Черный лебедь. Отпусти себя

Давеча впервые увидел «Черного лебедя»; подружка усадила смотреть. Поскольку в главной роли Натали Портман, согласился, скрепя сердце. У меня что с балетом, что с «Лебединым озером» одна ассоциация — путч. Может, я черствый. Еще вывеска привлекла — психологический триллер. Люблю я это дело.

Что сказать — кино неженское, конечно. Хотя и для женщин тоже.

Нина — потрясающе красивая и талантливая танцовщица, но замороженная, закрытая наглухо. Поэтому ей не составляет труда станцевать целомудренную Одетту, а страстная Одиллия ей не дается никак. Почему? Потому что она не может позволить себе роскошь — быть сексуальной.Хотя 28 лет — это возраст зрелости.

Она получает главную роль благодаря своей смелости. Укус хореографа в губу при поцелуе наводит на мысль о ее скрытой страстности.

Как водится, она влюблена в своего наставника, этого самого хореографа Тома. Вроде бы и он ею заинтересован, но он не желает раскрывать ее потенциал. Злость, публичное унижение, пара смелых ласк, пара рекомендаций — и все, дальше сама. И до какой же степени замороженности нужно дойти, если ее снять может только экстази, подмешанные в стакан?

Что делать и кто виноват? Виновата мать, держащая Нину в строгости и не дающая расслабляться. Виновата работа, которая стала всей жизнью и делает девушку практически роботом. Разумеется, виноват мужчина/мужчины. Она ждет продолжения ласки — его нет. Он говорит, как, но не показывает, пытается завести, но не заводит.

- Сейчас я соблазняю тебя, а надо наоборот, - говорит Тома. А Нина не знает, как, и плачет от бессилия.
- Вы красивая, - говорит ей случайный знакомый из кафе, и такое впечатление, что девушка слышит это впервые в жизни, судя по ее недоуменному взгляду.

Зато ее конкурентка Лили ошарашивает своей сексуальностью с первого же появления на экране. Глаза, фигура, взгляд, движения...

Так что же в итоге окончательно раскрепощает Нину и позволяет ей показать страстность в той роли, что никак ей не давалась? Боязнь эту роль потерять? Надвигающееся безумие? Ревность и злость на конкурентку или злость на себя? Мнимое убийство? Близость смерти?

Скорее, последнее. Настоящее искусство творится только на грани. На грани смерти, на грани безумия. Но шаг за эту грань означает одно — возврата нет.

Поэтому финальная фраза потрясающе верная - умирая, Нина произносит: «Я почувствовала... совершенство. Я постигла его. Я совершенна».

Портман получила «Оскара» за эту роль, что не удивительно. Однако режиссерская работа не была оценена столь же высоко. Почему? Рискну предположить, что от экранного образа Нины зритель очень устает. Камера постоянно показывает ее в разных ракурсах, редко отвлекаясь на второстепенных персонажей, или идет за ней. Мы не теряем ее из виду ни на мгновение. Мы живем с ней, и в итоге нам начинает не хватать того же, что и ей. Нам становится тесно в этом образе.

Хочу отметить, что фраза «Отпусти себя» является одной из ключевых в фильме. Ибо раскрепощение в творчестве — это и есть дорога к истинному Совершенству.


Рецензии
Хорошая рецензия на фильм, который не смотрел.

Вячеслав Вячеславов   23.12.2012 16:49     Заявить о нарушении
Это женский фильм для мужчин.

Андрей Глобальный   24.12.2012 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.