Край безлюдных озер

Журналист поучаствовал в «зачистке» водоемов от лодочников-нарушителей


«Прошлись» по Россонщине


В Государственной инспекции по маломерным судам Витебской области (Беларусь) заведено, что раз в год все ее сотрудники собираются вместе, чтобы провести «зачистку» на водоемах определенного района.

На Витебщине функционируют лишь 5 подразделений (участков) ГИМС, на которых трудятся 7 инспекторов. Естественно, 1-2 человека, на вверенной им территории — а это может быть и 5 территориально-административных единиц! — навести надлежащий порядок даже на десятке-другом основных, самых «посещаемых» озер не в состоянии.

Поэтому и было решено помогать друг другу. И по традиции в одни из выходных дней лета за нарушителями правил пользования маломерными судами «гоняется» целое отделение «водных полицейских». В текущем сезоне они отправились на Россонщину.


Справочно


За транспортную дисциплину на водных просторах Россонского края в ГИМСе отвечают инспектора Полоцкого участка. Также под их пристальным взором — Полотчина и Верхнедвинщина.

В обязанности Ирины Машковой и Геннадия Спиридонова входят: государственная регистрация, технический осмотр плавсредств (длиной менее двадцати метров и вместимостью не более двенадцати пассажиров), аттестация судоводителей, желающих покататься с мотором, и рейды по акваториям в поисках провинившихся граждан. Одним словом, классические функции ГАИ, только направленные на безопасность движения в другой стихии. А представителям двух ведомств, действительно, приходится заниматься одним и тем же на практике — проверять наличие документов установленного образца, гоняться за лихачами, «разбираться» с пьяными, выслушивать угрозы в свой адрес и прочее.

В общем, «вредностей» и проблем в работе хватает, но самая главная из них — нехватка рук.
— Мы очень рады, что в гости к нам приехали коллеги, — поясняет Геннадий Петрович. — И без размышлений «бросили» их на Россоны. Почему? Честно говоря, на здешних водоемах не получается появляться так часто, как следовало бы. Поэтому областной «десант» — как нельзя кстати.


Бросилось в глаза


На Россонщине много «просторных» и щедрых на улов озер, но мало туристов. На той же Браславщине, обладающей схожими природными богатствами, летом отдыхающих пруд пруди. Такое чувство, что они там разбивают палатки под каждым кустом. Причем приезжают не только белорусы, но и латыши, литовцы. До Браславских озер прибалтам рукой подать и местные цены более чем гостеприимны.

Казалось бы, россонские водоемы должны стать местом «паломничества» для россиян — живут-то рядом. Они уже облюбовали райцентр с его бассейном, массажными кабинетами и саунами. Любят проводить отпуска в агроэкоусадьбах. Не отказались бы приезжие провести время и на красивейших озерах. Но им приходится отказываться от столь заманчивой возможности — нет подходящих условий: мест для ночевок, пляжей. Да и добраться проблема.

Превратиться в своеобразную «мекку» для иностранцев белорусской воде мешает одна из извечных проблем братского государства. С нашей стороны хотя бы по пыльной гравийке, но ты доберешься на автомобиле в приграничье. Соседям же это сделать практически невозможно, разве что на квадрациклах и внедорожниках. Возьмем озера Мылинское, Черепитское, Вальковское, переходящие одно в другое. Вокруг них деревень — раз-два и обчелся, поэтому дорога со стороны РФ пришла в негодность. Ладно, если б просто ухабы были, так еще и мост развалился. Поэтому здесь в своей тарелке себя чувствуют только браконьеры и любители экстрима. А нормальных рыбаков на лодке за три дня нам удалось встретить лишь однажды…


Сутра пораньше


Основное рабочее место в период навигации для сотрудников «водной полиции» — водоемы. Пик еженедельной деятельности приходится на выходные, когда люди массово выезжают за город. Вставать приходится с первыми лучами солнца, чтобы часов в шесть утра начать патрулирование. Именно в такое время журналист «ВР», начальник ГИМС по Витебской области Петр Сыс и инспектор Владимир Гребенкин подъехали к третьему по площади озеру страны — Нещедро, находящемуся на Россонщине.

Честно признаться, так рано мне уже давно не приходилось вставать, а тем более трудиться.
Поэтому я был несказанно рад, что нам не пришлось раскладывать и надувать лодку — она уже в боевой готовности разместилась на специально приспособленном автоприцепе. Оставалось только спустить плавсредство на воду, установить на него мотор и двинуться в путь. Другим экипажам, пришлось «возиться» на берегу дольше, в поте лица накачивая «резинку» и укладывая жесткое дно на эластичный материал.

В дальнейшем неудобства доставляли только нарушители, из-за которых приходилось отвлекаться от созерцания нетронутой человеком природы: хвойные леса, простирающиеся на десятки километров вокруг, острова, омываемые волнами, и стаи птиц, взмывающие в небеса, испугавшись рева двигателя.


Лучше намочить


Как и везде по району, на Нещедре лодочников встречалось немного. За пару часов, требующихся, чтобы обойти озеро по кругу, нам встретилось всего около 10 человек на воде. Однако в большинстве своем это оказались граждане, пренебрегающие правилами пользования маломерными судами.

— Здравствуйте, Госинспекция. Будьте добры, судовой билет, — рапортует Петр Сыс, когда мы поравнялись с рыбаком. — А почему не с собой? Забыли дома, да? Чтобы в следующий раз помнили, оштрафуем вас. Тем более что я не вижу ни спасательного жилета, ни аварийно-швартовного каната, ни регистрационных номеров на бортах.

Замечу, что отсутствие документов на плавсредство — головная боль для инспекторов. В большинстве случаев у человека билет есть, но он оставляет его в машине, боясь намочить. Если прочие нарушения отсутствуют, блюстители водного порядка делают снисхождение и отправляются вместе с провинившимся к берегу за «книжечкой». Хотя могут этого и не делать, а просто составить протокол. Заплатить в таком случае придется, минимум, 50 тысяч рублей. Восстановить же намокший техпаспорт гораздо дешевле — 3,5 тысячи. По-моему, выбор очевиден.

— Ну, где я вам жилет в деревне куплю? Да и денег у меня на него нет, — сетует очередной мужчина. — Я и на глубину-то особо не хожу…

— В любом случае он должен быть, — констатирует Петр Сергеевич. — Кстати, можно и без похода в магазин обойтись. Попросите жену, чтобы сшила что-то вроде патронташа с карманами, куда будут вставляться пластиковые бутылки. Вот и вся проблема!


На мотор надо права


Еще один любитель посидеть с удочкой, как оказалось, взял лодку с подвесным мотором у друга. Пришлось конвоировать его к берегу, ждать товарища с документами — мало ли украл?! Оказалось, плавсредство передано на добровольных началах, но оформлено как гребное.

— У вас на двоих несколько нарушений, — подытожил Петр Сыс. — Во-первых, передавать другому лицу лодку следует с документами. Во-вторых, если планируете покупать «движок», надо изначально регистрировать лодку как моторную, разница в цене получается небольшая. И, в-третьих, чтобы управлять быстроходным судном, необходимо пройти обучение на ближайшем участке ГИМС и получить соответствующий аттестат.

Следующий наш «клиент», чтобы избежать наказания, решил свалить вину на покойного родителя.

— «Резинка» мне досталась после смерти отца, который ее покупал в 80-е годы и ни разу не регистрировал, потому что она грузоподъемностью менее 225 килограммов, — заявил наследник. — Нет, если надо, я все оформлю, как положено. Я просто не в курсе был…

— Уважаемый, вы сами себе противоречите, — прервал молодого человека Петр Сергеевич. — В советском союзе регистрировали все лодки, вне зависимости от грузоподъемности. Только несколько лет назад ввели норму, упомянутую вами. Кроме того, если даже «маломерка» не подлежит регистрации, это не освобождает их хозяев от соблюдения правил пользования плавсредством. А у вас нет жилета и каната…

9 августа ни при чем

Как видите, большинство лодочников, встреченных нами на озере Нещедро, пренебрегают элементарными правилами пользования маломерными судами — не имеют индивидуальных спасательных принадлежностей, забывают документы в машинах. Та же тенденция прослеживалась и на других водоемах Россонщины.

Но самое интересное, что мужчины прекрасно знают, чем им это грозит, просто надеются на авось. Их классическая фраза при встрече с сотрудником ГИМС следующая: «Представляете, всегда беру билет с собой, а сегодня забыл». Еще одна популярная «отмазка» в последнее время: «Так отменили же ежегодный техосмотр, зачем вы нас проверяете? Вот введут его обратно 9 августа, тогда и спрашивайте».

— Это же совсем разные вещи, — изумляется таким ответам Петр Сыс. — Что, если отменят техосмотр у машин, Вы перестанете возить с собой водительское удостоверение?! Документы у вас должны быть и сейчас (рейд проходил в июле — прим. автора), и 9 августа, когда вернут регулярный осмотр технического состояния судна. Просто с 10 числа мы будем вас штрафовать еще и за его отсутствие.
Поэтому хочется напомнить владельцам маломерных судов: будьте законопослушны и не забывайте раз в год наведываться в ближайший участок ГИМС. И следите за объявлениями. Инспектора будут выезжать в глубинку для проведения данной обязательной процедуры.


Рецензии