Когда хорошо спится

Вот снова мы освободили от гитлеровских оккупантов очередной населённый пункт. За ним находились старые  окопы, как дзоты, но без наката. Просто ямы застланы сверху жердями и закрыты травой, в целях маскировки. От боковых ударов они спасали хорошо. Опасны были только при прямом попадании, что бывает не так то часто.
       Я  что-то до этого долго не спал, а поэтому сразу же уснул, как убитый. Помню, немцы стреляли во всю из пушек, тяжёлых миномётов. Я лёг, прижал к себе автомат, закрылся плащ-накидкой и спал. Наш помкомвзвода, который находился в одной со мной яме, пытался меня разбудить. Спрашивал меня: “Как ты можешь в такой обстановке спать?”
- Чудак ты – говорю ему, – вот сейчас только и поспать. Видишь, какие надёжные стены, сама земля. Ну а если прямое попадание, то и проснуться не успеешь. А будешь переживать, а ещё хуже – бегать, то тогда обязательно что-нибудь поймаешь!
Он всё-таки уснул. Убедил я его.
К вечеру меня разбудили. С тылу принесли питание и наркомовский паёк водки. Выпил, закусил и опять уснул. Проснулся на рассвете. Тишина. Ни выстрела. А помню, просыпался ночью, была сильная стрельба из пулемётов, винтовок и лёгких миномётов.
Вот стало уже хорошо видно. Я поднялся, осмотрелся. Непривычная тишина. Подозрительно. Сел на бруствер, потом встал, закурил. Никто ничего. Пошёл к дежурному пулемёту.
- Когда прекратилась стрельба?
- Да уже  с час как не стреляют.
Пошёл к командиру роты. Тоже не спит. Спрашиваю: “Что это немцы замолкли?”
- Послали разведку узнать. Ждём прибытия разведки.
Вернулась разведка, доложила: “Немцев нет”.
Улизнули значит, пока мы спали. Поднялись, пошли. Стало уже тепло, даже жарко. Когда вели бой, то мы видели только свои потери, и казалось досадным, что потери только у нас, а у них как будто бы и нет. Оказывается, дело обстоит далеко не так.
Вот их тяжелый танк, около него поджаренные танкисты. Толи выскочили чуть живыми и умерли около танка? Толи их подстрелили наши бойцы, когда они выскакивали из танка. А вот лежат несколько трупов вражеских солдат. От жары тело начало раздуваться и отрывать пуговицы мундиров. А вот сразу трое убитых. Видимо санитары несли на носилках раненого. И погибли все, и раненый, и кто нёс его. Так и лежат с носилками.
Куда же всё-таки делись немцы?
В лесу наткнулись на большую группу прячущихся крестьян. Спросили их.
- Сегодня утром быстро тикали, с ручными пулемётами и ружьями. Швыдко, швыдко тикали. А ночью шли орудия, танки, обозы.
Это значит, немцы, открыв по нам стрельбу, сами в тоже время отступали. Отправляли обоз, отправляли тяжёлые орудия, миномёты, танки и прочее. К утру на позиции оставили группу с ручными пулемётами, лёгкими миномётами, ружья, которые интенсивной стрельбой создавали видимость серьёзного сопротивления. На самом деле всё это было прикрытием их отступления.
- Ну а потом – говорят крестьяне – эта группа бежала догонять основные части. Они пробегали недалеко от нас. Мы от них прятались.
Мы быстро пошли на сближение. Они переправлялись через какой-то водный рубеж. Уже перебрались, а нам пришлось проходить под их стрельбой. Но она не была столь интенсивна, как днём, чувствовалось, что они откатываются всё дальше и дальше.
Потом мы пошли куда-то в сторону, пошли по лесу. Я иду впереди, за мной мой взвод цепочкой. Оглянулся назад, цепочки нет. Куда делись? Я назад.
Смотрю, а в кустах базар какой-то. Фура, а в ней сало, вот они и разбирают его по куску. Закладывают в вещевые мешки. Снабжение давно отстало, так что сало кстати. Видно, кто-то прятал в лесу. Видать не из бедных, у бедняка столько сала не было бы. Крикнул я своим. Заторопились, побежали за мной. Выходим из леса – стрельба. Залегли, кто за пенёк, кто в ямку.
- Кладите мешки с салом вместо бруствера – говорю им. – Спасёт от пули.
Но немцы снова откатились.


Рецензии
«…Мы быстро пошли на сближение. Они переправлялись через какой-то водный рубеж…».
Это рассказики-зарисовки, написанные пером фронтовика-газетчика.
Не надо, не нужно, нельзя менять ни слова – такого права у нас нет.

В этих лаконичных, написанных на удивление легко строчках – неизвестные многим и многим осколки Истории. И цены им нет. Дорого каждое слово, дорог каждый эпизод, дорога каждая мелочь.

Нам дорого даже каждое слово-штамп, фигурирующее в этих сокровищах, к слову, «по инерции», и бывшее «палочкой-выручалочкой» для газетчиков. Пускай все остается как есть.

Слог рассказчика прекрасен.
Каждый из этих рассказиков я читаю с огромным и интересом и гордостью.
Мою душу переполняет восторг оттого, что я, хотя и косвенно, прикасаюсь к бесценным строкам Истории Великой Отечественной войны, увековечиваемой самим участником –Героем этой войны.

А Вам, Людмила, советую написать в резюме на Вашей авторской странице краткую биографию своего Отца-героя и крупными буквами вывести: «РАССКАЗЫ МОЕГО ОТЦА». Не будете же Вы каждому читателю объяснять, что эти прекрасные произведения написаны им. (Это легко сделать. Но если Вы еще не знаете, как это сделать, любой Вам подскажет)

Продолжайте публиковать, Вы делаете доброе дело, которому так же нет цены.
Успехов Вам!

С уважением,

Агзам Камилов   15.09.2012 07:39     Заявить о нарушении
Вы мне говорили, что Вы УЖЕ написали, что эти рассказы принадлежат Вашему отцу. Но на Вашей авторской страничке ничего подобного я не вижу.

Агзам Камилов   15.09.2012 07:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.