Дикая розга. Путь к покаянию. Смерть

                СМЕРТЬ МАМЫ      
               
                «Душа моя, душа моя, восстани, что спишь, конец приближается».
               
                (Кондак Великого канона Андрея Критского)
               
          Перед глазами образ моей мамы. Сиротой она осталась в год, когда умерла ее мама Анастасия, а в семь лет осталась без отца. Воспитывала ее бабушка Евдокия одна, в  76 лет  работала в колхозе да еще и хозяйство по дому, за дровами ходили в лес.
          Мама часто вспоминала свои отроческие годы. Советская власть разрушила все до основания и строила «новый мир», раскулачила и их, отобрав  единственные две коровы. Чтобы не помереть с голоду, ходили с бабушкой по домам с протянутой рукой. Было время, когда и босиком ходила. Школа находилась за пять километров, и так, туда и обратно пешком десять километров. Зимой маме не в чем было ходить в школу, тогда из школы написали письмо Крупской. Для неё был самый счастливый день, когда прислали ей валенки и фуфайку...
               
           Апостол Павел учит: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать. Эта первая заповедь с обетованием: да будет  тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6,2-3).
           В Ветхом Завете говорится: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою будет – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою (Сир.3,2-7).
           Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей. А клятва матери разрушает до основания (Сир.3.8-10,12-15). Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти" (Исх.21,17).
         
           И все святые Божии проявляли пример послушания своим родителям.
           Исаак, который из послушания отцу своему, Аврааму, охотно позволил ему связать себя и возложить на жертвенник, соглашаясь лучше умереть от руки отца, чем воспротивиться его воле.
           А какое высокое почтение отдавали своим родителям древние люди! А Соломон, знаменитый мудрец, могучий царь встал перед матерью своей, Вирсавией, когда она вошла к нему, и поклонился ей, и поставили Престол для матери царя, и она села по правую руку его.
           И высочайший пример повиновения родителям явил в Себе Сам Господь наш Иисус Христос. Из повиновения к Своей Пресвятой Матери совершил Он и первое чудо Свое в Канне Галилейской, претворив воду в вино. А какой пример нежной заботливости о Своей Матери явил Он в то время, когда со Креста поручил Ее попечению своего ученика, Иоанна.
         
           Как же я почитала родительницу? Смерть мамы вспоминается как кошмарный сон. Что я натворила? В какой же тьме прожили без Бога несчастные и искалеченные наши души. Что может быть страшнее для души – уйти из этой жизни без покаяния. О том, чтобы позвать священника маме, исповедовать её, понятия не имела. Маму отпевали в храме. А далее по своей, то есть бесовской воле, не послушав её, совершила еще убийство - кремировала маму, поставила памятник вместо креста и думала, что все сделала правильно. А это, как выяснилось позже, языческий обряд. Вот так оказалась посмешищем диавола.
   
           В первые сорок дней после смерти мамы, когда она особенно нуждалась в моих молитвах, я не молилась и в храм не ходила. В это время надо было раздать вещи нуждающимся, чтобы молились об упокоении её души, и этого я во время не сделала. А ведь милостыня, молитва и добрые дела избавляют от многих грехов.
           Мама, прости меня дочь-убийцу, которая не смогла даже похоронить по-христиански, прости дочь жестокосердечную, прости что огорчала тебя, лгала, обижала невниманием, грубым словом, взглядом. Были же и такие минуты, когда ты в своей комнате тихо плакала, а я, гордячка, не считая себя виноватой, и не думала просить у тебя прощения, а враг ещё нашептывал: «пусть поплачет». А ведь ты предупреждала меня, что потом буду вспоминать тебя и плакать. И твои слова сбылись. Если бы только возможно было вернуть время назад…
          Господи, согрешила пред Тобой, не исполнив пятую заповедь Твою: Почитай отца и мать, и «злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15,4,5). Боже мой, заблудилась, как овца погибшая, взыщи меня, рабу Твою, удалившуюся от заповедей Твоих в непроходимую дебрь страстей и своеволий;  прости меня окаянную, обижавшую свою мать, и дошедшую до сожжения её тела в крематорской печи, и ничего не сделавшую для облегчения её души в первые сорок дней.
         
          После смерти душа, вышедшая из тела, предстает пред Господом на частный суд для определения её участи. По молитвам Церкви, милостынями, добрыми делами, оставшихся жить родственников и ближних, возможно изменение этой участи. Господь посылает Своих ангелов, и они либо переносят душу в места меньших мучений, либо совсем изымают её из ада.
          Одному человеку явился ангел Господень и спросил:
          - Желаешь ли посмотреть дела человеческие?
          - Да, желаю.
          И повел Ангел его подземными ходами. Идут, вокруг слышат стоны, вопли, крики. Приближаются к месту, где стоят огромные раскаленные печи, и оттуда слышатся ужасные крики. Вдруг Ангел бросился в одну из печей и освободил человека, объятого с головы до ног огнем. Прикоснулся к его телу, и вся гарь с этого человека слетела. Одел освобожденного Ангел в белые одежды, и лицо его засияло небесной радостью.
          Тогда спросил человек Ангела:
          - Что произошло с этой душой, почему такая перемена?
          Ангел ответил:
          - Этот человек, когда жил на земле, в церковь ходил очень редко, только свечки ставил. Изредка, раз-два в год приходил на исповедь, грехи говорил, но не все, какие-то утаивал. Приступал к Чаше и в осуждение причащался. Посты он соблюдал плохо, только первую и последнюю недели Великого Поста, в среду и пятницу, бывало, позволял себе скоромное, говоря: «Ладно, Господь милостив, простит!» Душа его внезапно разлучилась с телом, его смерти никто не предвидел.
         
          Родственники, зная его нерадение, зная, что вместо вечерних и утренних молитв он часто читал краткое правило преподобного Серафима Саровского, стали усиленно за него молиться, подавали заказные записки по многим монастырям, жертвовали на храмы. Прошло сорок лет, и по молитвам Церкви Господь освободил этого человека.
          Потом Ангел добавил:
          - Знаешь, почему я показал тебе эти места? Почему рассказал об этом человеке? Я знал, что мне надо освободить его, и взял тебя сюда. Ты точно так же, как этот человек, проводишь нерадивую, греховную жизнь. Если не желаешь попасть сюда, должен исправиться, быть настоящим, живым христианином.
         
          Пришел человек в себя. Понял, что Господь специально открыл ему тайну потустороннего мира. В корне исправился и покаялся во всех грехах. А все постыдные грехи сгорают со стыдом. В день Страшного Суда  бесы не смогут показать грехи, исповеданные человеком, - они будут прощены и стерты из бесовских хартий. А нераскаянные грехи будут объявлены перед всеми людьми, перед святыми и ангелами на Страшном Суде, какой позор и стыд.   
            
          Господь сказал: "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф.24,42). Церковь учит, что готовить себя к смерти нужно с юных лет. В мире каждую минуту умирают более ста человек и старые, и взрослые, и молодые, и дети. Мы не знаем, кого и когда Господь призовет к ответу. Надо быть готовым в любую минуту жизни. Для верующих смерть – это лишь переход в жизнь вечную. Для христиан страшна не смерть, разлучающая душу с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть страшна смерть духовная. Вот тут и помогает душе молитва Церкви и всех близких и любящих её.
          Пока живы родные, умершим нужны молитвы за них на земле: в церкви, дома, на кладбище в день смерти, в день Ангела, в родительские дни, а также дела милосердия, за эту душу творимые. Выше всего помин: Псалтирь, попаляющая грехи, как огнем, и святые просфоры, но просфора выше всех милостыней, потому и она называется: Голгофская жертва.
          Сейчас для меня стало это так ясно, а ведь тогда, еще при жизни мамы, люди боялись заводить разговор с больным человеком о смерти, чтобы не оскорбить словом, чтобы не подумал о тебе плохо: ждут его смерти. А что становишься соучастником смерти духовной самой близкой и родной тебе души, об этом не ведали.
         
          Однажды Великий Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, обратился к Богу с такой молитвой: «Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до старости?» И был ему ответ от Бога: «Антоний! Себе внимай, а это судьбы Божии, и тебе нет пользы испытывать».
          Господи, многие сейчас умирают - да будут их последние минуты во благодати Твоей.
          А через полтора года, в день именин моей мамы, Людмилы, я увидела ещё смерть близкого мне человека.
               
                ВАЛЕНТИНА

          С Валентиной, моей начальницей, главным бухгалтером, я проработала в управе последние четыре года. Я ушла на пенсию, а ей оставалось до пенсии ещё два года. Она часто простужалась в своём холодном кабинете при двух обогревателях, а когда заболевала, все равно выходила на работу. На этой должности она претерпевала массу искушений: нападки, зависть, клевету, злобу, крик. Но эта маленькая, хрупкая женщина всем отвечала своим смирением и огромной выдержкой, и никогда не выплескивала свои эмоции наружу. Семейные неприятности переживала в себе, и никто никогда не знал, что у неё творилось в душе. В её действиях не было ни суеты, ни раздражения и разговаривала со всеми спокойно. С ней легко было работать. На неё можно было положиться, из любых ситуаций она находила выход. Однажды я допустила в работе серьезную ошибку, но она, вместо того, чтобы отчитать и наказать меня рублем, ещё и успокаивала.
         
           Больная Валентина работала из последних сил. В это время её дочь оказалась в больнице в тяжелом состоянии, и она очень переживала за неё. Однажды, по дороге в больницу, вся в мыслях о дочери, она вдруг падает и из сумки выпадают продукты и икра черная, купленная в развес. И тут её накопившаяся душевная боль с плачем прорвалась наружу: «Господи! спаси жизнь моей дочери и возьми мою!».
           Вскоре врачи поставили Валентине диагноз – рак легких. Болезнь она переносила терпеливо, никогда не жаловалась, старалась о себе не говорить, а больше расспрашивала о здоровье других. Она ещё находила силы приглашать к себе близких ей людей, как бы прощаясь с нами. Когда мы с Татьяной, коллегой приходили к ней, она с интересом слушала о наших паломнических поездках, о вере и как-то незаметно разговор переходил на исповедь. И вскоре для всех нас наступила счастливая минута: в больнице Валентина с радостью сообщила, что исповедовалась и причастилась.
           В жару Валю увезли из Москвы, а через месяц её привезли в больницу на последнюю химию-терапию. Я поехала к ней. Когда увидела её, внутри у меня всё сжалось: после химии её мучил душераздирающий кашель. Я поражалась, как же она мужественно переносила страшную болезнь. На мои вопросы отвечала: «Всё пройдет, лучше расскажи о себе». «Валюша, хочешь, я почитаю акафист «Слава Богу за всё», в нём чудесные слова». Она согласилась. Во время чтения я увидела у неё слезы, испугалась и прекратила читать. «Какие необыкновенные слова, - проговорила она, - сколько любви и благодарности, читай дальше»...   
         
           А потом она рассказала, как она прожила месяц в деревне:
           «Мне захотелось ухать на природу и пожить одной. Я уговорила мужа и дочь, они согласились и отвезли меня в Тверскую область. В деревне оказалось всего три дома. Я жила одна в охотничьем домике. Дом стоит у леса. У соседа была корова, и он приносил мне молоко, творог, сметану. За водой ходила на колодец, что-то готовила, но это всё мелочи.
           Для меня самое главное было то, что вокруг меня природа необыкновенной красоты, и я как будто растворилась в ней... А однажды, рано утром я вышла на крыльцо: птички хором поют, зеленый луг, а среди него журчит незаметная речушка и вижу... видение: стоит белая лошадь, как в сказке! Не может быть! Я не поверила своим глазам и подумала: «Это уже начинаются галлюцинации, пора звонить мужу и ехать домой». Снова закрываю глаза, открываю, а белая лошадь стоит. Душа так возрадовалась! Господь подарил мне месяц райской жизни. Я никогда не была так счастлива. Меня совершенно не пугало ни одиночество, ни лес, ни отсутствие домов. Я была с Богом и знала, что Он не оставит меня. А когда мне стало совсем плохо, по сотовому позвонила мужу.
         
           Меня потрясла эта история. Как, целый месяц в глуши, при такой болезни она прожила одна и без помощи?! Воистину, что человеку невозможно, Господу всё возможно.
           "Вся дела Господа, пойте, и превозносите Его во вся веки".
           Этот последний месяц своей жизни Валя очень страдала и только однажды спросила: «Сколько дней человек может прожить без пищи и воды?» А когда приходила в сознание, тихо переносила тяжкие мучения. Жизнь в теле угасала, а измученная её душа, как пламя догоравшей свечи, возносилась к своему Создателю…
         
           Валентину отпевали рядом с работой в храме святителя Митрофания Воронежского. Лицо её отражало, как написано в акафисте "Слава Богу за всё": «Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя, молчанием они звали к Тебе».
           Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, Валентины, прости ей вся согрешения вольные и невольные и даруй ей Царство Небесное.
           Так, милостью Божией, Валентина через страшную болезнь смирилась с Богом.
           Слава Богу за всё!
               


Рецензии
Увы, нам грешным! Если бы знать, если бы знать... Молодость грешит ошибками, а старость должна каяться непрестанно.
БлагоДарю тебя, моя хорошая за напоминание.
С любовью,
Нина.

Нина Богдан   17.05.2013 13:19     Заявить о нарушении
Слава БОГУ, что ГОСПОДЬ дает еще людям время на покаяние, примирение с Ним. Как же надо ценить, дорожить этим временем, благодарить Господа за эту величайшую милость.
ДА ХРАНИТ ТЕБЯ ГОСПОДЬ!
С любовью,
Галина

Галина Николаевна Николаева   17.05.2013 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.