Командировка

 
Это произошло три недели назад. Тогда я работал на одном федеральном канале. Часть весны и всё лето, мы со съемочной бригадой провели, мотаясь по крохотным  городкам и полузаброшенным деревням, снимая длиннющий документальный проект о малых народах, исчезающих языках и забытых мифах.

В середине августа, который, не смотря на тропическую жару днем, уже напоминал о близкой осени, своими холодными ночами. Мы добрались до предпоследней локации. Северный Урал. Витеевский. Поселок городского типа. Население около трех тысяч человек. Большинство работает на камвольном комбинате. Точнее так, работало.
Но обо всем по порядку. Народность, которую редакторы в Витеевске для нашей документалки называется гагаулы. В настоящее время, 70 процентов всей общины, а это порядка 300 человек живут здесь. Основное занятие – малярное дело и все что связанно с покраской. Что до религии, то среди них есть и крещенные, но все же большая часть пребывает в язычестве. На момент начала съемок это было все что мы знали о гагаулах.
Каждая снятая до этого серия состояли из двух частей: видение малого народа глазами доминирующей этнической группы и своими собственными.  И в этот раз съемочный план остался прежним. Камеру и свет мы поставили в самом центре поселка – рядом с автовокзалом и продмагом. По формату – групповое интервью. Съемки начались в пятом часу вечера, когда солнце приобрело теплый оттенок и позволило дать глубину изображения. К этому времени вокруг нас собралось несколько десятков местных, многие уже взяли пиво, а кое-кто уже был сильно пьян. Съемка началась.
- Здравствуйте! Это программа «Чудеса большой страны», меня зовут Ольга Дрейк и мы продолжаем знакомить вас с малыми народами России. Сегодня мы добрались, практически до полярного Урала. Согласно картам он него нас отделяет всего 200 километров. Здесь в поселке Витеевск, проживает несколько сотен представителей одного из самых неизвестных и  загадочных народов – народ гагаулы. Наша мобильная студия находится на центральной площади поселка и те люди что вы видите за моей спиной сейчас  расскажут о своих соседях. Я приветствую всей витеевчан! Расскажите кто они такие гагаулы и чем занимаются?
- Можно я скажу?
- Представьтесь, сначала…
- А…,меня Колей звать, я в гараже работаю… Ну, это, они типа, все небольшого роста. На машинах никогда не ездят…
- Коль, еб та, ты про велики скажи!
- А, точно, это…,они все велосипеды себе покупают – дорогие, типа, шоссейные, импортные… Вон там видно стоят с амбарными замками, на цепях. Однажды, типа, мой друг, Толя,  взял, типа,  для смеха и болгаркой спилил седло, эти, типа, всей гурьбой прискакали, другану моему, типа, руки сломали… А ему на следующий день на работу в город ехать… А эти, блять!
- Николай, я слышала, что у гагаулов какой-то удивительный талант к покраске, это правда?
- Пусть за меня Миша-кривой ответит, ему они тут дом, типа, обделали…
- В смысле отделали?
- Ну да, Миш, говори…
- Здрасте, я Михаил Игоревич, руковожу политической жизнью, так сказать, мэр.
- Очень приятно, расскажите об этом таланте гагаулов.
- Ну чутье у них, так сказать, на цвета. Сразу знают как что с чем мешать, как на разную поверхность краска ляжет, как ее там закрепить, чтобы на подольше держалась. Чего далеко ходить,  они по черно-белым фотокарточкам нам церковь подкрасили. Ангелочков, апостолов, так сказать, розочки, все это отрисовали как в эрмитаже, любо-дорого. А мне вот на этой неделе дом подсвежили.
- Удивительно! А как, Михаил Игоревич, они с остальными жителями общаются? Только по работе или нет?
-  У нас же, так сказать, многонациональная страна. Так и на день поселка приходят и на праздники разные…
- Миш, ну че ты ****ишь? Куда они ходят? Носы только воротят… Ни выпить, ни поговорить. Подносишь им после работы холодненькой – ***! Характер кажут и не пьют! Че ты их выгораживаешь? Товарищи с телевидения, никак мы с ними не общаемся.. Они и живут отдельно…
- Точно, Коля, у этого завода недостроенного их палатки стоят.
Людская масса вдруг судорожно зашевелилась и загудела. Явно осуждая недружелюбность гагаулов. Так же неожиданно как начала двигаться толпа замолкла и замерла. Из здания продмага, заворачивая в платок деньги, вышел небольшого роста, круглолицый паренек. За спиной у него виднелся огромный рюкзак. Скулы и форма глаз монголоидного  типа делали его похожим на сувенирного Хотея. Ощутив на себе множество взглядов юноша замер. 
- Корреспондентка, на ловца и зверь бежит! Вот ваш гагаул. Морда, иди сюда!
- Витеевчане, давайте мы потом с ними поговорим мы пока с тут беседу доснимим!
- Да не боись, щаз мы его. Егорка, притащи  гагу!
И толпы выступил звероподобный Егорка, в бороде спутанной и состоящей из одних колтунов прятались крошки хлеба, кусочки соленой капусты. На волосатом и толстом, обтягивая живот, почти лопаясь, расползалась тельняшка. Без лишних слов Егор схватил парня подмышками и притащил к камере.
- Принес, че дальше?
- Все, Егорка, свали. Спрашивайте, корреспондентка!
Гагаул стоял словно парализованный и, казалось, почти не дышал.
- Ээээ, ладно хорошо. Что вы знаете о культуре гагаулов?
- Какая у них культура, девушка, ну, красят они нормально. Че еще?
- Эй, Сашка, прочти им стих про красные глазки…
- Еп та, как я мог забыть!
Почему у гаги красные глаза?
Может от того что их помидора родила?!
Может от того что с ночи до утра они нюхают свои краски и хера?!
Или просто от того что глядя на луну,
Они пытаются хоть там посмотреть ****у!
Толпа загоготала, низкий и высокий хохот смешались в толстый слой шума, словно рухнул и придавил, стоявшего в самом центре юношу. Его глаза покраснели и он начал плакать.
- Витеевчане, давайте уважать друг друга! Иначе мы просто выключим камеру и вся страна будет считать вас… эээ… Да прекратите вы наконец!
Смех прекратился и на смену ему пришло такое грозное молчание, что журналистку пробрал холод. Сквозь толпу к ревущему гагаулу подошли его друзья. Трое. Тот же небольшой рост, те же зеленые рюкзаки за плечами. Один из них подкатил ему шикарный велосипед с автоматической трансмиссией. В воздухе отчетливо запахло перегаром и дракой. За то что их веселие собирались прекратить, вся это вспотевшая, объединенная людская масса, все килограммы мышц, костей и жира хотели только одного. Расправится с малярами.  Но не при камере.  По виду самый старший из гагаулов кивнул в строну оператора и журналистки.
- Мы потом про себя скажем и про них. Нам уезжать пора. Пока еще можем. Пока не убили…
Девушка, наконец, пришла в себя и выронила микрофон.
- Вы серьезно?
- Очень.
Оператор снял камеру со штатива.
- Оля, закончила болтать. Глазами не хлопай, сматывай шнуры. Сеня, убирай быстро свет. Ребят, вы закидывайте велики на крышу, я их примотаю. И двинем отсюда.
Гагаулы переглянулись.
- Спасибо, мы с вами.
Они  быстро забросили свои машины на верхний багажник. Световик скручивал софиты. Журналистка мотала провода. Через 10 минут оператор захлопнул водительскую дверь, мысленно пересчитал всех в автобусе. Ударил по газам. Толпа нехотя расступилась как большой, ленивый сфинктер.
- Куда вас везти? Может сначала милицию вызвать?
- Не. Не надо. Нас там не любят. У нас каждый год кого-нибудь режут или до смерти избивают. А милиция говорит – самоубийство или несчастный случай. Месяц назад, на колючей проволоке за горло и руки, нашего у коровника подвесили – эти написали, смерть у него из-за алкоголя левого случилась. А у нас вообще никто не пьет!
- Понял, куда мне вас везти?
- Прямо дорога. И потом еще 5 километров по грунтовке. Увидишь там большое здание. Завод недостроенный. Туда нам. 
Автобус мчался подпрыгивая на ухабах и оставляя за собой пыльную тучу. Солнце уже теряло последние силы и уходило за горизонт.
- Куда, теперь мне рулить?
- Езжай вдоль стены, потом тормозни и налево – там пролом большой войдет автобус.
Въехав внутрь, машина затормозила. Оператор вытянул ручник. В лучах фар появились хижины. Немного похожие на монгольские юрты. Из них высыпали взрослые и дети. Те же черты лица, что и у первых встреченных нами гагаулов. Скромный рост. И тут мы поняли каждое из жилищ расписано с  удивительным талантом и чувством гармонии. Машину и группу окружили. Вперед вышел круглолицый с тонкими седыми усами и бородой в три волоса.
- Кого вы привезли с собой?
- Это с телевидения, они нас  из поселка вывезли. Опять местные злятся за что-то…
- Ясно, ну будьте как дома, вас сейчас накормят.
Сквозь столпившихся гагаулов пробрался мальчик лет десяти. По сбившемуся дыханию ясно, что он бежал.
- Там едут, люди, машин 10 или больше из-за пыли не рассмотреть! Сюда едут.
- Так много? Все собирайтесь грузите дома на велосипеды и бегите. Все встретимся позже, боги укажут где.
Оператор начал настраивать камеру.
-Оля, выходи, Сень, генератор запусти мы должны это прямо сейчас снять.
Когда свет был выставлен. Журналистка откидывая волосы, глянула наверх.
- О, Боже мой! Ребят гляньте туда!
Все огромное пространство цехов было покрыто потрясающей росписью. Чудесные сады. Огромные чудовища. Сказочные герои. Все это в удивительном переплетении.
- Я такого даже в Сикстинской капелле не видела. Это, это просто прекрасно! Давайте снимать.
Свет был направлен. И оператор начал панорамировать вертикально и горизонтально. Командуя осветителю куда направить софит.
- Вам тоже лучше бежать.
За спиной у телевизионщиков стоял пожилой гагаул.
- Вы это все нарисовали? Это же шедевр!
- Девушка, наш народ со времен Тэмуджина постоянно рисует и красит. Это наш дар и наше проклятье. Когда все только начиналось краски изменили нас. Наши легкие, наше видение мира, нашу жизнь. Тогда мы видели сны наяву из-за их состава, но с годами это вошло в нашу кровь. И теперь даже не занимаясь росписью или побелкой  мы видим что-то еще. И чтобы не забыть зарисовываем это здесь. Это наша память. Это наше подношение Духу Луны. А теперь уходите.
- Оля возьми кассету и беги. Мы с Сеней попробуем остановить их нашим автобусом. Забери рюкзак и флягу. Если все удастся, встретимся на трассе у поста областного гаи. Мы вчера там в шашлычной кушали. Вот тебе мой навигатор. Тут около 10 километров. К утру выйдешь. Все прощай!
- Вы обещаете вернуться, ребята?
- Сеня, обещаем?
- А то! Надо же будет гонорар потратить, почти четыре месяца в автобусе провели. Надо и пожить будет! Петь, а где твоя травматика?
- В кофре, в боковом кармане.
- Оля, давай, до свидания!
Автобус резко развернулся и помчался в сторону кавалькады автомобилей. Снес первому капот, второй протаранил в бок. Из-за легковушек показался грузовой ЗИЛ. Он влетел автобусу заднее правое колесо и повалил на крышу. От здания заводы бесшумно укатывались тяжело груженные скарбом велосипеды. Дети не кричали. Никто не произносил ни слова. Оля уходила торопливо и почти не оглядываясь. Она чуть замедлила шаг,  только когда раздались выстрелы. Раз, два, три, четыре и все. Только низкие задыхающиеся голоса. Очень знакомые. Спустя еще 15 минут мстители из поселка облили керосином  подожгли завод.  Следующий раз когда журналистка обернулась было видно только далекое зарево. Погони не было слышно. Она упала на колени и зарыдала. В руке так крепко стиснутой, что ее свело, была кассета MiniDV. Все что осталось от этой командировки. С Луны кто-то посмотрел.  И Оля перестала рыдать.


2012г.


Рецензии
Это зависть или ксенофобия или тупо от "нех" делать? Чем им эти гагаулы не угагаулили? Печально конечно. А по телеку позитивчик наверное выдали?

Вообще, какая-то прямо невероятная история)) Чессговоря, иногда даже сомневаешься в реальности происходящего. Как-то дико люди на все реагирует. Или так везде сейчас в русских деревушках?

Если не секрет, сколько тут процентов выдумки?))

Но написано классно! Молодец, Сашка! Смачно так, живо. Что неудивительно - я этого ожидала. Особенно понравились сравнения, метафоры - и теплое солнышко и ленивый сфинктер. Доходчиво, однако.

"Помидора родила") Ахаха)

Для какого канала снимали?

Пи Ноа   30.09.2012 01:08     Заявить о нарушении