История рода церковнослужителей Сретенских

 Отрывок 16 из книги «Мои тверские предки»
(История Чуриловской волости Новоторжского уезда и Липенской волостки Вышневолоцкого уезда Тверского края в связи с изучением родословной моих предков крестьян Суриковых и церковнослужителей Сретенских)

5.2.  История рода Сретенских

    Восстановленная мною история рода Сретенских восходит к дьячку Архипу Иванову, жившему в селе Липенский Котлован Белозерской половины Бежецкой пятины Новгородского уезда во второй половине 17-го и первой половине  18-го века. Он родился примерно в 1750 г., во времена второго Романова, царя Алексея Михайловича (РГАДА, фонд 350, опись 2, дело 2116). Его сын, Федор Архипов родился примерно в 1690 г. В начале 18 века после обучения грамоте у отца он стал пономарем в той же церкви, где служил Архип Иванов.  У Федора Архипова в Переписной книге за 1744 г. (РГАДА, фонд 350, опись 2, дело 2189) значится четверо сыновей: Ефрем (рожд. 1719 г.), Корнила (рожд. 1724 г.), Алексей и Евстрат. Все они получали домашнее образование. Так, в 1744 г. в Переписной книге отмечено, что Ефрем «грамоте читать писать обучен», Корнила «грамоте читать обучен», а Алексей и Евстрат обучаются часослову.
   Позднее Корнила стал пономарем в той же церкви Николая Чудотворца, где служил его отец. Корнила Федоров был женат на Прасковье Дмитреевой, которой в Ревизских сказках за 1782 г. (ГАТО, фонд 312, опись 6, дело 42) написано  50 лет, т.е. рождения примерно 1732 г. У Корнилы и Прасковьи в 1758 г. родился сын Никита и спустя 5 лет - Яков. Никита Корнилов получил домашнее образование и в 1778 г. был назначен на место пономаря церкви села Липенский Котлован и посвящен в стихарь. Никита Корнилов был женат на дочери дьячка церкви села Осечня Вышневолоцкого уезда Данилы Гаврилова - Екатерине. У Никиты Корнилова и Екатерины родились сын Иван (примерно 1786 г.), сын Тихон (примерно 1789 г.), дочь Матрена (примерно 1791 г.), второй Тихон (примерно 1795 г.). Далее родился Ермолай (примерно 1796 г.), а затем дочери Екатерина (примерно 1798 г.) и Марианна (примерно 1802 г.). В Благочиннической (Клировой) ведомости за 1796 г. (ГАТО, фонд 160, опись 1, дело 16107) отмечено, что пономарь Никита Корнилов в школах не учился, в предосудительных поступках не замечен. Правда, отмечено, что он ”упрям”. Умер Никита Корнилов в 1807 г. (Ревизские сказки на церковнослужителей Вышневолоцкого уезда за  1811 г.) в возрасте около 50 лет.
   Старший сын Никиты Корнилова Иван Никитин был обучен русской грамоте  в семье и в 1807 г. в возрасте около 21 года был назначен в церковь села Тубосс Вышневолоцкого уезда дьячком. Село Тубосс находится на берегу озера Тубосс и существует поныне. Сыновья Никиты Корнилова Тихон и второй Тихон умерли, первый примерно в 1808 г. в возрасте около 20 лет, а второй, в 1806 г. в возрасте около 10 лет. Сын Никиты Корнилова Ермолай был также обучен грамоте в семье и в 1809 г. назначен на место отца пономарем церкви села Липенский Котлован. По записи в Клировой ведомости за 1811 г. (ГАТО, фонд 160, опись 1, дело 16120) Ермолай замечен в грубости и ослушании по отношению к местному священнику. Дьячок Иван Никитин женился на Степаниде Кирилловой старше его лет на 5.
    Дед моего деда Яков Иванов родился примерно в 1810 г. в семье дьячка Ивана Никитина в селе Тубосс Вышневолоцкого уезда. По названию села его записали в Вышневолоцкое духовное училище под фамилией Тубосский. Окончил (или его исключили из ”нисшаго” класса) училище в 1826 г. и был назначен  пономарем в церковь села Ящины того же Вышневолоцкого уезда. Село Ящины сушествует в настоящее время и находится на берегу озера Ящино недалеко от Вышнего Волочка. Яков Тубоский был женат на Прасковье Егоровой, которая была старше его на несколько лет. У них родились дети: сын Дмитрий (рожд. 6.2.1829), дочь Пелагея (рожд. 1832), сын Иван (рожд. 1836), дочь Ирина (рожд. 1839). В 1836 г. Яков Тубоский был судим церковным судом за то, что избил крестьянского сына во время чтения им псалтири (Клировые ведомости церквей Новоторжского уезда за 1840 год, ГАТО, фонд 160, опись 1, дело 16074). Его оштрафовали посылкою в монастырь ”в черные труды” на два месяца. В 1839 г. от Ящинского прихода ”за нетрезвость и буйные поступки отрешен” и переведен пономарем в село Молдино. В 1840 г. из-за нежелания Молдинских прихожан иметь его пономарем переведен пономарем в село Княщины Новоторжского уезда. Видимо позднее он был переведен пономарем в село Гричево Бежецкого уезда, а затем отрешен от должности пономаря. Имянная  ведомость об учениках Тверской семинарии за 1845/1846 учебный год" (ГАТО,  фонд 575, опись 1, дело 199)  называет отца ученика Дмитрия Сретенского Якова запрещенным пономарем. Отец Яков дожил якобы (по Бильдиной) до преклонного возраста и умер в начале 80-х годов 19-го века.
   Дмитрий Яковлевич Сретенский родился 6 февраля 1829 г. (Метрическая книга Вышневолоцкого Казанского собора за 1829 год, ГАТО, фонд 160, опись 1, том 61, дело 14380). Крещен в Вышневолоцком Казанском Соборе 7 февраля. Это означает, что родился он скорее всего также в Вышнем Волочке, а не в селе Тубосс, откуда зимой только что родившегося младенца вряд ли повезли  бы крестить в город. Его рождение пришлось на церковный праздник Сретенье. Очевидно это, а также собственные неприятности, сделавшие употребление фамилии Тубосский нежелательным, побудило Якова Тубосского записать сына при  поступлении в Вышневолоцкое уездное духовное училище под новой благозвучной фамилией Сретенский. В Вышневолоцкое училище Димитрий поступил в 1838 г.,  а в 1845 г. по рекомендации училища переведен в низшее отделение Тверской Духовной Семинарии. В семинарии замечен в склонности к вину. В  1851 г. окончил Богословский курс семинарии и был выпущен по второму разряду, хотя с отличным аттестатом и поведением. В 1852 г. определен в наставники в Селецкое сельское народное училище. 
    В октябре 1856 г. Д.Я. женился на дочери диакона Василия Иларионова Спасского из села Пнево Весьегонского уезда. Пнево находится примерно в 20 км южнее Сандово. Василий Спасский, дьячковский сын, родился в 1799 г. Окончил Краснохолмское Духовное Уездное Училище и был определен дьячком в 1817 г. в Спасоренскую Пустынь, а в 1832 г. стал дьяконом церкви Спаса Нерукотворного образа села Пнево. Василий Спасский был женат на Пелагее Тимофеевой 1800 года рождения.
    В 1860 г.  Дмитрий Сретенский награжден за "долговременную усердную  и полезную службу" полуторным окладом получаемого жалованья. В 1863 г. 24 июня рукоположен во священника только что отстроенной в 1858 г. Тихвинской Пресвятой Богородицы церкви села Малинского Весьегонского уезда,  приход которой вместе с землей еще в 1829 г. был приписан к селу Пневу,  после того как церковь в 1828 г. сгорела.
     В январе 1871 г. Дмитрий Сретенский перемещен на место священника церкви села Лозьево.  Имя  отца  Дмитрия  неоднократно упоминается в Тверских Епархиальных Ведомостях. Так в Т.Е.В. от 1.6.1878 священник Дмитрий Сретенский назван в качестве  настоятеля  Лозьевского  прихода церкви Никитская. В Лозьево отец Дмитрий вступил в конфликты с помещицей Венгеровой, старостой церкви из деревни Беседы Ивановым, причетником Шестовым, благочинным Успенским и с другими прихожанами и служителями церкви. Ссоры доходили до ругани и рукоприкладства. Жалобы на него  и его жалобы неоднократно разбирались всякими комиссиями,  одна из которых заключила свое расследование следующими  словами:  "Язык  его,  как видно,  первый враг ему есть". Отец Дмитрий три раза находился под административным следствием.  По одному следствию был осужден  Епархиальным  начальством на месячное подначалие в Николо-Теребинской пустыне.  В 1883 г. отца Дмитрия отставили от службы и он стал  называться запрещенным священником.  Чудно как-то спустя более века читать кипу  бумаг, посвященных в общем-то трагической жизни моего прадеда!
     Несколько слов о селе Лозьево и Никитской церкви. Казенное село Лозьево Михайлогорской волости Бежецкого уезда возглавляло приход,  в который входило еще восемь деревень и около 700 прихожан, а также  42 десятины церковной земли. Никитская церковь, по данным энциклопедического справочника "Тверская область" (1994), существовала с 1803 г. Во время моей поездки в с. Лозьево летом 1996 г. я обнаружил в центре села только полуразрушенный кирпичный остов огромной  и,  видимо,  в  прошлом красивой церкви классического стиля с округлым куполом, летним приделом и колокольней. На стенах развалин сохранились остатки прежней росписи. Около церкви раскинулось кладбище, у которого есть старая, умершая часть,  заросшая бурьяном и заваленная битым кирпичем, а также молодая  растущая  часть.  Никаких  могил  своих предков я обнаружить не смог.  Я познакомился с 84-летним жителем села Благонравовым,  который рассказал, как коммунисты разрушали церковь, грабили иконы, уничтожали книги,  росписи. Он также вспомнил Евгению Дмитриевну Сретенскую, тетю Еню.
     У Д.Я.  и И.В.  было шестеро детей: Евгения (рожд. 8.9.1858), Анастасия (рожд. 1861), Елизавета (рожд. 1863, есть фото 1887), Николай (рожд.  1866),  Александр (рожд.  1868) и младший Василий, мой дедушка (рожд. 5.12.1872).  Все дети получили образование. Дочери учились в Епархиальном училище в Твери,  а сыновья закончили сначала Бежецкое уездное духовное училище,  а затем Тверскую духовную семинарию.  В ноябре 1885 г. Ирина Васильевна умерла,  угорела в бане во время пребывания с мужем у дочери Анастасии  и зятя,  который был начальником станции Константиновка Рыбинской железной дороги. В результате потрясения Д.Я.  сошел с ума (тихое помешательство).  Родственники Д.Я.  неоднократно вспоминали,  что Д.Я. часто плакал и на вопрос о причинах слез отвечал стандартной фразой: "Аринушку жалко!" Д.Я. вышел на пенсию по старости,  жил у своей дочери Анастасии и умер летом 1895 г. Похоронен около церкви с. Лозьево рядом с могилой своего отца Я.В.

Примечание: В книге имеется схема Родословной моей матери Сретенской Надежды Васильевны по мужской линии, но я ее не привожу ввиду того, что при воспроизведении на сервере она может быть искажена.


Рецензии