Тамара Глытнева

В инете, говорят, есть всё – это преувеличение.
 
«Больше 20 лет назад в журнале "Огонек" я увидела картины Тамары Глытневой, опубликованные уже после ее смерти. Они настолько поразили меня тогда, так были не похожи ее картины на те, которыми были загружены страницы журналов, что я решила сохранить их».
https://otvet.mail.ru/question/54582215


Под каждым словом готова подписаться сама. Не сумела сохранить эти иллюстрации. Но в памяти живо потрясение от полотен Тамары Глытневой.

«То, что я смогла отсканировать, не в лучшем виде - на репродукциях видны сгибы, но хоть что-то...»
«…уверена, есть люди, которые отнесутся к ним так же как и я: с любовью, грустью и благодарностью...»
Ljydmila***
http://blogs.mail.ru/mail/dzjybochka/299EC67E34BBBA98.html

«...Милосердие, благотворительность... Где Третьяковы, Дягилевы? Где те богатые интеллигенты, ценившие искусство? Где те русские князья, помогавшие Пиросмани, совсем неизвестному, никому не нужному художнику? Они, почти сами разорившиеся, покупали его работы, спасая его от голодной смерти...

За эти годы на Малую Грузинку часто приходили известные наши художники, поэты, писатели. Признанные. С доходами. Большими. Они поздравляли художников, восхищались, жали руки, писали отзывы, говорили, что будущее обязательно все поставит по местам, призывали держаться, даже фотографировались с ними на память. Однако картин не покупали.

И это не только жадность. Просто у нас не принято вкладывать деньги в искусство. Лучше купить лишнюю шубу, второй "Мерседес", еще одну дачу и т.д.

Вот и получилось, что западные предприниматели и любители живописи, приезжая к нам, вкладывали свои деньги в наших художников, в наши картины, в наше искусство. Упрекать художников, что они продавали картины на Запад, - нечестно и глупо. Я знаю, Тамара, например, очень долго отказывалась это делать. Но время шло. Картины лежали в тесной комнате. Их никто не видел они просто могли пропасть. К тому же наступали дни, когда оказывалось, что денег в доме нет совсем. Даже на хлеб.
И им неоткуда было взяться.

Из нескольких десятков Тамариных работ в нашей стране осталось сегодня чуть больше десяти. Это те, которые после Тамариной смерти Володя отказался продавать. И еще несколько, которые висят у друзей и знакомых. И все.

...Вот портрет девушки в джинсовом костюме. Тамара написала его на джинсовой ткани. Голубые джинсы, голубоватое лицо, голубая ткань, голубые глаза... Эта картина в Голландии.
...А вот вид из окна пятиэтажки: красный кирпичный дом, яблоко на открытом окне, старенькие белые занавески, испускающие свечение... Эта в Финляндии.
...Вот очень красивый натюрморт: черная ворона, белые статуэтки, желтые, даже золотые листья. Эта в Эквадоре.
Что делают Тамарина ворона и эти золотые листья в далеком Эквадоре? Никто не ответит.

Последний раз я видела Тамару несколько месяцев назад.
Приехали со съемочной группой к Володе и Тамаре. Они были все такими же, что и прежде. Ну, может быть, чуть более усталыми. Зато внешне их жизнь изменилась и весьма ощутимо. Теперь Тамара угощала нас не просто одним чаем с сахаром, как раньше, теперь на столе стояли зарубежный шоколад, фрукты с базара, бразильский кофе. А рядом примостился совсем новенький видеомагнитофон. Художники купили его совсем недавно на один из своих больших гонораров; они давно мечтали посмотреть хорошее кино, теперь, кажется, такая возможность настала. Недавно к ним приехал журналист, на этот раз не из западного издания, а из АПН. Сделал о них хороший материал, и эту статью напечатали. Они нам показали этот материал - действительно хороший и напечатанный. А кто-то из друзей Тамары и Володи, которого и раньше называли "левым" и "неофициальным", стал неожиданно очень даже официальным - большим начальником в Союзе художников. И при этом остался порядочным и талантливым человеком. И это очень радовало. Значит, действительно - перемены...

Тамара умерла на даче. Зимой. Поехала туда одна работать. У нее стало плохо с сердцем. Она выбежала на улицу из пустого дома. Никого не было вокруг. Ее нашли - замерзшую на снегу.
...Остались картины. Которые будут жить уже без нее».
Ирина Веденеева.

Статья была напечатана в журнале Огонёк много лет назад.

В инете, говорят, есть всё – это преувеличение…

Иллюстрация - Тамара Глытнева 1948-1988
"Метаморфозы осени" 1982


Рецензии
У меня чудом сохранился этот журнал - потому что я положила его с альбомами по живописи. А все остальные журналы, собрание репродукций (за 30 лет!) и три годовых подписки перестроечного "Огонька" в моё отсутствие безжалостно сдали в макулатуру - вместе с цветными вкладками. Конечно, я потом восполнила свои потери - купила много-много хороших альбомов, и теперь все мои любимые художники у меня есть.
А сегодня нашла в интернете картины Тамары Глытневой и снова залюбовалась ими.

Тамара Залесская   19.05.2020 20:43     Заявить о нарушении
Я столько раз переезжала, что трудно было что-то сохранить. Особенно жаль журналов Ригас модес с приложениями.
Спасибо за отклик!
Ольга

Ольга Бурзина-Парамонова   19.05.2020 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.