Речь пойдет о самых разных катастрофах, но, в первую очередь, об автомобильных и авиакатастрофах. В большинстве случаев - это, человеческий фактор. Ученые исследовали эту тему и пришли к выводу, что водитель или летчик, засыпают на какое-то короткое мгновение (микро сон), и в этот момент они теряют контроль над ситуацией. Водитель, например, выезжает на встречную полосу, а летчик может направить самолет в штопор. Вроде бы, они разобрались с проблемой и поставили на этом точку. Но как объяснить, что водитель, за короткое мгновение изменил маршрут, свернул в сторону и выскочил на полосу встречного движения. В случае если бы он на мгновение отключился, он бы продолжал ехать прямо, так как у него не хватило бы соображения сделать смертельный маневр. Дело здесь вовсе не во сне, а в чем-то другом. В чем? При утомлении, мозг действительно может на какое-то мгновение отключаться, но дело здесь вовсе не во сне, а переклинивании, после которого начинает выдаваться команда, совершенно противоположная, с точки зрения здравого смысла. Таки образом, мозг протестует против односторонней накачки информации. Если водитель дает себе жесткую установку ни в коем случае не нарушить правила дорожного движения, и при этом, будет находиться в утомленном состоянии, в какой-то момент мозг может выдать команду выехать на встречную полосу, и это будет рассматриваться как норма. В этот момент, сознание окажется затуманенным, но этого хватит, чтобы совершить неправильные действия. Короткий пример. Каждый день я включаю и выключаю по несколько раз ноутбук. Движения автоматизированы. Я четко знаю, что мультифон надо отключить, а модем – подключить (окошко «модем» находится внутри окошка «мультифон»). Это действие я осуществляю изо дня в день и знаю, что так будет всегда. Но в утомленном состоянии, бывают сбои в автоматической программе моих действий. Я вдруг отключаю модем и включаю мультифон. В этот момент, разум мой затуманен, я не осознаю своих действий, они для меня кажутся совершенно нормальными. Потом встряхиваюсь и стабилизирую внимание, после чего, ситуация вновь контролируется. Еще один короткий пример, который, наверное, каждый испытал на себе. При печатании текста, бывает, что две буквы, которые должны быть напечатаны друг за другом, внезапно меняются местами. В этот момент, так же, перемыкает. На эту тему у меня есть статьи «Бесота», «Переклинь» и «Критическая масс или плата за страх». Как не допустить подобных отключений сознания и выработкой им не правильных действий? Все равно и летчики, и водители автомобилей будут переутомляться. Во-первых, надо научить их умению быть раскованными и одновременно, внимательными, чтобы не происходило заклиниваний, а во-вторых, зная причину, можно подключить к решению проблемы инженеров, чтобы они технически помогли в случае отключения сознания или выдачи им не правильной информации, заблокировать такую команду. Дальняя дорога, монотонный шум двигателя, утомляют. Тут как раз и подстерегает опасность. Есть участки на дорогах, где особенно часто случаются аварии. В таких местах можно установить звуковой или световой сигнал, чтобы он встряхнул водителя…. Такие «противоположные команды» прослеживаются в голове у человека и во время сновидений. Друг превращается во врага, враг – в друга, причем, делается это принудительно. Приходилось даже наблюдать, как на дверях петли оказывались на противоположной стороне, и сама дверь открывалась в противоположную сторону (статья «Все наоборот»). Мозг не терпит односторонней направленности на что либо. А в утомленном состоянии, контроль разума ослабевает, и случаются такие казусы. 31.08.2012 г.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.