Земля Израйлева Гл. V

8. Византийский период.

В составе Византийской империи Эрец-Исраэль продолжает называться Палестиной. Административное деление оставалось прежним. Иерусалим являлся патриархией. Кесария, Свитополь и Петра – архиепископатами.

 В 614 году Палестину захватывают персы. Евреи вступили с ними в союз в надежде возродить утраченную национальную независимость. Они воевали на стороне персов. Разгромили византийский гарнизон Иерусалима, и три года правили городом.

 В 628 византийский император Ираклий вернул Палестину под власть Византии. Византийцы восстанавливают христианство. Сразу же последовала жестокая резня евреев в Иерусалиме. Уцелевшие жители были изгнаны из города.

Опять по всей Эрец-Исраэль началось преследование евреев. На этот раз уже византийское. Однако продолжалось оно недолго. В 622 году зарождается ислам, а в 640 году Палестину завоёвывают арабы-мусульмане. Они владели Палестиной с 640 г. по 1099 г.      

10. Период арабского владычества.

Четыре с половиной века властвовали мусульмане в Эрец-Исраэль. За это время сменились три династии арабских халифов. Омейяды (в подавляющем большинстве арабы) правили с 661 по 750 год.

Они смогли завоевать огромные территории. При их правлении арабский халифат включал в себя почти весь Пиренейский полуостров, Северную Африку, Ближний Восток, Среднюю Азию и ряд других земель. Столицей халифата был Дамаск. Династия Омейядов отличалась терпимостью к евреям.

Омейядов сменила турецкая династия Аббасидов. Годы её правления 750 – 969. Столицей государства стал Багдад. При этой династии в халифате усилилась анархия, что самым негативным образом сказалось на евреях.

Последней династией, правившей халифатом с 969 по 1070 гг. уже из Каира, были Фатимиды. При их правлении периоды терпимости по отношению к евреям сменялись гонениями. Арабы-мусульмане грабили еврейские поселения. Отбирали у евреев земли, на которых после падения последнего еврейского государства успело прожить двадцать поколений. Всё это сопровождалось жестокостью и кровопролитием.

Эрец-Исраэль в составе арабского халифата претерпела административные изменения. Она была поделена на три части. Северная её часть со столицей Акко стала называться Джунд Урдун (Иорданское воеводство). Центральная – Джунд Фаластин (Палестинское воеводство) с центром в Рамле. Вся территория к востоку от Мёртвого моря получила название Ат-Тих (пустыня). Столицей этой пустынной территории был город Петра.

 В 1070 году Палестину завоёвывают турки-сельджуки. 29 лет владели они Эрец-Исраэль. Вплоть до 1099 года, когда началась эпоха кровавых крестовых походов.

11. Период крестоносцев.

Крестовые походы на Ближний Восток организовывались западноевропейскими феодалами и католической церковью. Их участниками были разорившиеся рыцари, разного рода авантюристы и представители маргинальных слоёв общества. В период с 1096 по 1270 гг. состоялось восемь таких походов. Формально они велись под знаменем освобождения гроба Господня и Святой земли от «неверных» мусульман.

В 1099 году завершился первый крестовый поход. Крестоносцы захватили у сельджуков Иерусалим, и образовали Иерусалимское латинское королевство (королевство Давида). Оно простиралось от Бейрута на севере до Эйлата и Акабы на юге.

В королевство входила также обширная часть территории современной Иордании. Иерусалимское королевство состояло из собственно Иерусалима, являвшегося его столицей, и трёх вассальных государств.

Это – графства Триполи и Эдесса и княжества Антиохия. Первым правителем королевства был Готфрид Бульонский. Его военной опорой являлись два духовно-рыцарских ордена, основанных крестоносцами в Палестине. Иоаннитов (госпитальеров) и тамплиеров.

Еврейскому населению Земли Обетованной приход крестоносцев принёс неисчислимые страдания. Евреи были самыми отчаянными защитниками Иерусалима. После падения города крестоносцы загнали оставшихся в живых евреев в синагогу, и сожгли их там заживо. Вот они корни Холокоста. Хайфу от крестоносцев защищали тоже практически только еврейские жители. Они целый месяц продержались в осаждённом городе.

Почти два века властвовали крестоносцы в Эрец-Исраэль. Это были годы жесточайших кровавых преследований евреев. Европейские пришельцы грабили еврейские города и деревни. Отбирали земли. Устраивали массовую резню. И, тем не менее, еврейская община в Эрец-Исраэль продолжала существовать.

В условиях, которые трудно себе представить, евреи активно трудились. Крестоносцы запретили еврейскому населению владеть землёй. Евреи занялись торговлей. В их руках со временем сосредоточилась почти вся торговля приморских городов. Былые земледельцы стали прекрасными ремесленниками: стеклодувами, портными, скорняками, красильщиками.

Никогда не угасал огонь еврейской мудрости. Именно в это время мудрецы Тверии разработали систему огласовок ивритского алфавита. Заложили основные принципы современных исследований этого древнейшего в мире языка.

В период господства крестоносцев в Эрец-Исраэль было создано множество своеобразных произведений литературной поэзии. Так называемых «пиютим»–литургических гимнов. Выпускались раввинские сборники толкования Библии–«мидрашим». Появились и другие произведения высокого литературного творчества.
 
Мусульманский полководец Салах-Ад-Дин возглавил борьбу арабов против крестоносцев. В 1187 году войска под его предводительством одержали победу над крестоносцами в битве у Карней-Хиттима в районе озера Кинерет.

Однако крестоносцы продолжали оставаться на Святой Земле ещё более ста лет. Только в 1291 году после захвата мамлюками города Акко, бывшего в то время столицей Латинского королевства, закончилась эпоха крестовых походов. Крестоносцы были окончательно изгнаны из Палестины.

После крестоносцев для евреев наступил ещё более страшный период. Сначала в Эрец-Исраэль вторглись среднеазиатские племена из Хорезма. Впрочем, они лишь мелькнули на арене истории. Затем их сменили несметные татаро-монгольские орды.

Азиаты сеяли гибель всему живому. Они разрушали всё, что попадалось у них на пути. Города были разграблены и лежали в запустении. Деревни сожжены дотла. Даже деревья монголы вырывали с корнями.

Почти всё молодое еврейское поколение было уничтожено. Такого варварского истребления всего живого и неживого Эрец-Исраэль ещё не знала. Около 20 лет азиатские варвары топили в крови Эрец-Исраэль. В 1263 году в битве при Эйн-Хароде они, наконец, были разгромлены мамлюками.

Сразу же после изгнания монголов начала возрождаться практически уничтоженная еврейская община Иерусалима. Этому процессу в значительной мере способствовали усилия известного еврейского мудреца Моше бен Нахмана (Рамбама). В 1267 году Рамбам поселяется в Иерусалиме. С этого времени еврейская жизнь в городе уже никогда не прерывалась. Вплоть до наших дней.
 
12.  Период правления мамлюков.

Более двух с половиной веков с 1260 по 1516 гг. Эрец-Исраэль являлась частью огромного мамлюкского султаната, включавшего в себя также Египет и Сирию. Мамлюки были мусульманами татаро-тюркского происхождения. Вначале они управляли страной из Турции, а затем – из Египта.

Во времена мамлюков евреи Эрец-Исраэль, кстати, и христиане тоже, постоянно страдали от гонений и унижений. Тем не менее, в XV веке многие паломники и путешественники отмечали существование в стране больших еврейских общин.

В настоящее время имеются письменные свидетельства тому, что спустя полторы тысячи лет после падения еврейского государства в Эрец-Исраэль существовали, по меньшей мере, около тридцати городских и сельских поселений евреев.

Жизнь еврейских общин продолжалась вопреки жестокости византийцев, преследованиям мусульман-арабов, турков-сельджуков и мамлюков. Даже крестоносцы и монгольские варвары, заклятые враги евреев, не смогли искоренить еврейскую общину в Эрец-Исраэль.

И случилось это не только благодаря чрезвычайно развитому чувству самосохранения. Еврейская жизнь всегда была наполнена целью и смыслом. Евреи из поколения в поколение хранили в своём сознании генетический код надежды на будущее национальное возрождение.

Немецкий паломник, посетивший в конце XVвека Иерусалим, писал, что обнаружил в городе много евреев. И что его особо удивило, разговаривали они на иврите. Другой путешественник Мартин Кабатник так описывает свои впечатления после посещения Святой Земли:

«…тамошние евреи думают и говорят, что земля эта свята и им, евреям, завещана Богом. Те из них, кто живёт здесь, считаются святыми в глазах других евреев, ибо вопреки всем бедам и страданиям, они ни за что не хотят покидать эту землю».

31 марта 1492 года испанский король Фердинанд II подписал эдикт об изгнании из страны всех евреев, отказавшихся принять христианство. Инициатором указа был главный инквизитор Испании Томас де Торквемада, люто ненавидящий евреев.

Но не только звериный антисемитизм инквизитора был причиной трансферта евреев. Не последнюю роль в этом деле сыграла и алчность короля. Он задолжал огромные суммы денег еврейским банкирам. Изгнание их из страны легко и просто решало финансовые проблемы короля.

Изгнанным евреям запрещалось увозить с собой деньги, золото, серебро и прочие драгоценности. Так что кроме аннулирования долгов в королевскую казну перекочевали несметные богатства испанских евреев.

До своего изгнания евреи почти 15 веков прожили в Испании. Жили по-разному. После принятия христианства в Римской империи им пришлось туго. Но когда Испанию завоевали мусульмане, жизнь наладилась. Причём так, что X-XIII века историки называют эпохой процветания испанских евреев.

 В середине XIII века Испания стала католической. Еврейская жизнь пошла на спад. Появились законы, ущемляющие права евреев. Начались погромы. Для евреев жизнь в Испании стала невыносимой. Во второй половине XV века в Испании была введена инквизиция. Она-то и решила очистить королевство от евреев. В результате появился на свет вышеуказанный королевский эдикт.
 
2 августа 1492 года в Испании закончился беспрецедентный до тех пор трансферт. Более 200 тысяч евреев были изгнаны из испанского королевства. Они ушли совершенно нищими. С собой евреи унесли только язык ладино – причудливую смесь испанского, древнееврейского, арабского, итальянского и греческого языков.

 По еврейскому календарю этот день пришёлся на Девятое Ава. У всех евреев мира он считается днём траура и скорби. И не только по причине испанского изгнания. Как ни удивительно, но именно в день Девятого Ава случились ещё две величайшие трагедии еврейского народа: были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.

 Тысячи еврейских беженцев из Испании попали в руки морских пиратов и затем были проданы в рабство. Тысячи других умерли от голода и болезней, убиты африканскими дикарями. Около 80 тысяч осело в Португалии. Небольшой части депортированных евреев удалось добраться до мамлюкского султаната, называемого Палестиной.

Вообще-то, трансферт евреев из Испании был беспрецедентным только по количеству. Что касается самого факта изгнания евреев, то такие трагедии неоднократно случались задолго до испанского. Вот только некоторые из них.

В 700 г. до н.э. ассирийский царь Саррухин изгнал из станы своих еврейских поданных. В 586 г. до н.э. вавилонский царь Новохудоноссер увёл в плен большую часть евреев Эрец-Исраэль. В 70 г. тоже самое сделали римляне. В 1290 г. английский король изгнал евреев из Англии. Так что испанский король Фердинанд был далеко не оригинальным, но что печальнее, не последним, кто занимался трансфертом, и даже тотальным уничтожением евреев.

13. Период турецкого (оттоманского) владычества.

В 1516 году власть в Палестине вновь поменялась. На этот раз её завоёвывают турки-османы. Османы – династия турецких султанов, более шести веков правившая султанской Турцией. Или как её называли в Европе Оттоманской империей.

На вершине своего могущества империя включала в себя кроме собственно Турции и Палестины весь Балканский полуостров, значительную часть Северной Африки, Месопотамию и некоторые другие территории.

Период турецкого владычества продолжался ровно четыре века. С 1516 по 1917 гг. Поначалу турки проявили терпимость по отношению к евреям. Даже дружелюбие. В XVI веке начался новый расцвет еврейской жизни в Эрец-Исраэль. В страну прибывают знаменитые каббалисты, изгнанные из Испании. В Цфате сосредотачивается цвет талмудической мысли и еврейской мистики (Каббалы).

Полагаю, будет к месту небольшая историческая справка по поводу этого таинственного мистического течения в иудаизме. Зародилось оно во II веке нашей эры. Основоположником учения является древнееврейский мудрец рабби Шимон Бар-Йоханан (Рашби).

За пропаганду антиримских настроений он был приговорён к смерти. Однако рабби удалось бежать из тюрьмы. Шимон укрылся в одной из галилейских пещер. Там в полном уединении рабби провёл тридцать лет.

По приданию в пещере Рашби посетило божье озарение. Он стал чётко различать, что есть дело рук божьих, а что – сатаны. За тридцать лет пребывания в одиночестве рабби разработал стройную теорию, названной впоследствии нумерологией. Вот её краткая суть.

В религиозной еврейской письменности до сих пор даты обозначаются не цифрами, а буквами ивритского алфавита. Есть буквы, обозначающие единицы, десятки, сотни. Сочетанием букв можно получить любое число.

Таким образом, у каждого слова есть свой числовой эквивалент. Играя словами как с математическими выражениями, можно делать неординарные выводы. Собственно, на этом принципе и основана вся теория Рашби.
               
Для её практического применения им же был разработан стройный инструментарий. Он позволил сделать множество занятных открытий. В частности Бар-Йохай установил, что слово «сатана» имеет числовое значение в виде трёх шестёрок – 666.

Расшифровал он и массу других слов. Свои идеи Рашби изложил в книге, которую назвал «Зоар». В буквальном переводе с иврита – «сияние». Это своего рода каббалистическая энциклопедия. Её главной идеей является постулат, гласящий, что Всевышний вначале сотворил мировую систему, подобную идеально круглому и прозрачному хрустальному шару. Однако затем в Божье Творение вмешался дьявол. Он-то и содеял в нём мутные «червоточины» – всевозможные геометрические искривления.

В XVI веке в Цфате появился изгнанный из Испании рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Ари). Он разработал вторую ступень Каббалы. Её стали называть лурианской. Главный постулат этой части мистического учения гласит так.

Поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, судьба мира находится в человеческих руках. При этом согласно канонам еврейской религии предполагается не внешнее подобие, а тот теологический факт, что Всевышний наградил человека божественной способностью творить.

Ари развил данную идею. Он рассуждал примерно следующим образом. Раз Творец наградил человека способностью творить, то логично предположить, что своему образу и подобию Бог дал инструмент, позволяющий исправлять изъяны мировой системы, созданные сатаной.

Одновременно Ари предложил способы улучшения мира. В частности он утверждал, что человек способен не только отличать добра от зло, но что намного важней, может исправлять зло. И если дружно взяться за эту работу, то когда-нибудь удастся исправить повреждённый сатаной мир. Восстановить, когда-то созданную Всевышним, идеальную мировую структуру. Вот тогда-то и наступит всеобщий мир и полное благоденствие.
 
Столь ответственная задача со времён Рашби возлагалась исключительно на «посвящённых». Это означало, что адептами Каббалы могли стать люди, прошедшие специальный отбор по возрасту и знаниям.

Современные каббалисты считают иначе. Они утверждают, что изучать Каббалу могут все, кто ищет ответ на вопрос: «В чём заключается смысл жизни?»  А целью изучения является духовное совершенствование личности. По их мнению, именно этот процесс позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах.

После смерти Рашби его последователи основали рядом с пещерой, где тридцать лет трудился Учитель, город Цфат, на многие века ставший центром каббалистических идей и традиций.

Но не только Каббалой занимались евреи в XVI веке. В это же время производятся обширнейшие работы по реставрации иерусалимской стены. Дон Йосеф Наси отстраивает Тверию.

В 1542 году в Палестине выходит в свет первая печатная книга на иврите. К началу оттоманской эпохи в Эрец-Исраэль насчитывалось тридцать городских и сельских еврейских общин. В том числе в Хайфе, Шхеме, Хевроне, Рамле, Яффо, Газе, Иерусалиме.

Много еврейских общин было на севере. Их центром являлся город Цфат. Численность его еврейского населения постоянно увеличивалась. К середине XVI века Цфат становится признанным духовным центром Эрец-Исраэль и всего еврейского мира.

Именно в Цфате начался «золотой век» еврейской культуры. Можно сказать, еврейский ренессанс. В городе возникла плеяда удивительных еврейских философов-мистиков, развивавших толкования тайн Каббалы, основанной Рашби.

В такой обстановке духовного подъёма вырастали еврейские поэты и писатели. Йосеф Каро пишет свою знаменитую книгу «Шульхан Арух», произведшую уже в наши дни переполох среди российских антисемитов. А вообще-то «Шульхан Арух» (по-русски – «Накрытый стол») является собранием еврейских заповедей. Колоссальным по охвату. Кое-что время упразднило. Однако многими заповедями ортодоксальные евреи руководствуются в повседневной жизни до сих пор.

Одновременно с подъёмом культуры в эти же годы наблюдается расцвет ремёсел, торговли и сельского хозяйства. Цфат находился тогда в очень выгодном географическом положении. На полпути между Дамаском и Сидоном, портом на берегу Средиземного моря.

По этой причине город приобрёл большое значение в торговых отношениях региона. Евреи Цфата торговали зерном и пряностями. Производили различные ткани. Занимались красильным делом. В 1577 году в городе была открыта первая в Эрец-Исраэль и Азии еврейская типография. Численность еврейской общины интенсивно росла. К концу XVI века число евреев Цфата почти утроилось и достигло 30 тысяч.


Недалеко от Цфата, в Галилее, находилось более десятка довольно крупных еврейских сельскохозяйственных поселений. Здесь выращивали пшеницу, рожь, просо, хлопок, различные овощи. Собирали большие урожаи винограда и прочих фруктов. Изготавливали чудесные вина.

Из турецких источников до нас дошли названия некоторых старинных еврейских деревень: Кфар-Алма, Кфар-Канна, Эйн-Зейтим, Бирия, Пкиин, Кфар-Ханания, Кфар-Ясиф.  Несмотря на гонения, притеснения, грабежи и поборы чужеземных завоевателей, евреи на протяжении полутора тысяч лет были накрепко связаны со своей землёй.

Кстати Кфар-Канна упоминается и в Новом Завете. Эта деревушка существует и поныне. Расположена деревня в Галилейских горах вдоль шоссе Назарет – Тверия. Правда, сегодня в ней живут не евреи, а арабы-мусульмане и христиане.

Место на редкость  живописное. Деревня окружена большими плантациями масличных и гранатовых деревьев. Говорят, что здесь выращивают лучшие в Израиле гранаты. В христианском мире деревня Кфар-Канна – место весьма примечательное. Здесь Иисус Христос впервые проявил свою чудотворную силу.

По христианской традиции в разгар свадебного пира неожиданно кончилось вино. Жених с невестой и их гости загрустили. Иисус, присутствовавший на еврейской свадьбе, велел наполнить сосуды водой. Она тот час превратилась в вино. Вот что написано по этому поводу в Новом Завете: «…Так положил Иисус начало чудесам в Канне Галилейской и явил славу Свою…».

На месте, где когда-то стояла еврейская синагога, в VI веке христиане в честь этого чуда построили церковь. В VII веке мусульмане её разрушили. А в XIX веке на этом же месте возвели католическую церковь. Она стоит и поныне.

Красные купола храма хорошо видны с шоссе Назарет – Тверия. Кроме церкви Первого чуда в деревне есть ещё две святые достопримечательности. Это – греческая православная церковь, построенная на деньги Императорского православного палестинского общества России и католическая церковь Св. апостола Варфоломея. Этот апостол считался уроженцем Канны Галилейской. Греки-католики построили её в честь какой-то юбилейной даты святого уроженца этих мест.

Таким образом, в Израиле есть не только Иерусалим,  город трёх религий, но и иудейско-православно-католическая деревня. Как утверждают всё знающие гиды, несмотря на смену национального состава населения, Кфар-Кана и сегодня мало чем отличается от былой средневековой еврейской деревни. Это место чрезвычайно популярно среди христиан, православных и католиков. Три церкви постоянно принимают паломников со всех концов мира, принося приличный доход её жителям.
               
Однако вернусь к оттоманской империи. В XVII веке начался её упадок, продолжавшийся вплоть до полного распада. Турецкая власть в Эрец-Исраэль ослабла. Возникла анархия. Ну, и как всегда в таких случаях, еврейская жизнь подверглась преследованиям и запретам.

 Гонения превратились в постоянную форму существования евреев. Сильнейшую привязанность евреев к земле предков турки приспособили на благо своей оскудевшей казны. Они взимали с евреев поборы только за право жить на своей земле. Помимо того земледельцы обкладывались тяжкими налогами и подвергались многочисленным штрафам, не оставлявшими ни малейшей надежды на хоть какую-нибудь прибыль.

В начале XVIII века христианский путешественник Иоганн ван Эгмонт так писал о евреях Галилеи: «…Они живут в невероятной нищете. Турки до такой степени их подавили, что евреи, кажется, платят даже за воздух, которым дышат…»

 Впрочем, еврейские турецкоподанные страдали не только от турков. Их грабили бедуины, совершавшие свои набеги из пустыни. Дороги кишели разного рода разбойниками. Стражи султана иногда появлялись, но не для наведения порядка. В общем-то, они тоже занимались грабежом. Взимали с евреев непосильные налоги.
 
И, тем не менее, паломников поражала потрясающая привязанность евреев к земле своих праотцев. За право оставаться на этой земле они платили тяжкие налоги.  Страдали от многочисленных поборов. Терпели насилие и унижения.

Любовь евреев к Земле Обетованной всегда была необыкновенно сильна. Многие из них, несмотря на всю тяжесть существования, переехали сюда из более благополучной Европы. И только дабы найти душевное успокоение. В течение двух тысячелетий изгнания не было ни одного периода, когда бы евреи ни переселялись в Эрец-Исраэль. Этот постоянный поток давал жизнь общине.
 
Из-за чудовищно тяжёлых условий существования численность еврейской общины в Эрец-Исраэль в XVIII веке резко уменьшилась. Историки утверждают, что в это время здесь проживало не более 15 тысяч евреев. Тем не менее никогда не ставилось под сомнение их роль в национальной жизни страны.

Что действительно трудно себе представить, так это тот факт, как евреи Эрец-Исраэль в таких исторических обстоятельствах на протяжении девятнадцати веков смогли выжить, не исчезнуть задолго до наступления новейших времён. Невозможно не поражаться их упорству и мужеству. Перед лицом физического уничтожения они всегда оставались хранителями традиций иудаизма, «стражами стены Иерусалимского храма».

В конце XVIII начале XIX веков в Европе, особенно во Франции, зазвучали голоса, призывавшие предоставить евреям гражданские права. Среди них были и такие, кто пытался помочь им вернуться на историческую родину.

В частности депутат Учредительного собрания граф Клермон однажды высказал такую мысль: «Евреи, как народ, должны быть лишены всего, но как индивидуумы, они должны получить всё». Иными словами депутат Французского Собрания предлагал превратить евреев во французов, разрешив им свободно исповедовать свою религию.

В это время Франция готовилась к военной кампании на Востоке. Её проведение Директория поручила молодому генералу Наполеону Бонапарту. К слову сказать, именно в это время во французской прессе прозвучали призывы к созданию в Палестине еврейского государства.

То есть ровно за сто лет до того, как эту идею высказал Теодор Герцль. В 1797 году в одной из парижских газет была опубликована статья под заголовком «Письмо еврея к своим собратьям». В письме содержалось обращение ко всем евреям мира начать переговоры с турецкими властями на предмет создания в Палестине еврейского государства.

В середине 1798 года Наполеон захватил Египет. Затем, пройдя через весь Синайский полуостров, вторгся в Эрец-Исраэль. Взяв город Яффо, его армия двинулась на север и начала осаду Акко.

Во Франции усиленно циркулировали слухи, будто бы Наполеон обещал евреям вернуть Иерусалим. Сам император подобные утверждения категорически опровергал. Он неоднократно заявлял, что никогда не имел намерений завоевать государство для евреев. Хотя и всегда относился к ним вполне лояльно.

По этому поводу сохранились исторические документы. В частности, воспоминания личного врача французского императора. В одной из бесед в последние годы жизни Наполеон как-то сказал: «… Я всегда покровительствовал евреям. Надеялся, что они будут воспринимать Францию как Эрец-Исраэль. Париж – как Иерусалим, а меня – как царя Соломона. Или, по крайней мере, как царя Ирода».
    
Поход Наполеона на Восток никак не повлиял на создание в Палестине еврейского государства. Однако для самих евреев определённые последствия всё же имел. Прежде всего, в Британии. Большая группа известных британских политиков, религиозных деятелей, писателей, журналистов, людей искусства поддержала идею еврейского возрождения в Эрец-Исраэль.

Среди них были лорд Линдсей, лорд Шефтсбур, лорд Манчестер, Дизраэли, премьер-министр Великобритании в 1880-84 годах, лорд Пальмерстон и много других не менее известные личностей. Они писали, выступали в парламенте и прочих общественных местах, разрабатывали программы британского содействия возвращению евреев в Эрец-Исраэль. Были даже такие, кто требовал у британского правительства выкупить у Турции Палестину и передать её евреям.
 
 В 1831 году египетский правитель Мухаммед Али отвоевал Палестину у турок. Девять лет он управлял страной из Египта. И что удивительно, мусульманские власти не отвергли идею возвращения евреев в Палестину. Однако, несмотря на благосклонность правителя и   множество конкретных панов, девяти лет для их практической реализации не хватило.

А уже в 1841 году турецкая власть опять вернулась в Палестину. С турецким правительством проблема создания еврейской автономии в Палестине также неоднократно обсуждалась. Рассматривались различные проекты, предлагаемые правительствами Британии и Франции. К сожалению, результатов не последовало.

И всё-таки еврейская жизнь в Эрец-Исраэль все эти годы активно продолжалась. В 1869 году семеро репатриантов из Европы решили выйти за пределы Старого города Иерусалима. Они основали первый жилой квартал вне его стен.

Свои дома евреи построили на пустоши среди диких скал, где раньше обитали только шакалы. Со временем застройка разрослась и превратилась в еврейский квартал Нахалат шиваа (Наследие семи). Теперь это центр Иерусалима. Находится он между улицей Яффо, площадью Сиона и государственным банком Израиля.

В 1870 году недалеко от города Яффо в поселении Микве-Исраэль была открыта первая в стране современная сельскохозяйственная школа. Другая группа евреев в 1878 году пересекла Иудейские горы и заложила первое современное по тем временам еврейское сельскохозяйственное поселение.

Назвали его Петах-Тиква. Оно стало «матерью» всех подобных поселений. В эти же годы были основаны ещё два еврейских земледельческих поселения: Джермак и Гей-Они. Создавались новые еврейские промышленные предприятия. Типографии, ткацкие фабрики, механические мастерские.

На конец XIX столетия (с 1882 по 1903 гг.) пришлась крупная волна иммиграции европейских евреев. Эта волна репатриантов в дальнейшем была названа Первой «алиёй». К 1903 году число евреев, живших в сельскохозяйственных поселениях, достигло 25 тысяч.

Они жили в близком соседстве с полумиллионом арабов на правах подданных Оттоманской империи. На стыке XIX-XX веков произошло ещё одно печальное для еврейского народа событие. Турция, преследуя свои чисто политические цели буквально подарила Египту Синайский полуостров, с библейских времён считавшийся составной частью Эрец-Исраэль. Площадь Синая – 25 тысяч кв. км, т.е. больше всей территории современного Израиля.


Рецензии