Чи Бо Та. Часть 6

       Сегодняшняя встреча как-то заранее тревожила. Никаких объяснений этому я найти не могла. Посмотрим. Сама встреча и разрешит, надеюсь, этот вопрос.
Дмитрий Николаевич был как-то суетлив при встрече. Вежливо поздоровавшись и подождав, пока мы с Васей совершим ритуал приветствия, он быстро сказал: - Пойдемте в сквер. 
Усевшись на скамейку, он произнес: - Нина Сергеевна, у меня к Вам просьба. Дело в том, что дочери и зятю пришлось срочно уехать, они выехали поздно ночью. Мы с Васильком остались вдвоем. Но так вышло, что у нас кончилось молоко, а Василек его очень любит, пьет каждый день. Мне надо купить молока, но идти в магазин с каталкой неудобно.
  - Так в чем же дело? – сказала я, - давайте я схожу в магазин, пока Вы посидите тут, подышите свежим воздухом.
  - Нет-нет. Лучше я схожу в магазин, а Вы побудьте с Васильком. Мы с ним, когда собирались на прогулку, обговорили этот момент, он сам сказал, что хочет побыть с Вами. Уж не знаю, что за секреты у него появились от меня.
Он ушел, а Василек протянул мне папку с рисунками: - Смоты, ты помёшь.
От того, что я увидела, по коже пробежали мурашки, я, кажется, даже вздрогнула. Взрыв! Не локальный, как можно увидеть в кино, как от снаряда, вонзившегося в землю, а огромный, во весь лист! То, что это было взрывом, а не фейерверком, было понятно. Не знаю как, но я это поняла. Я взглянула на малыша. Он сидел, спокойно и серьезно глядя мне прямо в глаза. Молчание. А потом Василек сказал только одно слово: «остойцы». Стало все понятно. Остойцы – пришельцы из другой солнечной системы. Воинственная цивилизация. Они давно хотели завладеть запасами лего ко. У себя на планете они не умели и не желали работать. Все, что им было нужно, они покупали или захватывали на других планетах. Энергия была нужна всем. Они знали, что на Чи Бо ТА горы этого энергетического минерала. Но чиботайцы ни с кем не вели торговли или обмена. Цивилизация Чи Бо Та была самодостаточна. Планета сама снабжала население всем необходимым. Добывать впрок или на продажу лего ко – было просто абсурдом. Слишком опасным было это дело. И торговать тем, что было в достатке, но не в избытке - было просто глупо. По любым меркам. Остойцы давно примерялись к запасам лего ко. И проследить связь между словом «остойцы» и взрывом оказалось нетрудно.
  Однажды, уже после ухода ЧоЧо, на Чи Бо ТА высадились остойцы. Они не знали или не хотели верить в то, что добыча минерала невозможна. Под угрозой оружия они отправили к черным горам большую группу носителей лего ко. Чиботайцы отказались ковырять поверхность планеты, дабы ублажить пришельцев. Вся группа носителей была уничтожена. И после этого была вызвана техника, которую остойцы привезли с собой. Когда по красной зоне в сторону черных гор поползли машины остойцев, вся планета задрожала. Она дрожала как живое существо. Не знавшие страха чиботайцы замерли, понимая, что может случиться, если машины остойцев вонзят свои щупальца в поверхность планеты. Но помешать остойцам они не могли. Мирная цивилизация. На планете даже армии не было. Не с кем там было воевать и защищаться ни от кого не надо было. Единый народ. Любящий каждого члена своего общества. Никто никогда не покушался на их родную планету. Дрожь планеты усиливалась.  И в какой-то миг, наверное, остойцы привели свои добывающие агрегаты в действие, все было кончено. Произошел взрыв. Это был Взрыв. ВЗРЫВ!!! Небывалой мощности.
Планеты Чи Бо ТА больше не было. Те, кто готовился уйти в Айстух Аке, не дошли до своего предела. Те, кто встал на путь выполнения своей миссии, так и не смогли выполнить ее. Даже дети, уже знавшие, что  им предстоит выбрать свой путь, чтобы идти к выполнению миссии, не смогли даже определиться с выбором. Они просто не успели. Кончено.
На Остой Ста долго, наверное, ждали возвращения экспедиции с запасами дего ко.
Лёкас держал мои пальцы. Он шепотом произнес: - Ший хо спит, - и сделал движение губами, как будто задувал свечу. Значит и солнце, зеленое солнце Ший хо потухло от этого взрыва. Мы помолчали. Что мы могли сказать друг другу?
Я вспомнила рисунок, где был изображен «предел», про который Лёкас сказал не «Айстух Аке», а «ни ко зо». Значит Лёкас не дошел до своего предела, он не успел выполнить свою миссию. Он погиб вместе с планетой. И  я почувствовала, что именно этот рисунок «потерялся», Дмитрий Николаевич не нашел его в папке. Стало ясно, что говорить об этом дедушке не стоит. Пусть он думает, что его внук с честью выполнил свою миссию на планете Чи Бо ТА.
Легкая грустная улыбка скользнула по лицу мальчика. Он понял меня без слов и одобрил принятое решение. Маленький человек с огромной памятью сказал: - Возьми себе, - и показал на свой рисунок. Я спрятала «взрыв» в сумку.
Но вот он немного оживился, грустить было некогда. К нам приближался Дмитрий Николаевич. Запыхавшись от быстрой ходьбы, он присел на скамейку, достал из пакета маленькую коробочку молока, проткнул его соломинкой и протянул внуку.
 - Держи, Василек, а то ты у меня на завтрак без своего любимого напитка остался.
Мальчик отпил немного и засмеялся: «маако!»
  - Он так называет молоко, - пояснил дедушка.
- Не удивительно, - откликнулась я. – На Чи Бо Та именно так и называлось молоко, которое давали эуэки. Вкуснейшее молоко. Все чиботайцы любили его пить. А по большим праздникам на нем готовили стуку.
  - Стуку? Что же это такое? – спросил Дмитрий Николаевич.
  - Не удивляйтесь, это каша. Каша из злака, из которого пекли хлеб. Но кашу делали только на праздник. Это был деликатес.
 - А чем вообще питались на той удивительной планете?
  - Фрукты, овощи, маако. Мяса там не ели вообще. Ели то, что растет на земле. Сырыми. Вот только хлеб да стуку готовились специально.
  - А как Вы назвали животных, дающих молоко, маако? Красивое название.
 - Эуэки. Большие, мягкие, теплые животные с огромными висячими, как у спаниелей, ушами.
    Василек засмеялся. Он уже выпил молоко, пристроил коробочку рядом с собой. Протянул руки, показал, как хватают эуэков за уши и бодаются с ними.
Я засмеялась тоже. – Эуэки любили «бодаться». Рогов у них не было, но им было приятно, когда их уши брали руками чиботайцы и, приложившись своими «лбами» к головам животных, делали такие бодательные движения. Это было своеобразной лаской для животных, благодарностью за маако. Эуэки бродили стадами по природной зоне, но помнили место, куда надо вернуться, чтобы принять уход тех, кого на Земле называют фермерами. Эти фермеры мыли и расчесывали шерсть эуэков. Они же заботились о том, чтобы у каждого животного на шее висела плошка, склеенная из липких листьев ойгоси. Это такие листья (пьестхи), которые при отрывании от растения становились клейкими. И в этот короткий момент, пока клейкость не засохла, их можно было слепить друг с другом в несколько слоев и придать им форму плошки.
 - А зачем же эуэкам такие плошки? – вполне закономерно поинтересовался Д.Н.
 - Видите ли, к эуэкам можно было подойти в любой момент, надоить маако и выпить. Там не ждали какого-то определенного времени, когда доили эуэков, когда хотели, тогда и пили. Доили, конечно, чтобы переправить маако в поселения или в города, но в природной зоне можно было полакомиться маако в любое время.
 - А какие праздники были на Чи Бо ТА? – Дмитрия Николаевича интересовало, кажется все. Заранее он не готовил вопросов, просто спрашивал обо всем по ходу рассказа.
  - Всепланетарный праздник. День наступления нового года. Из-за того, что смены дней и ночей на планете не было, так как она всегда была повернута к солнцу одной стороной, где и проживало все население, отсчитать год, или проследить оборот планеты вокруг солнца было трудно. Но этим занимались те, чьей миссией было наблюдать за звездным небом и солнцем. Они и оповещали о дне начала нового года. Тогда все население планеты собиралось в природной зоне. На этот день прекращались все работы на Чи Бо ТА. Это был всеобщий день радости и отдыха. И в это день варилась стуку в больших количествах так, чтобы хватило всем, да еще и с добавкой. Люди собирались все вместе, но тесно там не было. Каждый мог найти для себя уголок, чтобы пообщаться с природой, среди которой вырос. Или собирались группами, совершали пешие прогулки по красной зоне, купались в море, лазили на синие горы. Было хорошо, спокойно и радостно.
      Дмитрий Николаевич немного помолчал, задумавшись, а потом сказал: - Это здорово, что все собирались вместе. Тут не всегда семьей-то соберешься, а там вся планета! Как же вы любили друг друга! Есть, чему поучиться у чиботайцев. Эх! – он махнул рукой. Что-то тревожило его. Может быть, это было связано с внезапным отъездом дочери и зятя? Расспрашивать его я посчитала невежливым. А может, зря? Рассказал бы, легче бы ему стало?  Хотя, кто знает, от чего человеку становится легче.
       На этом мы расстались. Сегодня. Еще будут встречи. Может, и этот вопрос прояснится.


   Продолжение   http://www.proza.ru/2012/08/31/552


Рецензии