Первая модель паровой машины Уатта

Принципиальная схема паровой машины Ньюкомена оставалась неизменна на протяжении 50 лет, пока ее усовершенствованием не занялся механик Глазговского университета Джемс Уатт. В 1763-1764 гг. ему пришлось чинить принадлежавший университету образец машины Ньюкомена. Уатт изготовил небольшую ее модель и принялся изучать ее действие. При этом он мог использовать некоторые приборы, принадлежавшие университету, и пользовался советами профессоров. Все это позволило ему взглянуть на проблему шире, чем смотрели на нее многие механики до него, и он смог создать гораздо более совершенную паровую машину.

   Работая с моделью, Уатт обнаружил, что при запускании пара в охлажденный цилиндр, он в значительном количестве конденсировался на его стенках. Уатту сразу стало ясно, что для более экономичной работы двигателя целесообразнее держать цилиндр постоянно нагретым. Но как в этом случае конденсировать пар? Несколько недель он раздумывал, как разрешить эту задачу и наконец сообразил, что охлаждение пара должно происходить в отдельном цилиндре, соединенном с главным короткой трубкой. Сам Уатт вспоминал, что однажды во время вечерней прогулки он проходил мимо прачечной и тут при виде облаков пара, вырывавшихся из окошка, он догадался, что пар, будучи телом упругим,  должен устремляться в разряженное пространство. Как раз тогда ему пришла мысль, что машину Ньюкомена надо дополнить отдельным сосудом для конденсации пара. Простой насос, приводимый в движение самой машиной, мог удалять из конденсатора воздух и воду, так что при каждом ходе машины там бы могло создаваться разряженное пространство.

   Вслед затем Уатт внес еще несколько усовершенствований, в результате чего машина приняла следующий вид. К обеим сторонам цилиндра были подведены трубки: через нижнюю пар поступал внутрь из парового котла, через верхнюю – отводился в конденсатор. Конденсатор представлял собой  две жестяные трубки, стоявшие вертикально и сообщавшиеся  между собой вверху короткой горизонтальной трубкой с отверстием, перекрывавшимся краном. Дно этих трубок было соединено с третьей вертикальной трубкой, которая служила воздушным отводным насосом. Трубки, составлявшие холодильник и воздушный насос, были помещены в небольшой цилиндр с холодной водой. Паровая трубка была соединена с котлом, из которого пар выпускался в цилиндр. Когда пар заполнял цилиндр, паровой кран закрывали и поднимали поршень воздушного насоса конденсатора, в следствии чего в трубках конденсатора получалось сильное разряженное пространство. Пар устремлялся в трубки и  конденсировался там, а поршень поднимался вверх, увлекая за собой груз (так измеряли полезную работу поршня). Затем выпускной кран закрывали.

   В 1768 г. на основе этой модели на шахте горнозаводчика Ребука была построена большая машина Уатта, на изобретение которой он получил в 1769 г. свой первый патент. Самым принципиальным и важным в его изобретении было разделение парового цилиндра и конденсатора, благодаря чему не затрачивалась энергия на постоянный разогрев цилиндра. Машина стала более экономичной. Ее к.п.д. увеличилось.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354


Рецензии
Не понимаю, чего они маялись с охлаждением пара? Не проще ли было для начала, просто сбрасывать пар в атмосферу?

Михаил Сидорович   14.12.2015 10:35     Заявить о нарушении
Это интересный вопрос. Но, мне кажется, к.п.д. машины в этом случае упадет.

Константин Рыжов   15.12.2015 07:37   Заявить о нарушении
Да, пожалуй, Вы правы. Чтобы вода превратилась в пар, нужно нагреть её до 101 градуса, а чтобы пар стал водой, нужно охладить его до 99 градусов. Для работы паровой машины всего-то и требуется колебание температуры в 2 градуса. А если каждый раз нагревать холодную (20 градусов) воду до ста, а потом выпускать, КПД будет очень низкий.

Михаил Сидорович   15.12.2015 19:32   Заявить о нарушении