Настоящий поэт или фантом? О поэзии Алексея Петров

Антон ТЮКИН

НАСТОЯЩИЙ ПОЭТ ИЛИ ФАНТОМ?
О ПОЭЗИИ АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВА

Воспоминания о Поэте

Памяти Высоцкого...

Я не люблю, когда срезают крылья,
Когда поэтом быть - звучит, как приговор,
Когда непонимание бессильем
Ломает плечи, словно бы в укор...

Я не люблю ухмылок - междометий.                               
Суждений за спиной - им грош - цена.
Я знаю - истина живёт ещё на свете,
Хоть говорят, она, мол, не одна...

Я не пойму напыщенных теорий,
И словоблудства - что, зачем, почём...
Ведь откровений не находят в споре,
И компромисс не ищут с палачом...

Я выхожу за рамки теоремы,
Где всё прописано, и правила просты...
Пишу я истину из сердца, как поэму,
Осколком света в чёрствых душах пустоты...

2010

Тридцать три

Да, в тридцать три я не могу иначе.                               
Да, в тридцать три опять железом по стеклу,
Я знаю то, что мальчики не плачут,
Даже когда корабль идёт ко дну!

Когда все сказаны слова, и все признанья.
Когда в душе похмелье, всем чертям назло 
Я не скажу, я не скажу вам до свиданья.
Молиться буду, чтоб мне всё же повезло...

И пусть вся жизнь расписана по датам.
Пусть свыше знают всё, что ждёт меня в пути.
Я был поэтом, мне не быть солдатом.
Иду за ветром, чтоб стезю свою найти...

2010

Замечательные, почти гениальные стихи посвященные Владимиру Высоцкому, созданные автором в его стилистике! А принадлежат они нашему современнику, вологодскому поэту Алексею Петрову.
Алексей Петров сегодня – герой дня. Человек представивший на суд ЛИТО “Ступени” свои произведения поэтические за много – много лет работы. Уточню, что самое ранее из представленных стихов (стихотворение “Шизофрения”) датируется аж 1995 годом. Самые последние творения Алексея Петрова (из цикла “Письма дочерям”) созданы в текущем году…
Перед нами предстает путь поэта. Путь почти - что в два десятилетия.
* * *
Путь в десятилетия – долгая и трудная дорога, на которой у Петрова были поэтические взлеты и падения. Были неудачи и удачи… И они еще будут в дальнейшем, конечно же.
Например, упомянутый уже поэтический цикл “Письмо дочерям”, представляется мне явно неудачным. В нем традиционная и порой тяжеловесная форма стиха сочетается с содержанием нарочитым педагогически - морализаторским. Этакое “что такое хорошо, и что такое – плохо?”, но… без того самого лучащегося  “маяковского” блеска. Поэтического блеска и литературной игры делающих, в общем - то, довольно скучную, занудную, морализаторскую тему интересной, веселой, блестящей. То есть, предназначенной специально для детей.
Только, по словам самого Алексея, он свой цикл… не для детей писал. Он писал для взрослых своих дочерей, кои по мысли отца должны будут прочитать его стихи, когда вырастут.
Только будут ли они читать стихи, в общем - то довольно средне скроенные, писанные в всем известной лет так  тридцать – сорок назад “совковой” стилистике: “Мы, члены ВЛКСМ 1970-го года обращаемся к потомкам в 2000-м году… Горячо любите свою Родину и будьте…”?
Ну, пускай они даже “такое” прочтут. И что скажут они про отца? Что “наш папа был мужик хороший, правильный, но зануда страшенный и поэт никакой”?..
Написал я это все не для пустых обид. Из единого понимания литературно - художественной истины.
* * *
Кстати, не в обиду будет сказано, но в стихах Алексея, почему - то именно последнего периода творчества стало много серого, провинциального и, простите за правду, именно “советского”, притом в самом худшем смысле этого слова.
До сих пор перед глазами висит картинка из советского детства и юности: поэтические, серенькие сборники напечатанные тиражом аж в сто тысяч, изданные где - нибудь в Архангельске, Калинине иль в Вологде. Се “бессмертные” творения  “народных умельцев”, коими аж целые десятки сотен областных и районных “талантов” ежегодно радовали за казенный, разумеется, счет только и исключительно … знакомых собутыльников, да еще жену, да любимую тещу… Помню те давнишние уже времена, подобные книжечки десятилетия пылились по магазинам, имея самый минимальный интерес и читательский спрос. Кстати, в те же самые “застойные” года замечательных поэтов – О. Э. Мандельштам., В. С. Высоцкого и И. Бродского не печатали в Союзе вообще…
* * *
Много, ох как много банального встречается в стихах у Алексея Петрова. Например, хоть такие вот рифмы, как - “ты - молвы”, “всегда - меня” (стихотворение “Дышу тобой”), или еще хуже - “оценить - навестить” (стихотворение “Что краше – закат или роза?”). Кстати, это есть глагольная рифма. То есть рифма самая “дешевая”, то есть рифма считающаяся у профессиональных поэтов почти неприличной. 
Педагогичность… Нарочитая педагогичность тяжела, ох, как тяжела бывает порой у поэта Петрова (стихотворение “Звезды, компас и в сумочке карта”). Но что может быть хуже? Только строки, такие как:

- Где-то в душе, там смолит папироса…

в стихотворении “Торговая романтика”. Или даже такие:

- Я ножки разведу строфой

в сентиментально - эротическом стихотворении Алексея “Поцелуи-многоточия”. Вот уж, верно писали  про подобное творчество в свое время критики Страны Советов: “Порнография духа…” То есть совершеннейше вопиющая пошлость!
* * *
Что быть может хуже своей собственной пошлости? Только пошлость, но уже не своя, а заемная. Например, такая, как начальная строка одноименного стихотворения “Пусть будет так, как ты захочешь”. Кстати, эта строчка - есть цитата точная из эстрадной песни советских времен. Кстати, точно такая же, как и название другого стиха – “Та женщина, которую люблю”. Между прочим, в обворованном стихотворении Николая Рубцова, стихотворении, которое в восьмидесятые годы Двадцатого века стало вдруг эстрадною песней, героиня была еще “девушка”… Потому что была не знакома с поэтом … столь близко?
* * *
Вот еще одна песня запелась, но уже в стихотворении “Не говори.” Читаю и плачу:

- Не говори, что мы с тобой не пара,

Так и хочется спросить у Алексея Петрова: А дельфин и русалка из эстрадной песенки в исполнении Игоря Николаева и Наташи Королевой, он где? Куда уплыл дельфин? 
И еще одна песенка:

- Заметает следы, заметает…

Строка из песни, из которой, как известно, слов не выкинешь. Кстати, это цитата … из стихотворения  Петрова “Снег”.
* * *
Но вернемся к стихотворению  “Пусть будет так, как ты захочешь” про которое я уже немного рассказал … Там и дальше, между прочим, дела обстоят не лучше. Вот как автор пишет про свои отношения с любимой:

- Мне так близка, мне так знакома, 
   Как для Земли есть лишь Луна…

Автор, очевидно, имеет ввиду, что любимые люди близки, постоянно смотрят друг – на – друга и т. д. Но … фактически, то есть природно планеты Земля и Луна не так уж близко друг от друга расположены. Между ними пролегают многие тысяч миль безвоздушного, черного космоса… Так что строка вышла у поэта Петрова не только тяжеловесной (что встречается у него довольно часто), но и весьма и весьма двусмысленной. Понимай ее, буквально, кто и как хочет!
Дальше… Дальше ждут читателей и вовсе площадные грубости. Вот они, читайте, раз не верите:
 
- Пусть с завистью слюну пускают
   В чужую юбку вперив глаз
   Прохожие, …

Сразу видно, что поэт - женолюб рад смотреть только “на свою”…, то есть на супружескую юбку! И то верно: на чужой каравай – рот не разевай! - так говорят у нас в народе?.. В оправдание творения Петрова можно  лишь добавить, что пусть “Пусть будет так, как ты захочешь” написано крайне плохо, но и это не беда, раз устои семейно - брачные так крепки и прочны у поэта! Аминь?
* * *
А сейчас – поговорим о штампах.
В стихотворении “Мы никогда не умрем”, которое все - таки получше предыдущего, есть такая строчка:

- Райской земли выпить соки…

Что это? А вот что: перед нами стародавний, сладко - приторный штамп. Кстати, литературные штампы постоянно встречаются у поэта Алексея Петрова и в других стихах. Например, вот такие:
В стихотворении “Моя любовь” это - “без страха и упрека” и - “прости - прощай”.
В “Зажги мое сердце” – это целая строка:

- Пусть болью оно отзовется…

В более раннем творчестве поэта вообще штампов и неловкостей полным полно. Например, в стихотворении “Не бывает встреч без расставаний” – встречается набор полный штампов песенных эпохи СССР. Вчитаемся:

- Не бывает встреч без расставаний,
   Не бывает радостей без слез.
   Лишь тоска от долгих ожиданий
   В снег окрасит прядь твоих волос.

И далее:

- Под влиянием глаз, и рук, и губ.

Здорово все это? Нет, нет и нет! Все это непоэтично, некрасиво и нелитературно! Потому как было писано и пето сотни и тысячи раз от Москвы до самых до окраин и с южных гор – до северных морей!
* * *
Вот еще одно стихотворение Петрова - “Где-то рядом с Богом”. В принципе, стихотворение не такое и  слабое. В нем слышны алкогольно - деревенские, русские, есенинские мотивы. Но даже оно, по - моему мнению, нуждается в редакторской правке, хотя и минимальной, в данном случае. Большинство же поэтических произведений Алексея Петрова просто таки вопиют: “Редактора!”
Не буду скрывать, что во время чтения поэтической подборки Алексея Петрова я не раз хватался за ручку и с большим удовольствием правил тексты, для себя, разумеется. Думаю, что уважаемый автор не обидится на  меня за такое откровенное признание.
* * *
И еще – очередная “диковина”. В стихотворении “Мысли вслух” Алексей Петров пишет:

- Но сглотну я, раззявив ресницы,

Что это? Ведь написана поэтом нелепость явная! Потому как “раззявить ресницы” на Руси возможно! Русский язык не позволит Вам этого сделать - никак! А раззявить можно только и исключительно рот! Зато ресницы можно “распахнуть” или “поднять” - легко. Кстати, если уж поэту в самом деле приспичило что – то там делать с глазами, можно их, к примеру, “выкатить” или “выпучить”. Я так и поступил – от удивления! И это было – правильно!..
* * *
В стихотворении “Я тебя люблю, папа” между словами - “безумства” и - “счастья” начисто отсутствует рифма. Точно также, как и в творении “Разнесите в пух и прах” между - “ремесло” и - “сочиню”. Кстати, разнесут ведь, дорогой Алексей! Разнесут Вас – и правильно сделают!
В стихотворении “Глядя в небо, в которое мне не взлететь” есть “дешевая”, глагольная рифма - “хотеть - умереть”. Точно так - же, как и в стихотворении “Вчера, сегодня, завтра”, это – “шутили - отпустили”. Ой, не вкусно все это! Не здорово!.. Вот еще одна такая же рифма уже в стихотворении “Чужая” – “сорваться -  расстаться” от давнишнего уже 2005 года.
* * *
Слишком пошлым, безмерно безвкусным и приторно - сладким показалось мне стихотворение “Пусть ночь накроет своим одеялом тебя”. По его прочтению почему - то на ум мне пришли … знаменитые глиняные кошечки, прикроватные ковры “с оленями” да еще - накомодные слоники – зримые приметы провинциального “мещанского рая” 1920 – 50 - х годов. Того самого “рая”, в коем и проживали когда - то бедноватые и не шибко грамотные герои знаменитого советского писателя - сатирика Михаила Зощенко. Кстати, именно они могли бы написать на обороте фотографии “своей крали” или “своего предмета” что - то вроде такого: “Люби меня, как я – тебя, и помни обо - мне!”, или хоть этого: “Пусть чудный взор твоих очей, / Скользнет по копии моей, / И, может быть, в твоем уме, / Возникнет память обо - мне?..”  Извините, но это также пошло, как прочитанное мной творение Алексея Петрова. 
* * *
Неловкой представляется мне сточка из стихотворения Петрова “Исповедь”

- Без вариантов вся жизнь замирает…

Что  же делать, чтобы не замирала жизнь? Может - быть, постараться получше поэту писать?
* * *
Описательностью и иллюстративностью “грешат” стихотворения так называемого религиозного цикла от 2008 года - “Голгофа” и “Во имя Христа”. Про последнее можно добавить еще, что оно – очень среднее, наивное, пацифистское произведение. 
* * *
Это я ГОВОРИЛ О ПЛОХОМ. Пришло время СКАЗАТЬ О ХОРОШЕМ. 
Свежим, необычным показался мне образ из стихотворения Алексея Петрова “Легкий лист, как стекло хрустит под ногами” в строке:

- Я взгляну в высоту запотевшего неба,

Небо запотело – это уже интересно! 
Не плохое стихотворение “О счастье” стилизовано поэтом под восточную, древнюю притчу. Это тоже весьма и весьма интересно!
Стихотворение “Не таи обиды” с его:

- И венчальным ветра песнопеньем.

- также заслуживает всяческого внимания. 
Не плохие стихи у Петрова - “За шагом - шаг”, “Бродяги”, “Я не демон” и “Фантом”, “Первый шаг”. Кстати, три последние, созданные автором еще в 2009 году до последнего времени являлись как - бы своеобразным “альер – эго” творца, а литературный псевдоним “Фантом” был его поэтической маской в сети интернет.
* * *
Не плохи стихотворения “Мои грезы” и “Восстание сердца”, “Осень счастья”, “Дурман” и “Лишь для тебя” писанные им в 2009 году. Не дурна миниатюра “Когда ты плачешь”.  Но особенно хорош у Алексея его “Танец цыганки”. Прочтем же его:

- Ласки костра в хороводе теней
   В танце чарующем ночь обжигали.
   Музыка ветра и голос полей
   Песню для юной цыганки слагали.

Это начало стихотворения Алексея Петрова. А вот конец:

- Танец стихий в эту ночь под луной,
   Пламя и ветер, как страсть и свобода.
   Жить – значит спорить с упрямой судьбой,
   В танце огня под ночным небосводом. 

Не плоха, ох, совсем не плоха лирика любовная Алексея Петрова от 2009 года. Не плохи и “Маршруты любви”, и “Только так!”, и “Случайная встреча”, и “Вы меня помните”. Хороша его “Странная судьба”, написанная им в 2008 году … И … даже его “Любовь хищника”, хотя данное стихотворение, по - моему, явно нуждается в дальнейшей редактуре. Но оно хорошо! Хорошо сумасшедшей экспрессией!
* * *
“Кружева” и “Мое мироздание”, любовная лирика 2008 года - “Стихии чувств” и “Прикоснись к нему” – все это  потенциально сильные, хотя довольно ранние произведения поэта от 2003 – 2006 годов. “Сильная слабая женщина”, “Свет фар”, “Луна” и “Звезда”… Да мало ли, за что можно похвалить молодого поэта!.. Неплохи миниатюры Алексея Петрова “Стремясь забыть все то, что с нами было” и “Не про нас”… 
* * *
В завершение всего сказанного еще раз подчеркну, что поэтическое творчество молодого вологодского автора Алексея Петрова довольно обширно, и при этом разнообразно. К сожалению, оно весьма и весьма неоднозначно по качеству представленных нам к рассмотрению текстов… Пожелаем же автору дальнейшего творческого роста. Как я уже говорил – раньше автор почему – то, по – моему субъективному мнению, писал лучше. Сказывается возраст или усталость, и занятость автора различными делами, или…? Впрочем, не буду гадать… Пожелаем же молодому поэту выйти на уже достигнутый рубеж? Или пусть Петров движется к новым высотам?.. Это автор решит для себя уже сам. 


Рецензии