Дина Кирнарская. Всё лучшее рождается в провинции

        В рамках недавно прошедших курсов повышения квалификации для преподавателей-музыкантов Акмолинский областной институт усовершенствования учителей организовал встречу с незаурядным московским музыковедом Диной Константиновной Кирнарской*.
           Дина Кирнарская представила кокшетауцам одну из последних своих книг – «Музыкальные способности». Блестящий лектор, в совершенстве владеющий приемами ораторского искусства, Дина Кирнарская с первых минут покорила аудиторию. Два часа пролетели как на одном дыхании: живая, демократичная речь, масса интересных примеров, оригинальная манера очень доступного изложения далеко не простых аспектов музыкальной психологии, и при этом ломкий, высокий, совсем не ораторский голос – такой запомнится акмолинским музыкантам Дина Кирнарская.
       «Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом» - вот новый лозунг, предлагаемый Диной Кирнарской современным родителям, отдающим детей в музыкальную школу.
 - Во-первых, музыка колоссально развивает математические способности, - утверждает Дина Константиновна, – мы это знаем, но об объяснениях как-то не задумывались. Вспомните, даже великий сыщик Шерлок Холмс играл на скрипке. Известно, что в музыкальном клубе  Оксфордского университета две трети его активных членов – математики и физики. Дирижер Эрнест Ансерме – профессиональный математик. Леонид Сабанеев, биограф Скрябина, замечательный пианист, композитор – профессиональный математик. Ну а про Бородина-химика нечего и говорить, он был композитором-дилетантом. Так что технические науки и музыка не противоречат, а поддерживают, питают друг друга. Почему? Дело в том, что в основе музыкальной деятельности, как и математической, лежат пространственные представления. Гриф, клавиатура, визуальные и слуховые представления идут рука об руку. И вот это колоссальное развитие пространственных представлений приводит к тому, что музыканты обладают хорошими математическими способностями. Музыка, как оказалось, развивает структурное мышление. И вот поэтому мы можем не бояться, что, занимаясь музыкой, человек что-то упустит.  Второе, о чем нужно говорить родителям, это речевые способности. Сейчас все хотят, чтобы дети владели иностранными языками. Это путь в мир, ресурсы Интернета, международное общение. Можно нанять дорогого репетитора, заниматься пять раз в неделю, и успех будет средненький.  Но если вы будете учиться музыке, ребенок будет многое делать сам. Как это подтвердить? Языковое мышление находится в левом полушарии, и музыка частично там же. Музыка – это своеобразный праязык. Ученые уже установили, что музыка древнее речи. Это самая первая система общения. Музыкальные зоны мозга нашли у макак, у каких-то шимпанзе, у меня в книжке все это есть. Языковое мышление и музыкальное – это сестры-неразлучки. Мы можем обещать родителям, что усвоение иностранного языка пойдет гораздо бойчее, проще, если ребенок будет заниматься музыкой. И есть конкретные примеры.
        Третье преимущество музыкальных занятий – это развитие коммуникативных способностей. У музыкантов оказываются более выраженными приспособляемость к обстоятельствам  и способность к общению. Музыкальные занятия – что это, как не знакомство с разными людьми? Мы знакомимся с Моцартом – галантным и изящным, с Чайковским – таким слезливым и чувствительным, Прокофьевым – спортивным и немного нахальным…. Музыкант – это человек, который слушает и слышит голос другого человека, он сопереживает, он может передать своей деятельностью имидж, характер, голос, жест другого человека. Музыканты – коммуникаторы, они общаются, и эту их способность нельзя упустить,  она даст детям в будущем грандиозный старт в карьере. Да я сама – менеджер, семь лет назад открыла продюсерский факультет. Ничего не было, только пустое место. Сейчас -  уже два выпуска продюсерского факультета. Мы готовим перспективнейшую профессию. Вот, кстати, еще один аргумент в пользу музыкального образования. А ведь люди его очень узко понимают. Музыкант? Значит, сейчас сядет, будет лупить по клавишам! Что она еще может-то? А вы рассказываете: а вот вы слышали, есть такая профессия – музыкальный продюсер. Вот, например, группу «Тату» раскрутил, в общем-то, малограмотный человек. Но - талантливый психолог. А сейчас приходит новое поколение грамотных, образованных, обученных продюсеров, и они должны быть музыкально подкованы. Музыка – это не только классика, три копейки в кармане и вошь на аркане! Это шоу-бизнес, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, музыкальные журналисты, продюсеры, это масса специальностей, в которых вам необходимо музыкальное образование. Вы разве не хотите, чтобы ваш ребенок стал продюсером? Это так красиво, да еще и выгодно, и  заработки хорошие. Талант руководителя, талант менеджера, нерв общения свойствен каждому из нас. Родители должны знать, что, отдавая детей заниматься музыкой, они делают их идеальными коммуникаторами. Это дети, которые смогут в дальнейшем прекрасно общаться. И последний аргумент в пользу музыкальных занятий. Музыка воспитывает у человека многоканальное мышление. Это значит, что вы можете воспринимать информацию из разных источников и на ее основе принимать нужное решение. Именно этим мы занимаемся, когда читаем нотный текст с листа. «Нормальному» человеку этого не понять. Это все наши, чисто музыкантские способности. И все эти таланты необыкновенно востребованы в денежных областях. Музыкант – идеальный брокер на бирже. Всю информацию аккумулирует мгновенно. Вот я, к примеру, пишу книги, занимаюсь исследованиями психологии музыки, руковожу продюсерским факультетом, заведую кафедрой истории музыки, занимаюсь многими проектами.
- Дина Константиновна,  о Ваших книгах довольно много информации в сети, сведения же собственно о Вас ограничиваются скупой справкой. Давайте немного приоткроем ранние страницы Вашей биографии  - то, что осталось «за кадром» сегодняшней лекции. 
- Будучи ученицей английской спецшколы, я начала учиться музыке по собственной воле, а не по настоянию родителей, как это обычно бывает. Никто не хотел этого, наоборот меня всячески  отговаривали. Была обычная районная музыкальная школа, потом училище Гнесиных, потом Московская консерватория.
- В Вашем роду были музыканты?
- Только дядя, в свое время - дирижер новосибирского оперного театра. Да и я, собственно, не столько музыкант, сколько человек, который изучает музыку и пытается ее понять с разных сторон - как искусство, как часть культуры, музыку как своего рода собеседника человека. К музыкальной психологии пришла уже после консерватории, когда поступала в аспирантуру. Я выбирала тему, и в семье  мне говорили: «Ну, что ты будешь десятый раз мурыжить того же Баха или еще что-то? Напиши что-нибудь такое, жизненное». И нашли сферу, с одной стороны очевидную, а с другой – не очень-то и тронутую - музыкальные способности. Обнаружили, что те, у кого хороший слух, совсем не обязательно талантливы. Значит, нужен не слух, а что-то еще. А что же нужно? Нужны какие-то качества. А какие? И вот, для того, чтобы все это изучить, понадобилось двадцать лет.
- Кто был вашим научным руководителем?
- Руководителя как такового не было, потому что человек, который числился моим руководителем, ничего не делал. Мне пришлось многого добиваться самой, изучать психологию самостоятельно.
- У Вас есть последователи, ученики?
- Учеников нет.  У меня так много своих дел и проектов, что заниматься еще и чужими мне некогда. Нет, научным руководством не занимаюсь. Руковожу продюсерским факультетом, кафедрой, времени не хватает, с собой бы как-то управиться.  В этом году у меня закончили две студентки, но они же не хотят большей частью ничего делать. Это же не секрет, что студенты сейчас достаточно нерадивые. Им не до науки, и я им весьма сочувствую. Им приходится работать, нужно себя обеспечивать, как-то углубляться в научную проблематику и некогда, и неохота. Поэтому наша с ними работа превращается в чисто формальное  написание диплома. Часто бывает, что руководители пишут работы за своих студентов, то есть превращают это в бизнес. А я совершенно не хочу никого обдирать, не хочу ни у кого брать деньги, я не зарабатываю таким образом.
- Значит, педагогика для Вас – не главное?
-  У меня редкий случай, когда одно хорошо дополняет другое. Как говорят в народе, играть на одном столе -  это очень ненадежно. Надо играть на нескольких одновременно, пытаться проявить себя в разных областях.
-  Расскажите о Вашей журналистской деятельности.
- Сейчас я почти отошла от этого, поскольку руководство факультетом – довольно большая нагрузка. А вообще буквально до последнего времени  я всегда активно писала в газете «Московские новости», в журнале «Итоги», выступала на BBC как музыкальный критик.
- Что пожелаете кокшетауцам? И как Вам наш город?
- Очень уютный город, красивый, зеленый. Действительно, казахская Швейцария. Что можно пожелать? Использовать известную провинциальную неторопливость для пользы дела. Ведь в мегаполисах люди дергаются, носятся, практически ничего не успевают. Неслучайно поэтому почти всегда всё самое лучшее идет из провинции. Размышление, творческая работа, какие-то открытия -  все это делается людьми, которые никуда не торопятся. То есть, если можно было бы ритм жизни в городе как-то наладить под стать природе и ей в тон - не спешить, жить нормально, размеренно - то можно сделать в жизни очень много хорошего и полезного.

«Степной маяк» №26 (13875) 22.06.2006

*Справка. «Профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующая кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения Дина Кирнарская - автор научной монографии "Музыкальное восприятие"; ее статьи о психодиагностике музыкальных способностей неоднократно публиковались в журнале "Вопросы психологии", в английской и американской научной периодике. Дина Кирнарская изучала психологию музыки на факультете музыкального образования Лондонского университета, работала в Гарвардском университете (США). Теоретические и экспериментальные разработки Дины Кирнарской высоко оценены психологами в России и за рубежом. Семь лет назад Дина Кирнарская основала в РАМ имени Гнесиных продюсерский факультет, работой которого успешно руководит и в настоящее время».


Рецензии