Дожила до Интернета Раздумья

 Дожила до Интернета
(Раздумья)

Мне уже очень много лет, не   знаю,  происходит  это  со  всеми  или  нет, но чем старше я становлюсь, тем больше портится характер – то одно, то другое вызывает осуждение. Выросла я в семье, где царил мир. Никогда не  ссорились родители, все вопросы решались мирно. Может, поэтому я вывела для себя формулу: чтобы осуждать кого-то, надо знать больше, чем тот, кого осуждаешь.  Поэтому слыла среди родных и друзей неконфликтным человеком, всегда старалась помирить, искала доводы для оправдания. Ведь для осуждения не обязательно быть умным, честным и чистым, это, наоборот, помогает скрыть   свои   недостатки  и  даже  корысть.

  Большая и лучшая часть моей жизни прошла в годы, когда всё было ясно: наша страна  лучшая, наш режим справедливый, мы самые счастливые, как ужасно жить при капитализме. Этому учили нас всеми средствами. Уже позже я узнала, что так думают не все, что миллионы пострадавших от репрессий не обязательно  были врагами. Но мощная машина пропаганды коммунизма  так воспитывала молодых. Да и мои родители, наверное, пережив борьбу с НЭПом, усвоили, что лучше не спорить: всё хорошо, только надо идти  «в ногу».

Теперь другая страна, другая жизнь, в  руководстве умные, образованные, молодые  люди, а  в жизни  не всё клеится. Вот,  опять мои  поиски оправдания:  значит, верховная  власть  не  всесильна.  Конечно, становление нашей теперешней страны прошло не без ошибок,  интересы  разных  групп  людей  и возможности влиять на власть разные,  уравновесить  их  сложно. Но кто же в этой  борьбе сильнее, почему  много несуразиц?  А может, просто старость  портит мой  характер, и  я  становлюсь  такой сварливой?
 
И всё же, как  понять мне – учителю , например, такое нововведение, как ЕГЭ?  Какая оценка полнее отражает знания? Школьные учителя следят за успехами каждого ученика  в течение  многих лет, оценивают устные ответы, письменные, домашние, контрольные работы, другие задания, отношение к учёбе и т.д. Несмотря на то, что школьная оценка используется и как воспитательное средство – позволяет поощрить слабого или наказать лентяя, что на  оценку влияют и личные качества учителя, его знания, педагогический талант, уровень требовательности, всё равно  школьная оценка весома.  Но как  абсолютно точно оценить успехи каждого, ведь не всё можно оцифровать, подогнать под единые критерии.
 
Так стоит ли вообще обожествлять эту  цифру – оценку, в праве ли она решать будущее человека?  Безусловно, экзамены в процессе учёбы нужны хотя бы для того, чтобы стимулировать повторение всего курса, ликвидацию пробелов, для закрепления учебного материала. Проходят годы, ученики растут, меняются,  взрослеют, и не всегда успешные школьники потом  становятся  успешными  профессионалами.  Всё равно школьная оценка  больше говорит  о знаниях, чем ответ на лотерейный билет экзамена с тремя вопросами или чем выбор  вариантов ответа при тестировании. Несоответствие оценок ЕГЭ знаниям показал опыт. Этот дорогущий всероссийский экзамен привёл к всероссийским скандалам, и прошлые нарушения бледнеют. А сколько здоровья отнимает ЕГЭ у детей  и  взрослых,  как этот способ   оценок  обедняет  весь процесс обучения!

Сейчас большинство выпускников школ стремятся поступить в вузы. Это же хорошо, даёт возможность выпускать хороших специалистов.  Но сначала надо школьнику помочь правильно выбрать профессию. Был бы полезен  небольшой курс профориентации, преподававшийся когда-то в межшкольных комбинатах трудового обучения в Ростове, разработанный И.А. Бондаренко.  Мы помогали ученикам  самим оценить свои способности к освоению разных видов трудовой  деятельности, ближе познакомиться с профессиями, пройти даже  практику  на  рабочих  местах. Некоторые после школы  поступали на работу и учились.

Рационально  было  бы  принимать  в  вузы  по  школьным  оценкам   и с некоторым  запасом  или  возродить  институт  вольнослушателей.  Не  все  справятся с программой вуза, и в течение нескольких семестров произойдёт естественный отбор. Тем, кто отсеется, но не разочаруется в выборе профессии,  надо дать возможность продолжить  занятия в учебных заведениях рангом ниже. Кто ошибся и решит сменить вид деятельности, то полезнее это сделать раньше, чем позже. Зато дипломы получат только те, кто хочет и может освоить полный курс,  состязательность повысит качество выпускников, а вуз не будет тянуть всех  ради сохранения  контингента.   Всё это так очевидно!
 
Вообще, в области образования много несуразностей. Государственные учебные заведения живут на немалые бюджетные деньги. Но, если  взглянуть на ведомости с зарплатой основных работников учебного заведения – учителей, преподавателей и обслуживающих учебный процесс административных служащих, сразу станет понятно, с чего надо  начинать:  с перераспределения зарплаты, ведь разница  доходит до 10 крат, это же несправедливо и вредно!  Большие зарплаты рождают большие полномочия, а страдают от этого те, кто работает. Здесь полезно  было  бы  обратиться  к  опыту  советской  школы, тогда  учитель  ценился  больше.

Или нелепости в сфере ЖКХ: владельцы  квартир с жаром выпускают пар, воюя за свои права с управляющими  компаниями  даже на телеканалах.     Закон разрешает   закреплять  дома за УК  без участия собственников жилья. И оказывается, что  договора нет, услуги   не оговорены, плата за обслуживание идёт по какому-то прейскуранту, а годами в доме ничего не делается.  Ведь если расход на энергоносители можно экономить, то плата  ни за что не может быть законной. Теряет даже госбюджет – возвращает  льготникам  50%.
Многие  вопросы  решились, если  бы ввели  домовые книги, где отражалось  поступление платы за услуги, приёмка выполненных работ и  остаток  средств на счету дома.  А детали можно доработать,  как и «дырявый» Жилищный кодекс.

С сожалением  обнаружила, что из употребления исчезло слово «неприлично». Особенно неприлично ведут себя СМИ. Мы, старики. привыкли жить с включённой радиоточкой. Но  с утра до вечера  приходится выключать передачи, неловко перед детьми и внуками за неприличную  рекламу. Это же не печатное издание, где каждый выбирает, что читать.
А какое воспитание получают дети, ведь  некоторые телеканалы захлёбываются в крови, превращаются в академии преступности. И это может восприниматься молодыми как нормальное явление. Зачем же удивляться, если  утром мы видим  следы вандализма. Соотношение добра и зла в СМИ с большим знаком «минус», добро не в моде. Какими вырастут дети?   Что делать?  Как примирить желание заработать на рекламе, свободу слова, этику  и  приличие?

Вот просьбу к тем, кто выводит титры на экран,  с удовольствием  бы передала, да не знаю, кому, и будет ли  она выслушана?   Что эти люди не читают текст, ясно, ведь  иногда  даже пробежать по строчкам не успеваешь. А  титры на экране – это не книга  с белой бумагой, чётким шрифтом и  близко от глаз.  Бывает,  сливается  шрифт с фоном, или   вычурные буквы. Но раз пишут титры, значит это кому-то надо. Так  дайте  же  возможность  их  спокойно  прочитать  даже  немолодому  человеку.    

          Ну что,  разве  я  не  зануда?  И только  ли  виновата  старость? Дожила до Интернета, пропагандирую Вконтакте лучшую российскую систему стенографии,  а сейчас жалуюсь, может кто-нибудь  посочувствует. Это  лучше, чем  обязательные, но не обязывающие  что-то делать,  ответы-отписки  разных  ведомств. А   раздумий  таких у меня много,  ведь смотришь на всё с высоты  очень  долгой  жизни.

Жаль, что не доживу до тех времён, когда учёные изобретут   машину, которая бы собирала все предложения граждан,  анализировала и сортировала их, а  потом   выдавала  разумные, справедливые   рекомендации  на  самый  верх.
 
Хотя, почему бы и теперь не создать такую Интернет-приёмную  полезных советов, ведь не всё видно сверху, где  любой  мог предложить решение разных насущных проблем, а другие  сказать своё  «да» или  «нет» этим  предложениям.  И  всем бы стало ясно, что в нашей самой  повседневной жизни требует исправления, подгонки, уточнения.  Я – «за»!
                Бабушка Лена


Рецензии