Церкви

 (Заметки по итогам поездки по родным местам.)
Лев Николаевич Гумилев в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» говорил, что историю нужно рассматривать  с высоты веков как в микроскоп - при большом увеличении можно увидеть и оценить события в ограниченный по времени период, роль исторических личностей в этих событиях; при малом увеличении можно увидеть масштабные изменения на протяжении веков, судьбы целых народов, то исчезающих, то вновь возникающих на исторической арене. Проехав по нашей европейской части страны от Санкт-Петербурга до приволжских городов Ижевск, Казань, Чебоксары, Алатырь, Йошкар-Ола, через  города Владимир, Ярославль, Иваново, Нижний Новгород, невольно обращаешь  внимание на восстановленные и вновь отстроенные величественные храмы, соборы и церкви. Нет спору, это возвращение утраченной красоты и нечто большего. Но одновременно задаешься вопросом - что за времена мы сейчас переживаем? Мы  то строим грандиозные фабрики и заводы и разрушаем ранее созданные руками наших предков это великолепие, то восстанавливаем  или строим заново эти разрушенные храмы и разрушаем, ставшие не нужными нашей стране фабрики и заводы?
Это духовный рассвет или экономический закат?
Можно ли дать оценку тому, что  происходит у нас здесь и сейчас, нами, живущими в этом времени? Или объективную оценку нынешнему периоду дадут только наши потомки лет так через 200? Какими глазами и в какой микроскоп нужно смотреть, чтобы правильно сориентироваться в том, что происходит? Сколько нужно построить церковных сооружений, чтобы удовлетворить потребность верующих? И сколько еще нужно закрыть ненужных заводов, чтобы понять, что люди  не могут быть лишними, и они не могут быть сыты только молитвами? Нет, это не вопросы воинствующего атеиста. Даже совсем наоборот. Это вопросы человека, самостоятельно (или почти самостоятельно) пришедшего к вере  в существование божественного начала всего мироздания через поиск Истины и Правды. (Нет, правды еще не нашел, но делаю  попытки где-нибудь её найти.)  Если Истина и Правда в том, что божественное наличествует во всем и везде, то настоящий верующий должен быть богопослушным не только в церкви, и просьба-молитва его будет услышана везде. Почему отказавшись от веры предков, мы приняли другую веру, поменяв своих богов на принятых кем-то других чужеродных? Но приняли ли? Отказались ли от Веры своей Православной? Предательство власть-придержащих – это еще не значит, что народ пошел за ними и тоже предал. (Князь Владимир изменил вере, но народ принял христианство только под угрозой смерти; Горбачев предал, но народ был за Союз). Тот, кто предал, не способен услышать, что думает народ. Услышать народ через социальные опросы нельзя, надо слушать Душу народа, а её  можно почувствовать душой, не оторванной от единой народной.
Восстановление церквей – это хорошо, но наполнение их смыслом духовного еще не состоялось.  Проповедовать духовное, держа в голове личное материальное – это лукавство. А материальное сегодня главное в деятельности церковнослужителей и видно это без микроскопа. В оправдание этого они сегодня говорят – мы тоже люди и хотим кушать хлебушко с маслом. Церкви строятся не для укрепления Веры, а для укрепления её материального благополучия. А безбожная власть, не зная к какому идеологическому берегу пристать, активно встает в ряды верующих, демонстративно креститься в выделенных для их особого социального статуса местах и выделяет значительные средства для этого укрепления, забывая, что эти средства народные, а церковь по-прежнему отделена от государства.
О власти, о нынешних политических реалиях можно было бы сказать много, отметить не мало вывертов, как например может не член партии стать сразу её лидером, и как политическая партия может быть ведущей политической партией, не имея чёткой идеологической платформы и даже название которой говорит о её политической неопределенности, размытости. Но о власти отдельный разговор.
Закончить свои размышления об увиденном хочу  бытовым  случаем, недавно произошедшим со мной из-за своей ошибки или какого-то сбоя в телефонной линии. Я набрал номер телефона «театра комедии» на Невском, с желанием узнать о наличии билетов, но на другом конце представился дежурный по военно-морской академии. Я извинился, объяснив, что хотел попасть в кассы «театра комедии», на что услышал замечательный ответ морского офицера, не лишенного чувства юмора – «Нет, вы попали не в театр. Это ближе к цирку, но точно не театр». 
Я с ним полностью согласен, мы сейчас живем в каком-то балагане ближе к цирку по представлению, не понимая, что происходит, смеясь или критикуя, но тем самым играем свои роли в большом спектакле. Зрители оценят этот спектакль лет через двести, и то если будет желание взглянуть на это в исторический микроскоп.

- о Великой империи Тартария.


Рецензии
Церковь - это собрание верующих людей, а строят храмы. В которые идут верующие люди в надежде, что их молитвы будут услышаны.
Теперь, Библию читали, размышляли? Вспомните, что Бог открыл волхвам с Востока? Кто пришёл поклониться рождённому младенцу? Кого вела Вифлеемская звезда? Кто принёс золото, ладан и смирну?...
Где был Иешуа до 30 лет - в Евангелии не сказано. Но Н. Рерих раскопал данные в древних рукописях лам о Христе. Жаль, не помню сейчас, у кого это прочла именно на Прозе.ру.Но постараюсь найти специально.
Израильтяне, не принявшие Христа, обвиняли Его в колдовстве, то бишь, в волхвовании, почему-то... Хотя Он пришёл на Землю, что бы сказать о Божьей любви людям, которые временно живут на этой грешной Земле...

Светлана Феттер   10.05.2013 08:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.