Как не надо молиться

      Здесь я хочу поделиться своим опытом молитвы. Отрицательным опытом. О том, как нужно молиться, Вы можете узнать из творений Святых Отцов. Я же, неумелый и грешный, могу рассказать только, как не надо молиться. Может быть, опыт моей неудачной молитвы позволит другим избежать моих ошибок.
   Итак, довольно скоро, после того, как я стал регулярно молиться, мне стало понятно, что нет ни одной молитвы, похожей на другую. Имеется в виду даже не их содержание, а понимание и прочтение. Невозможно одинаково два раза прочесть одну и ту же молитву. Каждый раз появляются какие-то новые чувства, приходят новые смыслы. Но увлекаться таким анализом и рефлексией не стоит, это большое искушение. Так легко можно впасть в прелесть. Молиться лучше в простоте. Но, как трудно, порой, к этому придти!
   Христианские молитвы – это концентрированное выражение всего духовного богатства Церкви Христовой. Причём, это не сухие выжимки, а высокохудожественные поэтические творения, с очень насыщенными образами и яркими  эмоциями. И они дают огромный простор для личного выражения каждого человека. Дело в том, что    догматы нашей веры носят самый общий, определительный характер. Конкретизация догматов происходит на нашем, частном человеческом уровне. При этом огромная свобода открывается для реализации наших индивидуальных творческих возможностей. По крайней мере, в православии это так. Чтобы не быть голословным, процитирую св. праведного Иоанна Кронштадтского:
 «Что препятствует нам иметь столько же ликов, например, Спаса Христа, сколько отдельных лиц христианских? Каждый лик Спаса есть досточтимейший Его Лик, сияющий в душе каждого истинного христианина». (Моя жизнь во Христе. Москва 2009. Стр. 676)
   Наш разум может хорошо помогать нам в молитве. Он может задавать нам молитвенный настрой. Важно сначала сосредоточиться, вспомнить, что молитва должна быть смиренной и благоговейной. Понимание своих недостатков и тщетности земных забот также помогает возвысить душу и обрести благоговение. Полезно бывает напомнить себе о сдержанности, чтобы не слишком увлекаться воображением. Но вот, вроде бы, всё хорошо, вспомнил всё что нужно, настрой достигнут. Молишься и невольно оцениваешь – лучше, хуже. Набирается какой-то опыт. Хочешь повторить в другой раз, а не получается. Как только правильное понимание и хороший результат переводятся в регулярную технику, они начинают отвлекать от искренности и простоты. Вся молитва рушится. Вот два примера из моего личного неудачного опыта.
   Задумавшись как-то о том, что отвлекает меня во время молитвы, я пришёл к выводу, что мешающие мысли отражают различные суетные стороны моей души. Основой  для такого понимания стало ощущение раздробленности и многоликости моего характера. Именно это мешало мне при попытках глубоко и сосредоточенно молиться. Стало понятно, что для достижения желаемой сосредоточенности нужно стремиться к согласию всех личин моей души в построении молитвы. Такая мысленная установка вылилась в ощущении «хоровой молитвы». То есть, я как бы понуждал различные личности, заключённые во мне, действовать вместе, приводил их к слитности. Это было удивительное ощущение, такой сосредоточенности мне ещё не доводилось достигать. Но как только я стал сознательно делать упор на такую хоровую молитву, она стала слабой и бессмысленной.
    Другой пример. Несколько раз я замечал, что непроизвольное шевеление губ не даёт мне погрузиться в молитву.  Стал бороться с шевелением губ и тут же потерял молитвенный настрой. И, в конце концов, после многих ошибок я понял, что молитва должна литься свободно, от самого сердца. Не нужно думать о результате, хорошая молитва даётся как благодать. В молитве должна присутствовать моя исходная позиция – благоговейная и смиренная, должно звучать взыскание душевного спасения. А форму молитвы, её внешнее исполнение подскажет Сам Господь, об этом и думать не надо. Иной раз так получается хорошо, а в другой раз – совсем иначе. Да и вообще, откуда нам знать, какая наша молитва хороша пред Господом, а какая – нет? Кто дал нам право судить о действенности молитвы? Если ориентироваться на ощущение благодати, получаемой от молитвы, то ведь легко можно впасть в искушение, не правда ли?
    Главное в молитве, как я понял, её искренность и непосредственность. Если ты будешь думать, в какую форму облечь своё обращение к Богу, то можешь считать, что молитва пропала. Будешь сбиваться, отвлекаться и терять нить смысла. Будут мешать руки, ноги, глаза – не будешь знать, куда их деть. Начнут мешать посторонние звуки и свет. Или ещё что-нибудь. Кстати, могу посоветовать читателям, что делать, если что-то мешает им молиться. Если кто-то громко разговаривает в квартире, или дети кричат за окном, то не сердитесь на них, а попытайтесь включить их в свою молитву. Когда вы за них помолитесь, они тотчас перестанут мешать, вот увидите. Хорошо сохранять в молитве неподвижность и тела и сознания. Одно связано с другим. Святой Александр Свирский не позволял себе даже ногами переступить во время долгих монастырских молитв. – Но, Боже упаси нас дерзко и опрометчиво брать на себя подвиги святых. Вот я, в самонадеянности своей, решил молиться как Александр Свирский. И сразу, без видимой причины, страшно стала болеть нога. Боль прошла лишь через 2 месяца, когда я осознал свой грех и покаялся. – Желание подражать святым обязательно должно быть сопряжено со смирением и благоговением.
   Со временем я осознал правоту слов, сказанных мне одним уважаемым монахом: «Молитва наша не может быть совершенна. Поэтому, повторять её несколько раз, добиваясь совершенства – это грех гордыни». И действительно, Слава и Величие Господа неизмеримы, поэтому никакие наши переживания и славословия не могут вместить и малой части их. Именно поэтому к молитве надо приходить со смирением. И продолжая эту мысль, хочется сказать о духовной практике, вообще. Никакая аскетика, подвиги и упражнения не дадут нам ничего хорошего без наполнения их Словом Божьим и любовью. Бесконечно прав был апостол, сказав о первейшем условии возрастания христианина:
« Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (Кор,13:1-4)

Молитва – это выбор нашей духовной реальности, она определяет главное направление нашей жизни. Как научиться молиться, какое направление выбрать?
 – Любите, и любовь научит вас молитве. Молитесь – и научитесь любить!
 
Нюрнберг. 2009-2012 год.


Рецензии