Что такое детство или урок обществознания

  Эта история произошла со мной совсем недавно, в апреле месяце. Небо в тот день было ясным недолго, уже днем оно затянулось облаками, которые продержались  до конца дня. Но дождя, насколько я помню, не было. Шел пятый урок. Урок обществознания. Обществознание, так же как и историю преподавал мой любимый учитель Николай Петрович. Он был самым лучшим рассказчиком. Если он начнет что-либо рассказывать, то интрига создается неимоверная. Сам по себе историк – загадочная личность. Это пятидесяти летний мужчина с громким басом и очень высокого роста.
По моему мнению, обществознание – не столь важный урок. Но если его вел Николай Петрович, то все еще недели могли вспоминать тот день.
Я зашла в класс. На темно-зеленой доске мелом было накарябано: «Ребенок в семье». Сразу видно, что написал кто-то из учеников. Рядом с надписью были нарисованы рожицы и подпись к ним. Школьное творчество.... Насколько я поняла, рожицы – это наш класс. Да, там я нашла и себя. Прозвенел звонок, и я быстро подошла к своей парте, сняла с плеча портфель и кинула его на стул. Дверь с силой распахнулась на всю ивановскую и что-то крича, вбежали ребята. Класс расселся по своим законным местам. Держа в руках школьный журнал 6в класса, вошел Николай Петрович.
- Здравствуйте, - поприветствовал нас учитель.
Мы, молча, встали и, так сказать, ответили ему.
- Здравствуйте! – с улыбкой на лице и с блеском в глазах сказала Алена.
Алена – девочка невысокого роста, настоящая блондинка. Очень любит шутить и у нее это здорово получается. Историк присел и положил перед собой журнал. Класс тоже сел. Я достала из портфеля учебник и тетради, а затем положила сумку на пол.
- На дом вам я задал двадцать четвертый параграф «Ребенок в семье», так?
- Да, - хором ответили мы.
- Скажи как нам, Анастасия, какие стадии включает в себя детство?
У меня с силой забилось сердце. Но я тут же вспомнила, что в классе находится и другая Настя, поэтому я спросила:
- А какая?
- Беляева, - уточнил он.
Я с облегчением вздохнула. Но сердце продолжало бешено стучать. Тем временем, тезка уже почти закончила рассказ.
- Так же существует третья. Она продолжается с шести до одиннадцати лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в жизнь общества, - ответила Беляева, краем глаза поглядывая в учебник.
- Хорошо, садись, - продолжил учитель. – Кто нам скажет, какая стадия самая важная?
Двое учеников подняли руки.
- Пожалуйста, Лиза, - попросил он, обращаясь к отличнице.
- Я считаю, что самая важная стадия – первая. Потому, что ребенок в этот период всему учится.
- Я могу дополнить свой ответ, - возразил учитель. – Так же в периоде до трех лет дети запоминают самые интересные моменты.
- Да, - протянул класс.
- А вы можете что-нибудь вспомнить?
- Я могу, - подняла руку Яна. – На новый год меня родители сводили на какой-то спектакль. Так вот, я Снегурочку испугалась!
По классу пробежался легкий смешок.
- А у меня папа все время на спектаклях играл Деда Мороза. Воспитатели очень любили рисовать красные щеки помадой. Я как увидела папу, испугалась, подбежала к маме и говорю: «Мама, папу избили!»
Класс покатился со смеху.
- А я в детстве любила рассказывать стихи или песенки, - заговорила я. – Я вставала на стул и начинала: «Зайчишка, зайка серенький под елочкой какал».
 - Возможно, что все так и было, - ответил историк.
Учеников захлестнуло новой волной смеха. После меня выступило еще несколько человек. Правда, я уже не помню, что именно они рассказывали. До конца урока оставалось несколько минут, историк напоследок добавил:
- Мы уже целый урок говорим о детстве, но еще никто не сказал, что, же такое детство. Отвечаем без помощи учебника!
- Детство – это детство, - послышалось с задних парт.
- Еще варианты будут?
- Детство – это когда ты что-нибудь украдешь, а тебя за это не накажут, - подшутил худенький мальчик в очках.
- Детство – это сегодня, - послышалось позади меня.
- Эх, вы! Открывайте учебники. Ксения, читай, - сказал Николай Петрович.
- Детство – период от рождения до 11 лет.
- Так что такое детство?
- Детство – это вчера, - выкрикнул кто-то.
Прозвенел звонок. Николай Петрович встал и громко объявил:
- Домашнее задание на доске. До свидания.
До конца того дня я вспоминала урок. Для себя я решила, что детство – это, когда не берёшь ответственность ни за что. Этот вопрос заставил меня задуматься, а вас?


Рецензии
Хороший рассказ.

"Этот вопрос заставил меня задуматься, а вас?"

Меня тоже. Я часто думаю на эту тему: что же такое детство и кто такие дети. У меня много воспоминаний о раннем детстве, которые могли бы изменить расхожее представление о невинном ребенке. Понимание ответственности у некоторых детей появляется очень рано. Думаю, это зависит от воспитания. Так что, если считать детством только период полной безответственности - то, в зависимости от отношений с родителями, у одних людей (детей) этот период будет стремиться к нулю, а у других - к бесконечности. Так что мне милее сухое формальное определение детства как "периода жизни от рождения до 11 лет".

На самом деле все сложнее, конечно. Одиннадцатью годами "специалисты" ограничивают детство, скорей всего, из-за общепринятого периода начала полового созревания. Проще: ребенок - это неполовозрелое существо. Вот над этим уже всерьез можно задуматься.

С уважением,

Маторина Александра Владимировна   04.12.2012 14:29     Заявить о нарушении