Быть человеком II

Продолжение. Начало здесь: http://proza.ru/2012/09/01/437

II

Сокровища души, нравственные ценности, идеалы... Мы их всё время недооцениваем. А ведь личность подобна детской пирамидке: мы надеваем разноцветные кружочки своих качеств и умений на стержень ценностей, которыми живёт душа. Иерархия ценностей — хребет личности.

Легко разрушить и поработить личность, если сломан её ценностный хребет. Такой, не вооруженный правильными ценностными критериями — идеалами — человек рассыпается на «детали», на «фрагменты». Он превращается в амёбоподобное существо, которым легко манипулировать. Он открыт любым влияниям и внушениям.

Так и превращают свободных в рабов — лишая их мировоззренческого стержня, опоры, лишая их правильных нравственных ориентиров (нынешнее время подмен опасно подменой подлинных смыслов и значений — по Оруэллу*: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — сила»).

Наша шкала ценностей, понятия о хорошем и плохом, о должном и недолжном — основа всего. Она — фундамент дома, в котором мы живём. Трудно представить что-либо более значимое для жизни. Потому высшие идеалы каждого отдельно взятого человека и, тем более, народа — главная святыня.

Как же глуп и недальновиден человек или народ, пренебрегающий своими святынями, попирающий святыни или позволяющий втаскивать в алтарь своей души недостойные мелочные идеи, паразитирующие на высоком, выдающие себя за нечто великое, но таковыми не являющиеся!
Жить стоит только ради того, ради чего стоит умереть. А умирать за ложные идеалы — бессмысленно и глупо.

Итак, личностно развит может быть только неравнодушный к идеалам человек. Потому таких людей всегда было немного. Свет и цвет любой нации — люди, ведомые духом, воплощающие в своей жизни высшие идеалы, служащие им и защищающие их. Такими людьми невозможно манипулировать, они идут твёрдым шагом к намеченным целям, увлекаемые идеалами, и ведут за собой более слабых и менее стойких.

Слабые, личностно неразвитые люди всегда зависимы и влияемы. Они, подобно детям, нуждаются в водительстве старших. «Народ — дитя» — так говорила об этом императрица Александра Романова. Потому народ нуждается в идеальных образах — примерах для подражания. Социум обязан давать личностно слабым людям, коих всегда большинство, опору, «нравственные костыли», без которых они не в состоянии стоять самостоятельно.

Лучшей нравственной опорой, бесспорно, является христианская религия, хотя нравственность для неё — не самоцель, а лишь побочный «продукт», результат искания Бога и божьего.

В советское время личность большинства была как бы подвешена на «социальном крючке» — идеология делала своё дело. Бесформенные души «висели» на идеологических крючках и потому имели определённую, идеологически правильную, форму. Это было отчасти иллюзией, т. к. личность развивается в самостоянии и самосознании, и даже в противостоянии общему —  массовому.

Коллективный разум лишь порабощал подлинную личность, идеология тиранила её. И всё же, определённые нравственные ориентиры были заложены в моральном кодексе строителей коммунизма. Причем, это были евангельские нормы, только оторванные от Христа. Само собой, без Христа они недостижимы, однако Христос соприроден человеку с момента Рождества Своего в теле человеческом. Если поскрести хорошенько любого атеиста, в самых его недрах, у самого основания, обнаружится Христос. Всё, что есть в нас подлинно прекрасного, доброго и благородного, — это и есть Христос в нас. Потому нравственность нашла место в сердце советского человека, а красивые, хоть и несбыточные, мечты о коммунизме вдохновляли на достойную жизнь и труд.

Но вот рухнул старый советский мир с его социальными крючками, которые пусть и не развивали личность, но держали её в рамках, не позволяли ей разрушиться полностью, до основания. Мнимый ценностный хребет, исполняющей обязанности которого была советская идеология, исчез. Социального крючка не стало, и амёбоподобные неразвитые души оказались неспособными удерживать  форму. Они поплыли по течению коммерческого телевидения и рекламы. Люди пустили в свои души всевозможный хлам, и нравственность стала им не по силам. Ныне даже видимость нравственности исчезает.

Для беспокойства есть причины. Уже слышны ветхие вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Но ответы на них — не менее ветхи и давно известны. Жаль, мало кто в состоянии к ним прислушаться.

Деградация — результат пренебрежения святыми идеалами, сила которых проверена веками, и упоение ложными идеями, заражение идеологическими вирусами разных мастей, кои разрушают душу народа и человека изнутри. Обесчеловечивание человека — вот главная наша проблема и угроза нашей будущности!

Нравственная деградация приближается к пиковой точке — точке невозврата, после которой социальная катастрофа станет закономерной и неизбежной.
02/09/2012

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Имеется в виду роман «1984»


ОКОНЧАНИЕ здесь: http://proza.ru/2012/09/06/1135



http://omiliya.org/content/byt-chelovekom-ii.html


Рецензии