Чуден Днестр был бы при умной то власти...

Только полный запрет на промышленный лов рыбы в наших реках позволит восстановить их рыбные запасы - эксперты


ЛАЗАРИ КИРИКИ ВЛАСТИ РЕШИЛИ ЗАПРЕТИТЬ ПРОМЛОВ ЗА ОТСУТСТВИЕМ РЫБЫ

Только полный запрет на промышленный лов рыбы в наших реках позволит восстановить их рыбные запасы - эксперты В вопросе о сохранении рыбных запасов Днестра и Прута пора переходить от деклараций к конкретным действиям, в противном случае в скором времени мы рискуем остаться с безжизненными водоемами, заявил в четверг ИА Новости-Молдова заместитель министра окружающей среды Лазэр Кирика.

Экология © Новости-Молдова 19:19 30.08.2012 http://newsmoldova.ru/eco/20120830/192038087.html
    Мор карпа в реке Днестр вызван неизученной до конца болезнью –
    Виновником массового мора рыбы на Днестре может быть сброс холодной воды на Днестровской ГЭС - эксперты
    Количество случаев браконьерства неуклонно растет -
    Весеннее зарыбление дубоссарского водохранилища прошло успешно – начальник Рыбинспекции Юрие Урсу

КИШИНЕВ, 30 авг – Новости-Молдова, Виктор Воскобойник. В вопросе о сохранении рыбных запасов Днестра и Прута пора переходить от деклараций к конкретным действиям, в противном случае в скором времени мы рискуем остаться с безжизненными водоемами, заявил в четверг ИА Новости-Молдова заместитель министра окружающей среды Лазэр Кирика.

«Эту обеспокоенность разделяют и наши коллеги из Приднестровья. Вопрос сохранения и восстановления рыбных запасов Днестра был одной из главных тем обсуждения на нашей вчерашней встрече в Тирасполе. Только один повод для тревоги – по данным института зоологии Академии наук Молдовы рыбные запасы реки сократились, в сравнении с концом 90-х годов, более чем на 80 процентов», - уточнил собеседник.

Чиновник рассказал, что на прошедшем форуме обе стороны согласились с необходимостью полного запрета промышленного лова рыбы в Днестре как минимум на три года. Теперь они намерены обратиться к коллегами из Украины.

«Ведь все наши усилия ничего не дадут без принятия подобных мер соседним государством, по территории которого протекает немалая часть Днестра. То же самое относится и к Пруту – переговоры подобного рода ведутся и с румынскими коллегами. Уже достигнуты некоторые договоренности, как, например совместное строительство завода по воспроизводству и выращиванию малька карпа, щуки, судака и других сортов рыбы», - подчеркнул Кирика.

«Запрет на промышленный лов рыбы сетями сам по себе без выполнения комплекса мер по восстановлению рыбных запасов Днестра и Прута ничего не даст. Постоянное регулирование уровня воды в них гидроэлектростанциями не позволит естественному воспроизводству рыбы в полном объеме. Значит необходимо постоянно зарыблять реки, причем постоянно наращивать объемы выпускаемых в них мальков. И об этом очень серьезно говорят в своих рекомендациях
ученые института зоологии АНМ», - выразил свое мнение начальник службы рыбоохраны министерства окружающей среды

Юрие Урсу.
По словам главного инспектора, ежегодный доход от продаж квот на промышленный лов рыбы составляет в среднем 800 тысяч леев. Как минимум половина, а то и больше вырученных средств идет на покупку и выпуск в реки малька различных видов рыб. А еще на приобретение горюче-смазочных материалов, другого необходимого оборудования.

Государство выделяет лишь средства для заработной платы инспекторов.
«Готово ли государство увеличить как минимум на 15 человек штат инспекторов рыбоохраны и ежегодно выделять 2 миллиона леев для выполнения всех мер по восстановлению рыбных запасов Днестра и Прута? Это не моя прихоть, это – опять же из рекомендаций ученых АНМ», - подчеркнул специалист.

С подобной точкой зрения абсолютно не согласны некоторые эксперты в этой области. Они, в частности, считают явно заниженной цену на квоту отлова. Элементарные подсчеты показывают - выручаемые 800 тысяч леев поделенные на 60 тонн рыбы (именно на такое количество для отлова сетями ежегодно продаются лицензии) составляют чуть более 13 леев за килограмм рыбы. Но это лишь для особо привлекательных участков ловли, из-за которых идут торги. За килограмм рыбы на менее желанных достаточно уплатить 9 леев. Хотя разница состоит лишь во времени вылова, ведь каждая квота – это тонна рыбы.

А теперь, по мнению экспертов, достаточно сравнить некоторые цифры. На Центральном рынке Кишинева цена килограмма карпа не опускается ниже 50 леев, за каждый кг судака просят от 80 до 100 леев. Неплохой бизнес без существенных вложений и затрат, да еще если учесть при этом, что инспектора просто физически на в состоянии отследить, выбрал ли счастливый обладатель лицензии тонну рыбы из реки или гораздо больше. Учитывая мизерную зарплату работников рыбоохраны и постоянные риски быть битым обычно полупьяными и весьма агрессивными браконьерами, с легкостью можно допустить, что уловы «честных» рыбаков гораздо больше дозволенного.

В пользу продолжения продажи лицензий на промышленный лов рыбы его сторонники приводят следующие цифры. От продажи-де трех- четырех-килограммового карпа можно приобрести 3 килограмма малька. Однако дальнейшие расчеты и доводы их оппонентов разочаровывают. Пройдет от трех до пяти лет, пока выпущенный малек дорастет до рыбины, способной метать икру. Сколько будет съедено хищниками, сколько ее выловят до полового созревания?! Вот и
получается как в анекдоте про картошку, посаженную китайцами утром и выкопанную вечером, – «оцень кусать хоцеца».

Эксперты уверены, что не коррумпированные чиновники министерства окружающей среды прекрасно осознают правоту ученых в их предложениях – запретить на несколько лет промышленный лов рыбы в реках Днестр и Прут, увеличить штат инспекции рыбоохраны, установить им достойные оклады, выделять ежегодно 2 миллиона леев для восстановления
рыбных запасов… Но все опять упрется в один ма-а-аленький, но традиционный и решающий  в нашей стране довод – в казне государевой денег нет.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ КИТАЙЦА О ТОМ, ЧТОБЫ КАРТОШКУ СЬЕСТЬ СРАЗУ

Днестр умирает по классической схеме бездеятельности дураков во власти сидящих. А тут еще осложнение чисто местного характера - власти то две: Молдавская и Украинская, т.е. дураки в квадрате будут.
 
Хотелось бы напомнить ответственным лицам, что запрет промышленного лова это уже самая крайняя мера, когда рыбы уже вообще нет и никакие штрафы, никакие егеря уже не помогут. А ежели не верите, посмотрите на Аральское море, когда то кишащее рыбой. Нету там ничего, нету и самого моря, а вода Сыр-Аму-Дарьев не добегает до моря вообще, так как гидроузлы растащили всю воду на мелиорацию пустынь. Но, в руках дураков, эти мелиоративные работы превратились в прямо противоположное, а именно засолонение орошаемых земель и опустынивание Центральной Азии, а ту воду, что отвели в Каракумский канал, теперь можно видеть разве что только с самолета, который летает не над барханами, а над мертвой безжизненной водной гладью на месте пустыни Кара-Кум.

Если и это не убеждает, то посмотрите на старших товарищей по партии, на плоды дел их - уже почти мертвые Азовское, Каспийское и Цимлянское моря. Перебили все миграционные пути для рыбы гидростанциями, упразднили все разливы на поймы в естественные сроки. Но, тут же нашлись красноносые академики и прочая ведомственная наука, которая насоветовала компенсировать массовый экоцид ценных видов рыб ее разведением на рыбзаводах.

Прошло полвека как были понастроены десятки на каждой реке рыбзаводов. Работали в поте лица своего, ежегодно выпуская сотни миллионов мальков в реки. Ну, и что поимели в итоге этого научного лова? По самым ценным видам рыб - русским осетрам из всех этих миллионов, ни один из них не вырос и не вернулся на нерестилища в реки. НИ ОДИН. Нет таких научных данных за полвека, но сама схема спускания и разворовывания бюждетных средств очень
даже нравится начальникам, и рыбному ведомству и всем к тому причастным. Воруют все, до последнего хвоста.

Как то лет тридцать назад мы с коллегой придумали счетное устройство для учета рыб проходящих через гидроузел, или выпускаемых мальков с рыбзаводов в реку. Проблема была большая: считали мелких ведрами, а крупных мешками. Дело кончилось тем, что меня чуть не прибили после совещания в центре, а напарник скоропостижно странно как-то скончался. Но ни копейки на внедрение разработки счетных устройств не дали, а мою проблемную лабораторию новой техники открытую по требованию Госкомитета по науке и технике вскорости разгромили, архивы сожгли.

Умный человек то, сначала бы подумал и посмотрел по сторонам, где и как рыба живет. А там, где плотин не ставили, где половодье было регулярное, да где порядок на реке блюли. Ага, он бы и посмотрел данные по доходам, например по Цимле, сколько от нее барышей? И увидел, что только рыбы потеряли столько, сколько она, эта плотина не дает доходу за все свои полвека работы. Ни судоходство, ни энергетика, ни мелиорация не стоит и десятой доли потерянного стратегического пищевого продукта, который сам себе воспроизводился. Это же надо быть полными идиотами, чтобы отказаться от Райских кущ и бегать по подработкам в поиске куска хлеба. Но, таковы уж люди устроены, что их их же история ничему не учит, а только наказывает.

Ну, хорошо построили плотины, уничтожили экосистемы и плодородие природное. Дальше то что, срок жизни любой плотины лет 40, что с ней далее делать, это уже ведь кладбище - см. Цимлянское море, в котором с 14 тысяч тонн уловы упали уже до 1 тонн, там и сине-зеленые водоросли и серо-водородные зоны мертвые уже. Их же надо утилизировать и реанимировать поймы убитые. Да и что мешает умным людям реконструировать миграционные пути для рыб через плотины? Ничего не мешает, все решения есть даже при жизни плотин и рыбу через них пропускать, и поймы заливать регулярно.

Так что правы, по большому счету китайцы, когда выданную им для посадки картошку тут же и сьедают. А Днестр жалко - убили реку дураки своим корпоративом энергетическим.

А по поводу пьяных браконьеров, которых полуголодное существование гонит грабить последнюю рыбу и убивать природу, а также бить морду инспекторам нет никаких проблем. Например, в Иране нет таких проблем, там любую лодку вышедшую на лов осетровых расстреливают из пулеметов и никаких проблем. Пара лодок с браконьерами на дно и полсотни лет отсутствия браконьеров. Да также было и на Дону в "страшное царское время", двоих своих же станичников, которые в неурочное время рыбкой баловались, казаки "в куль и в воду" отправили, и сто лет никаких правонарушений на реке, и рыба была в изобилии.  И ловили ее, только ценных пород, более 300 тысяч тонн ежегодно на Дону и Кубани, Приазовье. Дешево и сердито, но в голодные гражданских войн годы рыба Азовская спасла миллионы людей. Когда не глазах одного поколения народ с Днестра побежит от годоухи во все стороны, то может быть тогда Лазари Кирики поймут, что они что-то не то делали.


Рецензии