Данилевский и Перельман

 Изначально, учитывая очевидную параллель, хотелось озаглавить материал иначе. Аналогия между предполагаемым убийцей и литературным персонажем романа Достоевского была очевидной. Что характерно, прототипами Раскольникова послужили не только приказчик Герасим Чистов, 27- летним москвичом, который в январе 1865 года убил топором двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной, но и московский профессор Неофитов.

 Есть в предыстории  создания романа ещё одно реальное лицо. В середине девятнадцатого века получило большую огласку дело французского офицера Пьера Франсуа Ласенера, который подводил идейную основу под свои преступления. В своих мемуарах  писал, что он не обычный преступник, а борец с социальной несправедливостью, "жертва общества", решивший смело идти против всех. Достоевский считал Ласенера личностью феноменальной, страшной, загадочной и интересной. " Низкие источники и малодушие перед нуждой сделали его преступником, -заключает Федор Михайлович,- , а он осмеливается выставлять себя жертвой своего века..."

 Нынешние события с учетом современных реалий почти в точности повторяют сюжет романа. Вчера в "Известиях" появилась статья "Убийца двух женщин в Казани написал книгу «Преподаватель-взяточник». Оставим на совести авторов пока не подтвержденное судом смелое заявление. Но судя по оглавлению частей книги, дело к этому идет. Первая называется "Мертвые души", ну а вторая, естественно, "Преступление и наказание".

 Получается, что будущее преступление можно было просчитать заранее. Книга "Сессия. Дневник преподавателя-взяточника" вышла два года назад. Тысяча экземпляров обошлась Игорю Владимировичу в шестьдесят тысяч рублей. Интересно, сколько будет стоить сейчас дневник взяточника? Дикая, но уже привычная PR-компания. Странно совпадающая с изначальными буквами названия панк-группы, чье имя написал на стене кровью убийца.

 Если суд признает его таковым, то можно сделать неутешительный вывод. Адекватный человек, написавший недавно интересный научный труд по психологии, осознанно идет на страшное преступление. Закономерен вопрос. А не снесли ли бытовые неурядицы, бедственное материальное положение мозги парню? Известный психолог Сергей Ениколопов сомневается, что Данилевского признают невменяемым.

 Посмею возразить известному специалисту. Очевидно, что определенным кругам сейчас выгоднее представить Игоря Владимировича  человеком нездоровым. Иначе придется признать, что явление это не разовое, аномальное, а вполне заурядное. Но уже вышедшее на новый, страшный для всего общества уровень. Когда под преступление подложена определенная идейная основа. В таком случае преступление в Казани будет сходно с массовым убийством на острове Утёйа. Но в отличии от Брейвика, у предполагаемого казанского "Раскольникова" не будет трехкомнатных апартаментов с персональным ноутбуком. Так что, думаю, обществу выгоднее загородиться от явной проблемы современного соотношения материального и духовного невменяемостью предполагаемого убийцы. У нас же привычнее знать, что старушку-процентщицу замочил в сортире гольный наркоша или сосед-алкаш. Но чтобы кандидат философских наук, да ещё ради публикации очередного своего труда, разве такое возможно?

Что же. Если это он,да вменяем, возможно. И даже возможно, что заразно. А противоядия  против такой заразы в принципе быть не может. За двадцать лет, не выработав никаких новых идеологических критериев, общество скатилось до тупого поглощения материальных благ. А если так, то грядет новый исторический перелом. И появление на исторической сцене новых диктаторов. Не случайно же сам автор того ещё "Преступления и наказания" увидел в прообразе Раскольникова самого Наполеона. И современный "бонапарты", возможно,  уже заложили в свои планы жизни не двух, и даже не семидесяти семи человек.  Тогда деяния казанского и норвежского убийц покажутся детским лепетом. Ведь у новых "раскольниковых" будет главное-власть над развращенными материальным потреблением умами. Власть, позволяющая гонять тысячи и миллионы особей подобно стаду. Такое было во Франции, Германии. Было и у нас, с отсрочкой на светлое будущее.

 Думаю, антагонистом описанным личностям выступает сейчас Григорий Яковлевич Перельман. Еще в 1994 году он доказал гипотезу о душе, а уже потом доказал гипотезу Пуанкаре. Сомневаюсь, чтобы ему пришел в голову вечный сценарий, описанный Достоевским и повторенный предположительно Игорем Владимировичем. Но таких личностей у нас единицы. И никакого влияния на формирование общей морали в обществе они не оказывают. Вот и идем мы к очередному краю. Идем бездумно, слепо.


Рецензии