На юбилее Танаиса. Слова, слова...

Хочу обратить внимание собравшихся на Мёртвый Донец. Этот рукав Дона в своё время был главным и судоходным. О роли этого донского рукава в истории: - сколько здесь крепостей, городищь, просто памятных мест - пусть говорят ученые. Мёртвый Донец сам по-себе представляет великую ценность, величину которой ни мы, ни наши современники осознать пока не можем. А ведь он не раз помогал людям пережить всяческие напасти. В послевоенные годы здесь, например, спасали от безкормицы в период сильнейшей засухи породное поголовье скота из Украины. 
Здесь во все времена существовали броды из Европы в Азию, на Кавказ. К этим бродам со степей и весей тянулись караванные тропы. В местах их слияния возникали поселения людей обслуживающих путников, крепости для регулирования потоков и получения прибыли от таможенных пошлин. Последним из таких таможенных поселений стал г. Ростов-на-Дону.
Предыдущие поколения местных жителей пользовались возможностями данными им природой дельты Дона осторожно, неберя лишнего, не нарушая баланс. Дельта была поделена между станицами Гниловской и Елизаветинской. Но и жители Александровской тоже имели свой надел для посадок капусты в прибрежных Таганрогскому заливу камышах. Во время весенних посадок и осеннего сбора урожая происходили "генеральные приборки".
В шестидесятые годы Ростов расширился Западным "микрорайоном". На глазах одного поколения он превратился в огромный город обладающий своей инфраструктурой, развитой промышленностью.  Одним из последствий этого стали регулярные сливы в Мёртвый Донец отравы от Эмпилса, ГПЗ-10. Ростовский водоканал настолько утвердился в своей безнаказанности..., даже в правоте, что осуществляет "плановые" сбросы фекальных вод для удобства проведения регламентных работ на насосных станциях расположенных в балках Кульбякина и Рябинина. А ростовские строители, пользуясь безразличием со стороны правоохранительных и инертностью природоохранных органов, прошлой зимой ссыпали не одну тысячу кубов грунта в балку Кульбякина, откуда он смывается в М.Донец.
Дошло до того, что администрация Ростова подаёт в арбитраж иск к департаменту Росприродназдора ЮФО за выданное предписание указывающие на недопустимое отношение к природе. Оказывается в балку Сухо-Чалтырьскую изливаются неочищенные сточные воды всех предприятий Северо-Западной промзоны. Что там льётся? Наверняка не питьевая вода.
Гниловское станичное общество (Устав общества действует на историческй территории - юрте, от р.Темерник до Синявской балки. И Недвиговский является дальним хутором станицы. И Мёртвый Донец во всем своем течении находится в  станичных землях) начиная с 93 года пытается как-то повлиять на ситуацию. В текущем году станичное Правление решило провести научно-практическую конференцию "Мёртвый Донец: прошлое, настоящее, будущее". К обсуждению выдвигаются экологические, экономические и социальные проблемы территориально привязанные к бассейну Мёртвого Донца. Проведён подготовительный семинар. Отношение к этому мероприятию получилось разное. Конечно многие люди и организации положительно восприняли нашу инициативу. В их числе - музей-заповедник "Танаис". С другой стороны можно привести Администрацию Мясниковского района. Казалось бы - вот кто заинтересован в чистоте и порядке на Донце. Но ответа на наши вопросы нет уже второй месяц. Может вопросы слишком сложные... подождём.
Появились и первые результаты проведённой работы.
Нашлась организация желающая и способная убрать мешающую водотоку Мёртвого Донца затопленную баржу. Работы вот-вот начнутся. Идёт процесс согласования с природоохоранными ведомствами.
В 80-е годы, когда строили Западный объездной (Гниловской) мост через Дон, строители для удобства проведения работ отсыпали мыс. Все эти годы этот мыс отбивает струю донского течения, которая подпитывала Мёртвый Донец. Исток его практически полностью заилился. Осталась протока в десяток метров шириной. Мы пытались найти возможность убрать это препятствие. И вот 27 июля (2011) мэром города Ростова н/Д принято решение о включении финансирования сноса этого мыса и приведения в порядок всего участка истока Мёртвого Донца в бюджет города. Думаем это добрый знак.
В станичном обществе после получения ответов из Госкомприроды РО (Г.И.Скрипка) сложилось мнение, что Мёртвым Донцом вообще хотят пожертвовать. Город намерен застроить левобережье Донца. Здесь предусмотрено строительство города сравнимого по населению с Аксаем. Называться этот район будет - Зелёный город. В первоначальном проекте - это Донская Венеция с 40 км каналов. По поводу каналов. Мы уже получили утверждение о несостоятельности этого прожекта. Слишком красиво для нас - строить город на каналах.
А вот Мёртвый Донец вполне может им помешать. И вполне по-современному - заглушить его исток, а притоки загнать в каменное русло. А то и пуще - в трубу. Насколько это серьёзно покажет время. Но мы этому будем противодействовать.
Мёртвый Донец, дельта Дона в целом, не раскрыли ещё и части своих возможностей в туризме, отдыхе, патриотическом воспитании. Давно витает в воздухе, а частично уже и апробирована, идея водных туристических маршрутов связывающих воедино природную и историческую составляющие. К каскаду древних крепостей и поселений нанизанных на Мёртвый Донец и увенчанных жемчужиной Танаиса вполне подошел бы и музей донского судостроения.
Во всем мире стабильно пользуются повышенным интересом туристов исторические корабли. В России в Петрозаводске действует музей северного судостроения - "Полярный Одиссей". В С-Петербурге много копий и реплик старинных судов. В Твери проходят регулярные фестивали народного судостроения. В Воронеже, для привлечения едущих в нашу сторону туристов, строят реплику первого петровского линейного корабля - "Гото предистинации". Там же строят реплику галеры. Ходят по Дону елецкие лодки, подобия донских казачьих стругов. У нас же... там где раньше на каждом удобном лужку, на берегу Дона строился если не бриг, то бригантина, шхуна, если не струг - то дуб.... У нас с удивлением, а порою с завистью, смотрят на уходящие в заморские страны русские лодьи.
Не коттеджные застройки дельты должны стать лицом города и области в 18 году, когда на чемпионат мира придут зрители на своих яхтах. А ведь придут и даже раньше. Закон об открытии ВВП для иностранных маломерных судов, утверждённый Госдумой и Советом Федерации, лежит на столе Президента.
Отчего бы не построить здесь, хоть и на острове Терновом, копию средневекового казачьего городка? Как оценить воспитательные возможности такого дела если никто не пробовал?


Рецензии