Земля Израйлева Гл. VIII

               
Жаботинский был открытым приверженцем итальянского фашизма. С большим почтением отзывался о его лидере Бенито Муссолини. А потому искренне верил, что невозможно создать еврейское государство, используя только либеральные методы буржуазной демократии. Или как он выражался методы дипломатической болтовни.

Для достижения поставленной цели по мысли Жаботинского сионизм должен стать беспощадным и бескомпромиссным. Только пройдя через огонь, дым, смерть и потоки крови, еврейский народ сможет завоевать право жить в собственном независимом государстве.

В январе 1923 года из-за принципиальных разногласий с руководством ВСО Жаботинский вышел из Правления президентского комитета. В том же году он становится сотрудником сионистского журнала «Рассвет», издававшегося в Берлине и Париже.

Пишет пламенные статьи на русском, немецком и французском языках. В них он призывает к созданию в Палестине сильного еврейского государства, не связанного социалистическими идеалами. Жаботинский продолжает активную политическую деятельность. В 1923 году, в Риге, он создаёт первый военизированный отряд еврейской молодёжи, ставший началом существующего поныне всемирного еврейского молодёжного движения «Бейтар».

Название «Бейтар» представляет собой анаграмму, составленную из слов «Трумпельдор, герой, Телль Хай». Телль Хай – это  небольшая  ферма на севере Эрец Исраэль, где погиб легендарный герой еврейского народа Иосиф Трумпельдор.

В это же время в различных странах Европы и Америки стали возникать группы еврейских активистов. А вскоре был образован международный союз еврейской молодёжи. Возглавил Союз молодой человек Аарон Пропес.

«Бейтар» – детище Жаботинского. Весь свой незаурядный организаторский талант он вложил в формирование этого движения. Придал ему ясную идеологию и чёткую цель. Жаботинский всегда считал, что только из молодёжи можно выковать новый тип людей, свободных от комплексов неполноценности диаспоры и скверны местечкового еврейского гетто.

Жаботинский наполнил жизнь еврейской молодёжи содержанием. По-существу он спас её от «красной чумы» большевизма. Жаботинский написал гимн «Бейтара» и проникновенную клятву, которую и сегодня зачитывают юноши и девушки, вступающие в «Бейтар». В апреле 1925 г. Жаботинский создаёт новую политическую организацию «Союз сионистов-ревизионистов» и становится её лидером.
 
После прихода Гитлера к власти Зеев Жаботинский разработал и предложил к реализации план эвакуации 1,5 млн. евреев из стран Восточной Европы в Палестину. В одной из своих статей он писал: «Мы обязаны широко открыть ворота национальной родины евреев перед нашими преследуемыми сородичами, даже если нам для этого придётся прорвать её границу с оружием в руках». Однако, несмотря на вполне реальный план и пламенные речи Жаботинского, к большой трагедии европейского еврейства, лидеры еврейских организаций его не поддержали.
 
В 1937 г. Жаботинский возглавил подпольную военную организации «Эцель». Она жёстко реагировала на арабские террористические действия против еврейского населения Палестины. С началом Второй мировой войны для борьбы с гитлеровской Германией Жаботинский настойчиво предлагает создать в рамках союзной коалиции хорошо вооружённые еврейские подразделения. Но и эта его инициатива тоже реализована не была.

Жаботинский является не только выдающимся еврейским политическим деятелем, но и талантливым журналистом, писателем и переводчиком. Он автор многих художественных и ярких публицистических произведений на иврите, русском, английском, французском, немецком и итальянском языках.

В том числе замечательных переводов на русский язык поэзии Бялика, Данте, Гёте и других мировых классиков. Кроме указанных переводов, на русском языке были изданы ещё несколько наиболее известные его произведения: биографические повести «Повесть моих дней» и «Слово о полку», пьеса «Чужбина» и исторический роман «Самсон Назорей».

Последние месяцы своей жизни Зеев Жаботинский провёл в США. Туда он выехал с пропагандистской миссией в январе 1940 года. Это был самый печальный период в его жизни. Жаботинский был уже тяжело болен. Ещё в 1935 году у него обнаружили серьёзное заболевание сердца. Лечился урывками. Болезнь прогрессировала.

 В США Жаботинский находился один. Он испытывал острое чувство одиночества. Жена осталась в Лондоне. С началом Второй мировой войны пароходное сообщение между Англией и США практически прекратилось. Несмотря на все старания, приехать к мужу она так и не смогла.

Единственный сын Эри-Теодор сидел в тюрьме крепости Акко в Эрец-Исраэль. Англичане бросили его туда за деятельность, связанную с нелегальной иммиграцией. Вдобавок Жаботинский испытывал финансовые затруднения.

Жил он в маленькой квартирке и скоромно питался. 4 августа 1940 г. во время посещения летнего лагеря «Бейтар», неподалёку от Нью-Йорка, с Жаботинским случился сердечный приступ. Тут же в лагере, не приходя в сознание, он скончался.

В оставленном завещании Жаботинский распорядился перевести свои останки на Святую Землю будущего независимого еврейского государства. Но только в случае, если правительство этого государства даст на то своё согласие. Тайного перезахоронения Зеев Жаботинский не желал. Ну а по поводу того, что в самое ближайшее время на Святой Земле возродится еврейская  государственность, у Жаботинского не было ни малейших сомнений.
 
И всё же прах лидера ревизионистского течения в сионизме почти четверть века находился в галуте (диаспоре). Потребовалось почти 16 лет на то, чтобы политические страсти в Израиле малость поутихли.

Только в 1964 году предсмертная воля Жаботинского была, наконец-то, исполнена. По решению правительства его прах перевезли в Иерусалим, и захоронили рядом с могилой основателя политического сионизма Теодора Герцля.

Ну, а теперь ещё одна небольшая историко-биографическая справка. На этот раз об Аароне Ааронсоне – лидере сионизма, жившем в Эрец-Исраэль. Аарон Ааронсон родился в Румынии в 1876 году. В 1882 году шестилетний Аарон вместе с родителями и двумя младшими братьями переезжает в Эрец-Исраэль.

В начале восьмидесятых годов XIX  века французский барон Эдмонд де Ротшильд взял под свою опеку румынских евреев. На его деньги они и совершали, как говорят в Израиле, свою «алию». Эмигрировали в Эрец-Исраэль.

Здесь Аарон блестяще заканчивает гимназию. Лучшим выпускникам школ и гимназий барон Ротшильд выделяет персональные стипендии для продолжения учёбы в ВУЗах Франции. Ааронсон в числе немногих отличников тоже получает стипендию, и поступает в сельскохозяйственный институт во французском городе Гриньон.

 После окончания института возвращается в Палестину. Образованных людей тогда катастрофически не хватало, и турецкие власти тут же назначают его инспектором сельского хозяйства провинции Анатолии в Турции. Затем Аарон работает управляющим крупной сельскохозяйственной фермы.
    
Одновременно Ааронсон основательно занимается научной деятельностью. Участвует в экспедициях по западной Палестине и Заиорданью. В 1906 году ему удаётся сделать открытие мирового значения. На севере Эрец-Исраэль, в районе горы Хермон, он впервые в мире обнаружил и описал «мать всех пшениц» - самый древний из известных до сих пор прототипов хлебного злака.

В том же году Ааронсон опубликовал в престижных научных журналах Европы и Америки серию статей и свою знаменитую ботаническую карту Эрец-Исраэль. После этих выдающихся научных достижений Аарона Ааронсона ждала мировая слава учёного-ботаника.

В 1909 г. недалеко от Хайфы, в посёлке Атлит Ааронсон основал экспериментальную сельскохозяйственную станцию. Здесь он проводит фундаментальные научные исследования различных сельскохозяйственных культур. По результатам работ публикует  большую монографию.

С выходом её в свет Ааронсон приобретает известность в широких научных кругах. Становится учёным-ботаником с мировым именем. Его приглашают на самые престижные международные конгрессы и симпозиумы. Труды Ааронсона публикуются в научных журналах самых известных университетов Европы и Америки.

 Ааронсон собрал богатейшие геологическую и ботаническую коллекции, представлявшие огромный научный интерес. И все это в возрасте до 35 лет. По сей день в посёлке Атлит растут два ряда чудесных финиковых пальм, посаженных руками Аарона Ааронсона.

В 1914 г. Палестина подверглась небывалому набегу полчищ саранчи. Турецкие власти назначают Ааронсона руководителем штаба по борьбе с этим стихийным бедствием. Борьба оказалась сложной и затяжной. Но, в конце концов, закончилась относительным успехом.

Находясь в Анатолии, Ааронсон явился свидетелем массовой резни армян. Впервые о зверствах турецких властей по отношению к армянскому населению он узнал от сестры Сары. Жуткие картины тех событий она увидела в 1915 году из окна поездного вагона, когда возвращалась из Стамбула в Хайфу.

Ещё более ужасающие сцены армянского Холокоста описал в своей книге один из членов подпольной организации «НИЛИ» Эйтан Белкинд. В Первую мировую войну он служил офицером в турецкой армии. В период описанных в книге событий его часть располагалась в окрестностях  городка Дейр эз-Зора. Сегодня он находится в Сирии.

Здесь на территории всего в несколько десятков квадратных километров в 1915 году турецкая армия уничтожила около 300 тысяч армян. Не щадили никого ни детей, ни стариков, ни беременных женщин, ни даже убогих калек.

Вот небольшая выдержка из опубликованного дневника Э.Белкинда: «…Турецкие  солдаты приказали армянам собрать чертополох и хворост из колючих кустарников. Несчастные снесли всё это в огромную пирамиду… Затем солдаты, рука к руке, связали проволокой почти 5000 человек. Перепуганные насмерть люди образовали гигантское в несколько рядов кольцо.

В центре его находилась высоченная пирамида из сухого хвороста. Несколько солдат одновременно бросили в него горящие смоляные факелы. Хворост вспыхнул как порох. Жуткий вопль пяти тысяч заживо горящих людей взорвал степь.

На протяжении ещё нескольких суток в радиусе более трёх миль слышны были стоны и стенания умирающих ужасной смертью мужчин, женщин, стариков, и что не укладывалось в сознании, детей вплоть до младенцев…»
               
Ааронсон, как истинный исследователь, тщательно изучил, систематизировал и проанализировал имевшиеся у него материалы. Написал подробный отчёт. Он был одним из первых, кто сообщил миру об этих трагических событиях.

С большим трудом и немалым риском для жизни Ааронсон смог передать свой отчёт военному ведомству Британской империи. Англичане его почитали, подкорректировали и издали под своим названием: «Отношение турецких властей к армянскому населению». На том, собственно, всё и закончилось.

Отчёт лёг под сукно и до сих пор пылиться. А власти умирающей гигантской империи руками курдских племён ещё ни один год продолжали резать ни в чём не повинных людей. В результате из 2,5 миллионов армян в Османской империи к 1923 году осталось не более одного. Остальные были зарезаны, расстреляны или сожжены заживо.

Газовые камеры к тому времени ещё не изобрели. Ну, а что до понятия геноцид, то и сегодня так называют турецкую резню только что сами армяне. А весь мир, в том числе и Израиль, что-то невнятно мямлит.

Геноцид армянского населения потряс Ааронсона до глубины души. Но не только. Эта трагедия армянского народа окончательно убедила его, что развитие еврейского поселенческого движения, а главное, создание независимого еврейского государства возможно только после освобождения Эрец-Исраэль от турецкого владычества.

С началом Первой мировой войны Ааронсон оставляет научную деятельность и полностью переключается на политическую. Точнее сказать, на подпольную антитурецкую. В 1915 году он создаёт группу «НИЛИ».

Подпольщики собирают ценные сведения о турецкой армии, её вооружении, дислокации аэродромов, военных баз, складов и т.д. Тайные связные со смертельным риском для жизни доставляли эту информацию британским военным в Египте.

  В 1917 году Ааронсона избирают членом Правления ВСО, председателем которого являлся тогда Х. Вейцман.  В том же году Ааронсона направляется в США для ведения сионистской агитации и сбора финансовых средств для еврейского населения Палестины (ишува).

Летом 1918 г. Ааронсон в составе сионистской делегации участвует в работе Парижской мирной конференции стран коалиции. На ней кроме представителей стран коалиции и сионистов присутствовала также представительная арабская делегация. На этом важном международном форуме решался вопрос о судьбе послевоенной Палестины.

15 мая 1919 г. в возрасте 43 лет Аарон Ааронсон трагически погиб в авиакатастрофе при перелёте из Лондона в Париж. Самолёт английских ВВС по не выясненной причине рухнул в Ла-Манш.


Рецензии