Глава 2. Бросок во имя Переброски. Начало

 
   Не дураки-англичане говорят: «Убереги нас Господь от старых пароходов и молодых капитанов». Поселив на острова, Создатель просто вынудил обитателей Туманного Альбиона стать добрыми моряками. У нас, увы, все было с точностью наоборот: пароход  старый, а капитан молодой, да и жили мы не на островах. Конечно, не только из-за этого, но экспедиция начиналась кувырком. После первого рейса выявилось, что система отопления, хорошо греющая жилые помещения на ходу от главного двигателя, на стоянке ни к черту не годилась. У нового, установленного этой весной котла, оказалась слишком тонкая дымоходная труба и он, паразит, не хотел растапливаться, заполнял едким дымом всё машинное отделение. От его услуг пришлось отказаться.  Хорошо, что у лесоустроителей были в запасе спальные мешки, только благодаря ним экипажи не околели в быстро выстывающих кубриках. По приходу пришлось срочно исправлять положение. Надо отдать должное Анатолию Семеновичу, не взирая на свою должность, он не чурался никакой работы. Пришли под выходные, и ни сварщиков, ни котельщиков на предприятии не было. Директор самолично вдвоем с капитаном, за два дня: субботу и воскресение, изготовили и установили новый дымоход.   
   
  После этого же рейса, хлебнув романтики, срочно заувольнялся старпом. Недавно демобилизованный из рядов, всего месяц назад женившийся, молодой спец. и молодожен, похоже, не успевший насытиться медом семейной жизни и презреть домашний грошовой уют, решил проявить себя на ином поприще. По уговаривали, по уговаривали,  но без толку. Экипаж оказался не укомплектован. Пришлось начать лихорадочные поиски, которые, впрочем, вскоре увенчались успехом. По штатному расписанию научно-исследовательского судна «Отличный», команда, как и у яхты «Беда» должна была состоять из трех членов: капитана, помощника и рулевого. У капитана фамилия была не Врунгель, у рулевого не Фукс, а Хорошилов и новый старший помощник по фамилии оказался не Лом, а Петровский. Профессионалом он был весьма широкого профиля, с детства бродяжничал в геологоразведке, окончил техникум по специальности мастер взрывных работ, некоторое время проработал на маленьком дноуглубительном снаряде механиком, имел рабочий речной диплом «2 штурмана, 1 помощника механика первой группы - до 200 лошадиных сил - судов», с удивительным районом плавания - Бердский залив. Диплом был не покупной, каковые, по слухам, имеют место встречаться ныне, просто в то, почти бескорыстное время, такой практики еще не существовало. Диплом выписали по настоятельной просьбе влиятельного руководителя одного яхт-клуба, в котором имелся теплоходик, и капитану требовался подручный.
   
 Новоиспеченный штурман Петровский после дипломирования проработал с капитаном, который носил вполне заслуженное прозвище - Хам, всего несколько недель. На одном из перекусонов с выпивоном меж ними завязался неспортивный кулачный поединок, по финалу которого у помощника Петровского под обоими глазами появились фингалы. После чего выявилась полная несхожесть характеров, и командиры, от греха подальше, благоразумненько разбежались, как в море корабли. На судно новый старпом явился в черных гангстерских очках, и наличие синяков любопытным объяснил конфликтом из-за не схожести взглядов с капитаном Хамом по транспортному вопросу, а именно: «кто на ком ездить будет». Наверно тогда то, Борис Станиславович, окончательно уяснил для себя, что на судне капитан - первый после Бога  и всегда прав, так как по уставу у него, этих самых прав, больше, чем у всех остальных вместе взятых.

  С  экипажем на борт «Отличного» для похода на север вступило ещё четверо молодых  людей: два младших научных сотрудника и две девушки практикантки, третьекурсницы Томского университета. Девиц звали:  Татьяна Афонасенко и Ольга Кривошеина. Сергей Зайко являлся «материально ответственным», то есть выполнял обязанности завхоза экспедиции. Юра Науменко, на сегодняшний день доктор биологических наук, заместитель директора Центрального Сибирского Ботанического Сада по науке, тогда был ещё аспирантом.   
   
   Десятого июня, наконец, отчалили. Обошлось без слез, синеньких скромных платочков и «Прощания славянки». Прошлюзовались, ненадолго подошли к служебному причалу Новосибирского порта, показать себя, теплоход и судовые документы инспекторам - судоходчикам и резво побежали вниз. Не прошли и ста километров -  на каменистом перекате заглох двигатель. Повезло, успели отдать якорь, поэтому не сели на камни и не пробились. По одному Нептуну известному стечению обстоятельств, только отдали якорь, из-за поворота появился «Амур», но конечно не бог любви, просто такое название носил теплоход местного линейного участка Судоходной инспекции. Он и помог переставить «Отличного» в более удобное и безопасное место, к яру вблизи пристани населенного пункта Успенка. Инспектор Яськов весьма сочувственно отнёсся к беде экипажа научного суденышка и даже не стал ни проверять, ни тем более придираться ни к документации, ни к действиям командира. Отсюда можно сделать вывод, что последние были верными и, пожалуй, единственно возможными для предотвращения гораздо большей неприятности.
   
Поломка двигателя оказалась весьма существенной: лопнул вертикальный передаточный валик механизма газораспределения, из-за этого произошел удар поршней по клапанам, которые в свою очередь передали удар на распредвалы и те покинули им одним предназначенные ложа. Проще всего в таком случае на знаменитом военном танково-судовом 3Д6 поменять головку целиком. Её в сборе запасной не было, хотя всяких запчастей по всем «очкурам» хранилось количество немалое. Решено было послать гонца за подмогой в родную фирму. 
   
  Оставалось только порадоваться, что уплыли недалеко, рядышком пристань и вот-вот должен подойти рейсовый «ОМик»*. Сборы старпома в гангстерских очках были недолги. Он вообще оказался человеком легким во всех отношениях: на ногу, на подъём, характером, а тем более на пассажирских судах всегда работали буфеты, в которых зачастую продавалось, пусть не всегда свежее, пиво. К этому, как впрочем, и ко многим другим родственным напиткам, он не был равнодушен. Хотя этот факт в данном конкретном случае не помешал товарищу Петровскому достойно выполнить порученную миссию.

 На следующий день ближе к вечеру к борту «Отличного» подошел маленький «адмиралтеец» под номером «200», где кроме капитана Федора Петровича Радаева и гонца Петровского, присутст-вовал правая, она же «золотая рука» Анатолия Семёновича, незаменимый  групповой механик самоучка, капитан-наставник Олег Скоморощенко.
   
 Ремонт продолжился без перерыва ночь, день и ещё одну ночь, по-тому, что кроме смены головки, группового не устроило давление масла изношенного дизеля,  и он заставил перебрать и промыть всю масляную систему. Когда команда под паёлами отворачивала и снова прикручивала масляные трубки,  прилежный и совестливый наставник не позволил себе отлынивать от обязанностей, нагло удалившись в каюту, дрыхнуть, а скромно, сидя на скамеечке в машинном отделении, посапывал, изредка приоткрывая глаз, выдавал ценные указания и наставления. В конце ремонта члены экипажа стали периодически отключаться прямо на рабочем месте, т.е. под сланями машинного отделения, из рук их начали вываливаться трубки,
__________________________________________________________
*Озерный малый пассажирский теплоход.
гайки, гаечные ключи и, кажется, даже сама производительность и не только труда. К счастью, всё имеет конец, ремонт тоже не стал исключением. «Двухсотый» наконец отвалил от «Отличного» вместе с наставником, который сделал последнее наставление:
    
 - «Быстрее, быстрее и ещё раз быстрее на север!»

    За первым же поворотом «Отличный» причалил к берегу, команда  покрепче привязала его к толстенному дереву и дружно рухнула в сон. Я до сих пор уверен, что это было правильное решение, судоходство тогда было в самом расцвете, вверх и вниз шли бесчисленные составы с песком, углем, лесом выполняя и перевыполняя план по тоннокилометрам. Угодить под какой-нибудь из них, прикемарив за штурвалом - перспектива была реальная, и не из радужных.
   
 Самостоятельную ходовую вахту на «Отличном»  имел право нести только капитан, второй штурман с районом плавания «Бердский залив» этого делать права не имел, да и не умел.  Но один раз, в связи с тем, что перестал гореть стояночный огонь и  замена  лампочки  эффекта не дала, пришлось поручить сию прямую нехитрую обязанность по управлению небольшим одиночным судном  штурману Петровскому.
   
 Необходимо было найти причину поломки, и капитан, то бишь я, сам занялся этим. Я залез на мачту и при помощи контрольки выяснил, что к плафону не поступает напряжение, одна из жил где-то по-лучила обрыв. Поняв, что придется заменить неисправный кусок проводки по всей длине мачты, я начал уже спускаться, когда увидел, что судно полным ходом идет в берег. Скорость спуска пришлось увеличить почти до скорости свободного падения с его постоянным коэффициентом,  чтоб успеть в последний момент, заскочив в рубку, оттолкнуть от штурвала штурмана, и перекатав руль, круто изменить курс. Штурман еще несколько минут пребывал в полной прострации. Он остолбенел в углу рубки в позе наделавшего в штанишки проказника и хлопал ресницами. Избежать аварии помогла, по-видимому, только милость Божья. После этого эпизода я долго не мог поручить управление своему помощнику, и его обязанностями стали: мытьё палубы, контроль за уровнями воды и масла в системах, вообще все прямые обязанности рулевого-моториста. Зато рулевой Хорошилов довольно быстро, овладел нужными навыками и все чаще стал подменять капитана во время хода, когда тому было необходимо отлучиться из рубки по своим надобностям.
    
Следующая ночевка оказалась знаменательна тем, что вблизи места швартовки «Отличного», на берегу расположилась компашка юных рыболовов из окрестного селения Обское.  Закидушками с наживкой из дождевых червей парнишки ловили великолепную стерлядь. Кто-то из предприимчивых членов экспедиции выменял несколько рыбин за, начавшую приедаться тушенку, и мы первый раз побаловались «чушью».
    
  Следующее приключение не заставило себя долго ждать. Днем после сытного обеда, когда, как обычно стихает палубная суета и монотонное течение вахты располагает несущих её к дремоте, теплоход начал вести себя неприлично: стал плохо слушаться руля и вздыбив нос, осел в нехорошем дифференте на корму. Капитан, почуяв неладное, вызвал штурмана и распорядился осмотреть судно и в первую очередь машинное отделение. Из машинного отделения штурман Петровский вылетел пробкой с выпученными глазами и криком:
 
 -  Тонем!!!

     Скажу наперёд, и на этот раз везение не оставило экипаж. А случилось вот что. Маленькие устаревшие суденышки не располагали большими удобствами, и мыть посуду, на них было гораздо сподручней не в тесном камбузе в малюсенькой раковинке  под струйкой холодной питьевой воды, которую было необходимо экономить, а на палубе. Из машинного отделения от системы охлаждения главного двигателя была выведена резиновая трубка, из которой во время работы дизеля постоянно текла в изобилии и почти горячая забортная влага. Этот шланг обычно был воткнут в отверстие  палубного шпигата, и по нему вода сбегала обратно в речку. Вблизи шпигата на па-лубе находилась ещё одна дыра оставшаяся после демонтажа одного из топливных баков. Когда-то это была его горловина, к несчастью пробка с резьбой от неё была утеряна и злополучное отверстие временно прикрыли неким, легко снимающимся, колпаком. Как обычно, временное пустило корни. Наши милые практикантки, в чью обязанность входили и приготовление пищи, и мытье посуды, по его окончании, случайно перепутали отверстия, и воткнули шланг туда, куда его втыкать ни в коем случае не следовало. В машинном, разбрызгиваемая маховиком, уже выше сланей, весело гуляла водичка. Пришлось в аварийном порядке сорвать пломбу на вентиле осушительного насоса и откачать «студёную» обратно в реку. Всего нескольких минут буквально не хватило ей затопить стартер, генератор и аккумуляторы. Тогда время прибытия «Отличного» в Демьянское, где его с нетерпением ждали, существенно бы отодвинулось, и, скорее всего, его привел бы уже другой капитан.         
               
   Продолжение - http://www.proza.ru/2012/08/31/374


Рецензии
Привет, Володя! Ведь читал уже, но не могу удержаться, до чего хорошо рассказываешь. Я, видимо, по молодости, прочитал когда-то сразу все мемуары, а теперь вот пытаюсь делать с умом, с отзывами (шучу). А что по "Конечной остановке" молчишь, не понравилась? Она мне подороже "Пиши мне..." будет. Успехов! Прорываюсь на кнопку.
Юрий.

Михайлов Юрий   24.03.2013 15:34     Заявить о нарушении
Здравствуй, Юра. Спасибо за неустанное внимание. Дочитаю "Остановку" и выскажусь. Большие вещи требуют время. Если не трудно, напиши как премию вручали. Всего доброго,

Владимир Новиков 5   24.03.2013 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.