Святой Георгий Победоносец

Много праведных  людей прославила Церковь  в лике святых. Это и монахи-подвижники и благочестивые христианские  правители – благоверные князья и мученики и воины.  Великомученик Георгий Победоносец стал и святым  воином и святым великомучеником. Много веков христианские народы воевали за свое право быть христианами. Много веков они воевали за  свои земли и храмы против нападавших на них врагов христианства. Много веков жестокие враги  убивали, мучили, пытали христиан. Поэтому именно святых воинов и святых мучеников мы почитаем особенно. На Россию и братские славянские народы выпало больше испытаний, чем на многие другие народы. Возможно, поэтому святой  великомученик Георгий Победоносец –  один  из самых почитаемых православных святых  в России, не смотря на то, что  родился и жил он далеко от наших северных краев. Местом его рождения стал город Бейрут, в древности называвшийся - Белит (у подножия Ливанских гор). Георгий был сыном благочестивых родителей - христиан, которые воспитали в сыне христианские добродетели.
Стремясь к подвигам и преодолениям, он поступил на военную службу. Во всех его проявлениях чувствовалась особая печать избранности, особого призвания от Бога. Будущий великомученик выделялся среди других военных  острым умом, храбростью в сражениях, большой физической силой. Весь его облик олицетворял красоту и достоинство. Будучи целеустремленным и талантливым человеком, он быстро двигался по службе и вскоре достиг высокого военного положения - звания тысяченачальника. 



Юношу заметил римский император Диоклетиан, правивший в то время. Он  был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римского многобожия. Язычество было основой римской культуры и римской имперской власти. Диоклетиан пытался  возродить в Римской империи древнее язычество и стал одним из самых жестоких и непримиримых гонителей христиан в истории. С его яростью могли сравниться только сатанинские зверства большевиков в двадцатом веке.



Однажды, святой Георгий услышал бесчеловечный приговор Диоклетиана об  истреблении христиан. Георгий решил выступить в защиту гонимых христиан против воли императора. Святой воин, будучи умным  человеком и зная жестокого правителя, прекрасно осознавал последствия такого шага для собственной жизни.  Но это было твердое решение христианского сердца, полного сострадания, веры и мужества. Святой был готов к мученичеству по примеру самого Христа, знавшего, какие страдания ожидают Его на кресте. Георгий, решившись на публичное обличение языческой лжи и жестокости,  прежде всего,- раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов  и явился к Диоклетиану. Там он  объявил себя христианином (или, другими словами, исповедовал христианство), обличил могущественного императора в жестокости и несправедливости. Слово святого Георгия в защиту христиан и против языческого деспотизма было убедительным и пламенным.



Ослепленный дьявольской яростью император бросил святого в темницу. Там Георгия положили на землю, заковали его ноги, а на грудь водрузили тяжелый камень. Мужественно перенося страдания, святой Георгий  молился не о своем освобождении. Он прославлял Господа. Такое поведение христианских мучеников часто еще больше разжигало ненависть мучителей. Так случилось и в этом случае. Святого били  воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, применяли все известные им пытки.  Никакие мучения не заставили Георгия отречься от христианства и признать власть языческих божеств, которые в христианстве справедливо считаются не просто ложными богами, но, попросту – бесами. Это была духовная победа христианина над языческой злобой и ненавистью, победа смирения и мужества над гордостью и трусостью. Именно трусость мешает многим поверить в Христа и принять Его учение. Страх потерять власть, потерять самоуверенность, увидеть себя такими, какие мы есть – это трусость, которая часто наполняет сердца властителей – волевых и воинственных, мужественных на вид. 



Диоклетиан и его помощники убеждали Георгия отречься от христианства и принести жертву идолам – языческим богам.  Но Георгий  стойко принимал мучения, молился за своих палачей, наставлял окружающих людей на христианский  путь и творил  чудеса. Угрозы и уговоры не сломили его.  Преодолев все судилища и пытки, он продолжал обращать в христианство все новых людей – бывших язычников. Это окончательно разозлило Диоклетиана.
В 303 –м году в Никомидии святому отрубили голову. За мужество, духовную победу над мучителями и посмертные подвиги (чудеса) святого Георгия называют еще Победоносцем.
Святой стал небесным покровителем многих строителей и собирателей нашего Отечества – Святой Руси.  Знаменательно, что день его мученической кончины – 6 мая (по новому стилю) совсем рядом с Днем Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне. И это не случайно, потому что сегодня мы узнаем все больше примеров помощи Божьей, Богородицы и святых в этой войне. 



Много храмов, икон, памятников создано в честь святого Георгия Победоносца. Монастыри, села и города носят его имя.  Его имя всегда связывали с победой над лютыми врагами. Например, в честь победы на чудском озере в Великом Новгороде был построен Юрьев монастырь (Юрий, как и Егор – разновидности имени Георгий). Даже сегодня, когда существует много громадных зданий, собор этого монастыря удивляет мощью и величием.  Символом победы над дьяволом и всяким злом стало его изображение на коне с копьем, когда святой побеждает  змия. Это изображение вошло в древний герб Москвы.



Святой Георгий так почитается у нас потому, что Россия, так же, как и он сочетала в себе качества мужественного воина, победителя врагов земных и небесных с качествами стойкого христианского мученика, принявшего страдания  за верность своему духовному выбору, верность  Христу.


Рецензии