циники А. Б. Мариенгофа. впечатления

- Ольга, давайте придумывать для вас занятие.
- Придумывайте.
- Идите на сцену.
- Не пойду.
- Почему?
- Я слишком чистолюбива.
- Тем более.
- Ах, золото мое, если я даже разведусь с вами и выйду замуж за расторопного режиссера, Комиссаржевской из меня не получится, а Коонен я быть не хочу.
- Снимайтесь в кино.
- Я предпочитаю хорошо сниматься у Наппельбаума, чем плохо у Пудовкина.
- Родите ребенка.
- Благодарю вас. У меня уже был однажды щенок от премированного фокстерьера. Они забавны только до четырех месяцев. Но, к сожалению, гадят.
- Развратничайте.
- В объятиях мужчины я получаю меньше удовольствия, чем от хорошей шоколадной конфеты.
- Возьмите богатого любовника.
- С какой стати?
- Когда город Фивы был разрушен македонянами, гетера Фрина предложила согражданам выстроить его наново за свой счет.
- И что же?
- К сожалению, предложение было отвергнуто.
- Вот видите!
- Гетера поставила условием, чтобы на воротах города красовалась надпись: "Разрушен Александром, построен Фриной".
Ольга вынула папироску из портсигара, запятнанного кровавыми капельками мелких рубинов:
- Увы! если бы мне даже удалось стать любовницей самого богатого в республике нэпмана, я бы в нужный момент не придумлаа столь гениальной фразы.
И добавила:
- А я тщеславна.
(Анатолий Борисович Мариенгоф, "Циники", 1928г.)

К сожалению, а, может, и нет...до прозы *дяди Толи* я добралась лишь к 4му десятку. Положительно - "Циники" - лучшее свидетельство жизни московской богемы 20х годов прошлого века, лучшее - в самом правдивом смысле, ибо тут не только ужасающая и, одновременно, прекрасная действительность страшной, голодной и холодной России периода после революции, но и действительная трагедия отношений *великолепного очевидца* Вадима Шершеневича и, не менее великолепной, актрисы - Юлии Дижур.

Теперь я отчетливо осознаю, почему в России роман впервые напечатали лишь в 1988 году. Шестьдесят лет русский народ был лишен возможности увидеть истинное лицо революции..(ах, сколько пафоса, но увы...). Шестьдесят лет Мариенгофа воспринимали как поэта-имажиниста и автора сколь безумно талантливого, столь и безумно лживого "Романа без вранья". Шестьдесят лет "настаивался" роман, чтобы потом оставлять долгое послевкусие, долгую печаль и боль за них, кто выжил, и за тех - кто не смог. 

... Впрочем, даже "Циники" не изменят моего отношения к Анатолию Мариенгофу-человеку, хотя, как прозаик - он, несомненно, лучший в своем времени.

***
В 1991 году Дмитрий Месхиев снял одноименный фильм. Я очень хотела его увидеть, хорошо представляя себе -  на что способен гений этого человека. Плюс завидный актерский состав и, по слухам, потрясающая операторская работа. Но увы... моего взора хватило на первые пять минут: до того момента, когда Ингеборга Дапкунайте (сыгравшая в этом художественном фильме Ольгу - прототипом которой и явилась Юлия Дижур) в первом же, с ней, кадре начала ржать, как (простите) истинная лошадь. И это было так непохоже на Ольгу, написанную Мариенгофом, что мне стало обидно за Шершеневича, за роман и, более всего - за Анатолия Борисовича. Можно негодовать - мол, год-то какой... а какой? 1991 год - хорошее кино тогда снимали; благо, денег ни у кого не было, а фантазии - хоть отбавляй, да и цензура пропускала тогда абсолютно все. Впрочем, в киноиндустрии она тогда скорее отсутствовала вовсе. По-моему мнению, это полный режиссерский провал. По поводу роли И.Д. - я уже сказала; т.е. и её актерский - тоже вполне таковым является. Единственное, на ком может держаться зрительский интерес - это работа Ильина. Вот, собственно, и все, что я хотела сказать о фильме. Да... пожалуй, вот ещё что: действие картины разворачивается в Петрограде, тогда  как в самом романе - в Москве.

p.s.
Анатолий Борисович Мариенгоф похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
В Москве, в бытность дружбы с Есениным, *дядя ТОля* проживал в... Богословском переулке.
Это тут они делили не только хлеб, чернила и бумагу, но и время - страшное, историческое время второго десятилетия двадцатого века.

p.s.2
... а своего сиамского кота Анатолий Борисович называл Серёжей...


Рецензии
Ведь, как бывает, - мы сами себе режиссеры - и какие. Во множестве помню эти случаи, когда экранизации известных романов взрывали общественное мнение хулой и восторгами.
В незапамятные времена в период подготовки кинофестивалей в Москве накануне показа издавались вдруг киносценарии - покетбук - конкурсных фильмов. Их выход на широкий экран происходил позже, (а некоторых вообще не происходил), и вот, прочитав сценарий, я всегда бывал разочарован фильмом. Для того, чтобы разочароваться много не надо, заранее что-нибудь придумайте себе - и все. А бывают абсолютные попадания.. А бывает и мнение меняется со временем(как с "Войной и мир" у меня было). Извините, что не в тему, возможно, - "Циников" не читал и не видел, а поговорить захотелось.
АБ2

Александр Богданов 2   05.03.2013 15:05     Заявить о нарушении
здравствуйте, Александр.
да, я понимаю - кино(вообще) очень субъективно. и режиссер, как и сценарист, - хочет показать свое видение. согласимся мы с его т.зрения или нет - это уже второе. а в романе меня поразило, в первую очередь, хладнокровие, что ли? не просто так Мариенгоф назвал этот роман "Циники". т.е. он написал так - как бы отстраненно, но эмоциональность при этом - просто наивысшая. вот, как он так смог? а тут Месхиев... у него гениальные фильмы, я с такой радостью и предвкушением садилась смотреть, и, простите, подавилась почти на первом же кадре. да, так бывает - не совпало. возможно, это просто моя излишняя эмоциональность.
а с "Войной и мир" я согласна. меня больше всего, даже в детстве, впечатлила сцена бала -- какое количество людей!!! и камера. это Чудо, конечно. а много позже я узнала, что в этой сцене снялась Анна Васильевна Тимирёва - вот Сергей Фёдорович - рисковал ведь!
сейчас возможно всё, благодаря ком. технологиям, но редко, когда веришь. тогда все было по-другому.
а драматургия сейчас вообще, кажется, спит.

спасибо, Александр, за отзыв и беседу.
(была у Вас, но как-то оробела, поэтому читала молча.)

Небеглая Луна   05.03.2013 15:52   Заявить о нарушении
Оробела - это почему? - странно. Задержался глазок на стишках - ну, и хорошо, может и не зря..
И Есенин, похоже, у вас под надежной защитой, я спокоен.

С кином бывает по разному, даже глупейшие термины появились - режиссерское кино, авторское. А то оно другим бывает, да? Однако термин принят сообществом. Термин принят, а кино исчезло.
А Бондарчук - не ко времени как-то, или не к месту, - пришелся... А что? - возможно? С уходом Германа ваще трындец. Только бы Норштейна не пережить, прости Г-ди.. Это я так шучу сегодня. Спасибо.
АБ2


Александр Богданов 2   05.03.2013 17:20   Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=b9aEx2AAmYM
а вот и кадры с Тимиревой в "Войне и Мире".
Но оказывается, что и Гайдай "к ней прикоснулся" с благодарностью..

Александр Богданов 2   05.03.2013 18:34   Заявить о нарушении
да) это они. благодарю, Александр!
иногда до такой силы хочется в их время, в их реальность,хоть на один час. просто увидеть их живыми... кажется, мы бы и сами после этого изменились. вернее, наше отношение к друг другу и ко всему вокруг. они же другими были.
ой, сейчас меня понесет, не остановишь)))
спасибо за всё.

Небеглая Луна   05.03.2013 20:01   Заявить о нарушении
о стихах Ваших (на радости) забыла сказать.
с болью они. отзываешься сердцем, а голова отказывается - чтобы лишнего не сказать и ненужного.

Небеглая Луна   05.03.2013 20:13   Заявить о нарушении