оно в Модиине.
               
Восстание возглавили коэн (священник) Маттитьягу Хасмоней и пять его сыновей. Командовал повстанцами третий сын Маттитьягу Иегуда, получивший прозвище Маккаби. В сравнении с войсками Антиоха, повстанческая армия была малочисленной. Плохо вооружена и практически не подготовленной.

 Иегуда хорошо это понимал. А потому избегал открытых сражений. Он выбрал другую тактику. Его воины нападали на небольшие отряды греков, одерживая одну победу за другой. За три года повстанческой армии удалось вытеснить завоевателей с территории страны и освободить Иерусалим.

Предание гласит, что, поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой Меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла.

Так был заново освящен Храм. В том же году был проведён восьмидневный обряд освящения Храма, который в иудейской традиции называется Хануккой. С тех пор в декабре месяце, в самые короткие дни года, еврейский народ зажигает хануккальные светильники, отмечая Ханукку – радостный праздник света.

Однако захватом Иерусалима борьба евреев за свою независимость не закончилась. Она продолжалось ещё в течение пятнадцати лет. Только в 140 г. до н.э. произошло вторичное возрождение еврейской государственности.

Династия Хасмонеев (Маккавеев) управляла еврейским государством Иудея более ста лет. В период правления Хасмонеев царь Иоанн Гиркан I единственный раз за всю еврейскую историю насильственно обратил в иудаизм другой народ. Это были идумеи потомки Исава, обитавшие в пустыне Негев и Северном Синае.

 Возможно, за этот поступок история сыграла злую шутку над родом Хасмонеев. Именно из обращённых в иудаизм идумеев происходил раб Ирод, служивший при царском дворце. При поддержке римлян Ироду удалось устроить переворот, в результате которого он стал царём.

7. Римский период.

В 63 г. до н.э. Иудею завоёвывает римский полководец Помпей. Эрец-Исраэль становится протекторатом Римской империи. Римляне существенно ограничили самостоятельность еврейского государства. Тем не менее, династия Маккавеев оставалась у власти вплоть до 37 г. до н.э.
               
37 году с помощью римских войск царём Иудеи становится Ирод Великий. Это был властолюбивый очень жестокий правитель. Он уничтожал всех, в ком видел своих соперников. Ирод не был уверен в прочности своей власти. Постоянно готовил себе путь к отступлению из Иерусалима, где находилась его резиденция.

С этой целью небольшое военное укрепление Массада на берегу Мёртвого моря было превращено им в роскошную крепость-дворец. Более 30-ти лет продержался Ирод на троне. В 4 году уже новой эры он умер.

После смерти царя Ирода Иудея становиться захолустной  римской провинцией, управляемой наместниками-прокураторами. С этого времени евреи утрачивают свою государственность. На этот раз уже вплоть до 1948 года.

В самом начале I в.н.э. в Палестине зарождается новая религия – христианство. Как сказано в Евангелии от Матфея, Ангел Господень принёс благую весть о чудесном рождении сына, имя которому будет Иисус. В переводе с иврита Иисус означает спаситель.

В 30 лет Иисус начинает свои проповеди в синагогах. В них он предлагает обновление иудейской веры. У Иисуса появляются ученики и последователи. Однако во многих городах Иудеи его не признали, и он отправляется в Иерусалим. Здесь Иисус продолжает свои проповеди. Совершает чудеса.
 
В 33 году в еврейский праздник песах он собирает своих учеников на пасхальную трапезу. Этот ужин вошёл в христианскую традицию под названием «Тайная Вечеря». Здесь согласно преданию ученики отступились от него, и выдали римлянам.

По велению прокуратора Иерусалима Понтия Пилата Иисус Христос был схвачен, осужден и распят на кресте. Через какое-то время он чудесным образом воскрес. Однако римляне были язычниками и новая вера, христианство, ещё на протяжение боле трёх веков подвергалось жестокому преследованию.
    
В 66 г. начинается Великое восстание евреев против Рима. В последующем его назвали Иудейской войной. Она продолжалась более семи лет. В 70 году Иерусалим пал. Римские легионы во главе Титом Флавием вошли в город.

Легионеры разграбили и сравняли с землёй Второй Храм. Однако окончательную победу отпраздновать римляне не смогли. В Иудейской пустыне на отвесной скале всё ещё держалась Массада.

Небольшой отряд повстанцев под командованием Элазара бен Яира захватил крепость. Благодаря её неприступности, обширнейшим запасам продовольствия, воды и оружия, Массада надолго стала оплотом повстанцев.

Она явилась последним очагом сопротивления восставших евреев. На его подавление был направлен десятый легион во главе с Флавием Сильвой. С большим трудом добравшись до крепости, легионеры предприняли несколько безуспешных попыток захватить её. Осознав бесплодность атак, они начали осаду, которая растянулась на долгих три года.
               
Вокруг Массады римляне разбили восемь военных лагерей по тысяче солдат в каждом. Подножье горы, на которой стояла крепость, они обнесли стеной. Таким образом,  путь к бегству для защитников крепости был отрезан.

Легионеры соорудили высокую насыпь. Установили на ней осадные орудия, и начали планомерный обстрел крепости. Одновременно мощный таран беспрерывно долбил каменную стену. В конце концов, её удалось проломить.

Повстанцы построили изнутри деревянную. Она позволила им продержаться ещё почти год, по истечении которого Элазар отдал приказ сжечь крепость. Оставили нетронутыми лишь съестные припасы. Они должны были свидетельствовать, что повстанцев победил не голод. Истинной причиной гибели осаждённых евреев явилось их осознанное решение предпочесть смерть рабству.
 
 Иудаизм запрещает самоубийство. Подобный акт считается большим грехом. Однако его взял на себя всего лишь один еврей из 1000 защитников крепости. По свидетельству Иосифа Флавия им оказался последний оставшийся в живых повстанец.

 По всеобщему согласию главы семей вначале убили своих престарелых родителей, жён и детей. Затем десять человек, избранных по жребию, закололи всех остальных. Один из этой десятки тоже по жребию лишил жизни девятерых своих товарищей. И только после этого покончил со своей жизнью.

Две женщины и пятеро детей умирать не пожелали. Накануне трагической ночи они укрылись в подземных каналах. Спасённые и рассказали римлянам о том, что произошло в крепости. С их слов Иосиф Флавий, сопровождавший римскую армию, описал эту трагическую историю в своей книге «Иудейская война».
 
 Массада до сих пор многими воспринимается как символ стойкости и героизма горстки евреев глубоко преданных своей религии и идеалам духовной свободы. Перед лицом многочисленного врага люди предпочли смерть рабству и покорности.

Они сознательно распорядились своими жизнями. Бесспорно, то был мужественный поступок. Но страшному жребию исполнителей приказа Элазара бен Яира не позавидуешь.  Впрочем, существует и иной взгляд на эту трагедию.

Согласно канонам иудаизма человеческая жизнь является наивысшей ценностью, подвластной только Всевышнему. А потому, как считают некоторые еврейские мудрецы, ради спасения жизни следует идти на любые жертвы. Вплоть до пожертвования свободой. Или если уж умереть, то только в сражении.

В 73 г. после трёхлетней осады римляне смогли наконец овладеть крепостью. Восстание было окончательно подавлено. 73-й год вошёл в еврейскую историю, как год начала еврейского рассеяния.

Эти события очень подробно, правда, с проримских позиций описаны древнееврейским историком Иосифом Флавием. Его настоящая фамилия Иосиф бен Матитьягу. Родился Иосиф в Иерусалиме в 38 году и принадлежал к известному роду Хасмонеев.

Когда началась Иудейская война, иерусалимские власти послали его возглавить повстанцев Галилеи. Однако восставшие евреи не пожелали подчиниться представителю центра. Начались конфликты. Они значительно ослабили возможности повстанцев обороняться.

Перед лицом значительно превосходящих сил римлян евреи оказались не готовыми к длительной обороне. В 67 году пал последний город Галилеи. Сорок уцелевших повстанцев во главе с Иосифом укрылись в пещере. Произошедшие здесь события явились предтечей более крупной трагедии, повторившейся в крепости Массада спустя шесть лет.
 
По рассказу самого Иосифа повстанцы, не желая попасть в плен к врагу, решили заколоть друг друга. Жребий бросал Иосиф. Делал он это весьма искусно. Сумел оказаться одним из двух последних оставшихся в живых. Затем убедил своего напарника сдаться римлянам.

Римский полководец Веспасиан сохранил Иосифу жизнь. Более того, позволил ему сопровождать свои легионы в течение всей Иудейской войны. По окончанию войны Иосиф поселился в Риме. Получил гражданство, денежное содержание, а также право жить при дворе императора и носить его фамилию.

Его книга «Иудейская война» стала своеобразной платой за благополучие римской жизни. Своей родины Иосиф больше никогда не видел. Тем не менее, «Иудейская война» является ценным историческим документом. Подробным письменным свидетельством Великого еврейского восстания против римлян.
               
Оценка личности Иосифа Флавия в еврейской истории весьма противоречива. Некоторые иудейские мудрецы и историки считают его предателем еврейского народа. В самый трудный для евреев час он не стал на защиту своего народа, бросил его и перешёл на сторону врага. Принял идеологию Рима.

Другие учёные изменником Иосифа Флавия не считают. Его поведение они объясняют фарисейской верой в будущее еврейского народа. В основе этой веры лежал постулат, что евреи смогут выжить, только подчинившись Риму.

Эти учёные считают, что Флавий согласился на позорное предложение римлян не только ради спасения своей собственной жизни, а главным образом для того, чтобы посвятить себя подлинному служению еврейского народа. Дабы донести до потомков историческую правду.

Ну, а что эта правда оказалась проримской, так другого выхода у Иосифа Флавия не было. Иначе бы его исторические произведения никогда свет не увидели. Впрочем, многие советские писатели, пытавшиеся донести до народа хоть какую-либо правду, тоже излагали её с просоветских позиций.
               
Имя Иосифа Флавия ни разу не упоминается ни в Талмуде, ни в мидрашах. Его произведения вообще многие столетия не были известны евреям. Интересно отметить, что художественные произведения и научные труды Флавия сохранила Христианская Церковь.

Главное, что привлекало Святой Престол в его книгах, так это свидетельства существования Иешуа, т.е. Иисуса Христа. И всё же сочинения Иосифа Флавия имеют непреходящее научно-историческое значение.

Это главный источник сведений периода Второго Храма. В исторической науке труды Флавия играют важную, а может быть даже первостепенную роль. Без них вряд ли было бы возможным правильно восстановить исторические картины той эпохи.

В 118 г. римский император Адриан разрешил евреям вернуться в Иерусалим. Постепенно начинается возрождение иудейской столицы. По всей Иудее евреи укрепляли города. Строили крепости. Запасались оружием.

В 132 году стихийно вспыхивает второе еврейское восстание против римлян. Во главе его становиться Симон Бар-Кохба. Повстанцы громят гарнизоны легионеров. Совершают набеги на слады оружия и продовольствия. Выводят из строя коммуникации римлян. Одновременно отражают натиски всё новых и новых войск, прибывавших из Рима.
 
Однако силы были явно неравными. В 135 г восстание Бар-Кохба было жестоко подавлено. С этого времени римляне приступают к методической реализации своего изуверского плана превращения Эрец-Исраэль в безжизненную пустыню.

Иерусалим был разрушен буквально до основания. По приказу императора Адриана город «вспахали плугом», а оставшихся в живых защитников продали в рабство. Иерусалим переименовали в Элия Капитолина, а Иудея стала называться Палестиной. Название произошло от ивритского слова «пелишти». Что в переводе на русский означает филистимлянин.

Восстание Бар-Кохбы было самым мощным и кровопролитным за всю историю Римской империи. Во время боёв и массовых сражений пало более полумиллиона еврейских воинов. Множество мирных граждан умерло от голода и эпидемий. С лица земли было стёрто почти тысяча поселений и деревень.

Таким варварским способом римляне боролись с евреями, отождествлявшими себя со своей еврейской родиной. Политика Римской империи постоянно преследовала цель погасить у евреев Эрец-Исраэль малейшую надежду на возрождение своей независимой государственности.

Особенно усилилась эта тенденция после того как империя приняла христианство. Христианское богословие в те времена основывалось на утверждении, что Бог покарал евреев потерей национальной независимости за непризнание Христа. И римляне в своей политике в Эрец-Исраэль неукоснительно следовали этой догме.

Тем не менее и после беспощадного подавления восстания Бар-Кохбы евреи продолжали жить полнокровной и созидательной жизнью. Занимаются в основном земледелием. Изгнанные из Иерусалима, они сосредоточились в Галилее.

Из соседних стран вернулись беженцы. Проданные в рабство постепенно были выкуплены. В течение нескольких веков после восстания в Эрец-Исраэль создаются важнейшие духовные ценности еврейского народа. Наиболее значимым произведением из этого ряда является Мишна – основополагающая часть устной Торы или Иерусалимского Талмуда. Именно в это время он был окончательно отредактирован.
 
В 295 г. произошёл раздел Палестины на три части. Северную – Палестина-Секунда со столицей Скитополь (Бет-Шеан). Центральную – Палестина-Прима со столицей в Кесарии. Южную – Палестина-Терция. Её столица размещалась в городе Петра.

В 395 году на восточной окраине Римской империи возникает новое мощное государство – Византийская империя со столицей в Константинополе. А вскоре Палестина попадает под власть Византии. Начинается новый период её истории.


Рецензии
Чем объяснить, если не божественным, такие жертвы и такое стремление к единобожию...
Галилея, Самария - слова близкие к нахскому языку...
Подобно Иусусу/ 1иса( буквально ТеньСвет) который предлагал обновление иудейской веры, когда то Авраам предложил божественную идею братьям халдеям.... Обоим пришлось испытать на себе слова " пророк не в своем отечестве..."
Авраам со своими единомышленниками ушел от братьев халдеев / в лице Нахора деда и брата/....
Этим и объясняется, что в Вавилоне где правили халдеи, отношение к последователям Авраама было терпимым..

Галл Гелиа   11.10.2013 12:33     Заявить о нарушении