Судьба наркомана

ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ

Спустя почти 23 года после нашего ДМБ-89, благодаря развитию социальных сетей, мы - бывшие сослуживцы в/ч 49393, иногда переписываемся между собой, вспоминая флотскую службу. Не знаю как кому, но служба в этой береговой части мне понравилась. Кто бывал в Лиепае, то знает ее больше под названием "30-я база технического имущества" (30-я БТИ). В советское время любили все засекречивать и решили таким вот образом законспирировать воинскую часть по проверке и хранению ракет морского базирования. От кого скрывали - не знаю. Местные все прекрасно знали чем мы там занимаемся. Особенно это было заметно с воздушного моста, когда происходила погрузка ракет на боевые корабли.

Сослуживцы старшего призыва (мы были 1986-89) рассказывали, что раньше в части процветали неуставные взаимоотношения. Вроде бы салаг поколачивали даже при офицерах и мичманах. Может так это было, а может и нет. Только смертельный случай имел место быть незадолго до нас. Как-то один молодой на кухне поставил на стол битую кружку, а годок (морской аналог сухопутному деду) для острастки пихнул кулаком в живот, не зная о его проблемах с сердцем. В казарме висел потом стенд с надписью: "Это не должно никогда повториться!". Если память не изменяет, фамилия убитого была Лавинский, а невольного убийцы - Кудлай. Неплохой, говорили, был парень, но вот нелепая случайность упрятала его на 7 лет за решетку.

Из-за этого случая командиру части Михаилу Зубрику не дали очередное звание капитана первого ранга. После этого он извел неуставщину жесточайшей дисциплиной. Последствием этих мер были керамические чашки в столовой - одинаковые для всех. Такие же были и тарелки. Не стало повода бить кого-то за недоброкачественный вид посуды, поскольку она у всех стала одинаковой.

Сегодня много рассуждают о том, как вывести дедовщину в армии. Обвиняют президента, министра обороны, общество, США, олигархов и еще Бог весть кого. Как показывает наш случай, хватает вполне полномочий командира части. Особенно, если создается угроза его повышению по службе.

Когда мы общались между собой, часто всплывало имя одного человека, нашего годка, которого никак нельзя было забыть. Я часто его вспоминаю и считаю историю этого парня поучительной. Передать пером все нюансы его судьбы у меня не хватит таланта, но пройтись по ней пунктиром вполне возможно...

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Сказитель...

Андрей Г...ь всегда был душой любой компании. Хорошо учился в школе, начитанный и великолепный рассказчик. Иногда вечерами, когда нет никого из начальства в казарме и, самое главное, нет ни у кого сна, мы почти хором обратимся к нему:

- Андрюха! Давай, расскажи нам чего-нибудь!

И неважно о чем именно он будет рассказывать: о зоопарке, о школьных приключениях, отдыхе на море - это всегда будет шедевр. Иногда смотрю по телевизору актеров, о которых говорят, что они юмористы, но как раз-таки юмора я у них и не замечаю. Не смешно рассказывают, хотя видно как усиленно они тужатся вызвать в зрителях хотя бы хохоток.

Андрею это все давалось без труда. Он был прирожденный комик. Богатство метафор и гипербол в сочетании с мимикой и жестикуляцией нередко могло довести слушателей до самопроизвольного мочеиспускания. По ТВ как-то рассказывали, что уборщицы по количеству описанных кресел определяют насколько веселым был накануне концерт. Такой тест мы не проводили, но факты имели место быть.

Издержками его словесного дара могли быть обидные шутки, колкости и изощренность в матерщине. Как порой посылают? Банально, на три буквы. Но это слишком примитивно было для Андрея. Он к таким вещам подходил творчески и из мата получалось подобие художественного минипроизведения. Его неофициально можно назвать верным продолжателем дела классика русского мата Ивана Баркова конца XIX века. Но, опять же, конкурса на такой титул не проводилось.

Ловелас...

У него было две страсти. Одна - это женщины. Возможно его красноречивый язык тут был основным козырем. По его разговорам получалось, что до армии у него было уже... 36 женщин. Возможно кто-то и возразит: "Да врал он вам все! Просто крутого из себя строил!" Лично мне все равно сколько их у него было, но, думаю, он не врал. Андрюха любил эту тему, живописуя все свои подвиги. Он детально рассказывал как, с кем, когда, каким образом и кого удалось обольстить. Точно так же, с деталями он рассказывал и о своих поражениях на любовном фронте. Не скрою, по молодости ли своей или по занимательности самой темы, мы все развесим бывало уши и почти с открытым ртом следили за повествованием. Нет, он явно не лгал о своих триумфах. На этом поприще он мог бы подобно Джакомо Казанове написать свою "Историю моей жизни", которая бы могла стать не менее увлекательным чтивом.

Последний год он в части служил баталером, т.е. хранителем обмундирования и постельного белья личного состава. В его распоряжении имелось помещение, где он был сам себе хозяин. Наша часть кроме всего прочего, считалась еще и режимной, т.е. с повышенным уровнем секретности и дисциплины. Но ему, покорителю женских сердец, это никак не было помехой. Однажды ночью, выйдя в туалет, я был ошарашен, когда он через форточку затягивал на территорию казармы очередную пассию. Ему не было дела ни до дежурного по части, ни до обеспечивающего офицера, который в ту ночь следил за порядком в роте. Страсть к женщинам у него была выше страха перед возможностью попасть на гауптвахту.

Правда, был тут у него и свой шкаф со скелетами. Перед армией, порядком пресытившись от обычных сексуальных побед, он вместе с компанией из отмороженных приятелей занялся изнасилованиями. На них подали 15 заявлений от пострадавших, но кто-то из друзей-насильников взял все на себя и Андрей вышел сухим из воды, хотя и трясся от страха первые полгода. Он все думал, что руки Фемиды дотянутся за ним из Крыма до Прибалтики.

Наркоман...

Но настоящей и большей страстью его были не женщины, а наркотики. Еще до службы на флоте, когда он занимался тяжелой атлетикой, его авантюрная душа потянулась к новым ощущениям и примерно около года он этим делом баловался. Всего же хотелось попробовать!

Армия, конечно, не тюрьма и свободы в ней побольше, но не настолько, чтобы делать что угодно и когда заблагорассудится. И все же он ухитрялся и в режимной части колоться. Днем идет в увольнение и изучает огороды жителей Лиепаи, а ночью, будучи в наряде, со штык-ножом бегал мак воровать по разведанным местам. Благо нашлись еще таких два-три кореша и в общении с ними его наркоманская душа нашла отдушину. Один, насколько помню, из Запорожья, а другой из Краснодара.

Пытались и меня к этому зелью пристрастить. Хотя в 1980-х наркомания еще не так глубоко метастазы пустила, но такая страшилка уже гуляла: "Если только уколешься один раз - все! Наркоман на всю жизнь! Не спрыгнешь с иглы!" И я как-то с опаской к их хобби относился. Помню, когда он меня в очередной раз агитировал, ответил ему:

- Андрюха! Потом же с иглы не спрыгнешь! Зачем оно мне надо?!

И он посмотрел так на меня, как студент на первоклассника, ухмыльнулся и менторски произнес:

- Ерунда полная!!!! Не верь никому!!! Я в любой момент могу спрыгнуть с этого! Чего ты боишься?! Да ты попробуй разок! Ладно, мы будем сегодня собираться. Давай с нами. Просто посидишь, посмотришь и может сам захочешь кольнуться...

Вечером, по-моему в выходной день - контроля меньше! - группа товарищей тайно собралась на наркоманское пиршество. Я отчетливо помню, как они заваривали эту гадость в ковшике. Потом перелили и через время стали ее закачивать в шприц. Вот такими я их еще не видел: глаза горят, голос такой, словно они девственницу хотят уболтать на секс, руки от предчувствия грядущей дозы дрожат и...

О, несчастье! Из трясущихся рук вываливается сосуд с волшебным зельем и все льется на пол. Вижу как оно растекается и лужица затекает под ботинок и край ее смешивается с отвалившейся от каблука грязью. Что тут началось! Они до этого были такими родными, словно полчаса назад все из одной материнской утробы вылезли. Какой поднялся вопль!

- Ты дурак?! Дебил!!! Куда смотрел?!!! У тебя руки из ж..ы растут!!! и пр.

И прыг один из них на пол и шприцом давай собирать эту отраву.

- Ты шо делаешь?!! Нас же перетрухает всех!!! Так и загнуться можно!!!

Я рад этим парням на всю жизнь за их милостивое приглашение к себе на огонек. Один раз увидеть такое стоит 1000 раз услышанного! В тот вечер они мне сделали прививку от наркомании на всю жизнь! Возможно есть смысл договориться с наркоманами, чтобы когда они колятся, приводить на экскурсию школьников и давать посмотреть такую картину? Мне помогло.

- Э-э! Да не надо мне вашего кайфа! Вам же больше достанется!!! Это не для меня! - этот выбор был одним из самых осознанных в моей жизни.

Тогда-то я понял, что эти люди не способны бросить наркоту когда захотят - она их не отпустит. После этого они как-то взломали медпункт в части, где искали эфедрин и прочие наркотические вещества. Командование поняло, что завелись наркоманы, но выловить их не смогли. Как я понял, свинья всегда найдет грязь, даже режимная часть тому не препятствие.

ПОСЛЕ АРМИИ

Я не сказал? Мы с Андреем бывшие одноклассники. Вместе призывались и вместе прошли учебку  Кронштадта и потом 2,5 года службы в Лиепае. Пока служили - все время были вместе. Отслужили и... по разным углам. Виделись мы очень редко. У каждого пошла своя жизнь.

Андрюха вскорости женился. Появилась дочь. Казалось бы надо и остепениться. Но если тяга к женщинам сохранилась, то к наркотикам просто зашкаливала. Со временем он перестал работать. Нет, он честно пробовал спрыгнуть с иглы. Андрей пытался переключаться на алкоголь. Раньше он презрительно относился к пьяницам, обзывая их синяками, а теперь у него был один сценарий: с наркоты без запоя не получалось даже на время освободиться, а потом опять то же самое.

Присадил на наркотики он не только жену, но и еще десятки, если не сотни людей. Постепенно сдал физически, теряя свою атлетическую фигуру день за днем. И хотя он еще хвалился списком из более чем 200 женщин, но жизнь его катилась под откос.

В то время я был уже пастором протестантской церкви и при встречах старался его направить к Богу. У нас при церкви есть реабилитационный центр, где прошли восстановление больше двухсот человек, из которых человек 50 точно стали на ноги. А ведь это уже были изгои общества. Руководит им, кстати, бывший наркоман, который в свое время "присел" на это дело благодаря именно Андрею. Дар убеждения у него, как мы знаем, потрясающий, но не в ту сторону направленный.

К теме Бога Андрей относился всегда прохладно. Чем жить долго верующим, он предпочитал жить вольно, но коротко неверующим. Мне лично непонятно такое мышление. Неужели быть мертвым атеистом лучше, чем живым верующим? Особенно, если по другому-то никак не получается. Как-то в начале мая, около места нашего собрания я встретил его и ужаснулся: кожа и кости, а одежда скорее была похожа на ветошь, которую не стирали полгода. Нельзя даже сказать, что он дурно пах. Он не пах, он жутко вонял! Заплакал он тогда и стал снимать штаны прямо на улице.

- Андрюха! Да ты чего?! Перестань! - я почему-то подумал, что он тронулся умом.

- Посмотри - он опустил брюки и все трусы его были в крови - мне некуда уже колоться и я в пах колю... Ты знаешь как я ненавидел всю жизнь воров? Я готов был их рвать живьем своими руками! А теперь я сам ворую... Я - тварь последняя, подонок, негодяй... Сколько я всего наделал... Мне уже конец... Я стою одной ногой... Нет, почти двумя в могиле...

- Да перестань, Андрей! Все еще можно остановить... Пошли на собрание... Тебе к Богу надо. Стас (лидер реабилитационного центра и бывший клиент Андрея), наркоманом был 14 лет и смог избавиться... Избавишься и ты...

Он зашел в зал, посидел минут 15 и вышел молча. Дело совсем не в том, что Бог отвергает изрядно напакостивших людей. Просто сами люди иногда настолько ожесточаются и черствеют душой, что не могут к Нему прийти. Они проходят свою точку невозврата.

Через 2 недели, 15 мая 2003 года Андрея не стало. Осложнение на почки от чрезмерного и длительного потребления наркотиков дали о себе знать. Теперь этот нераскрытый потенциал лежит на сельском погосте. Когда я бываю рядом с кладбищем, во время своих утренних пробежек, захожу на его могилу и вспоминаю наши прошлые дни. Он с надгробия смотрит в той же военной форме, в которой успел сняться в одной из увольнительных в Лиепае. Потом-то ему уже было не до фотографий. Он не единственный мой одноклассник на том кладбище...

Фото: это руины от нашей казармы после вывода части в 1994 году. Даже не верится, что на этом пустыре когда-то бурлила жизнь 70-80 человек...
Тема о нашей части:
http://www.proza.ru/2012/12/01/1080 - статья "Будни секретчика"
http://www.proza.ru/2012/12/23/1850 - статья "Моя служба. 30-я база технического имущества"
http://www.proza.ru/2013/01/05/65 - статья "Моя служба. Терминатор 30-й БТИ"


Рецензии
Привет Василий!
прочитал...
Трудно, что-нибудь сказать. Сколько таких людей по миру, а который не слышали и не знаем.

Виктор Лопацкий   03.09.2012 16:40     Заявить о нарушении
Привет, Виктор!
Честно, удивительно тебя здесь встретить! Людей много по миру. а цепляют только те, с кем сталкиваешься близко. У нас почти все 3 года койки в кубрике были рядом... Поэтому и зацепил он меня...

Василий Гапонов   03.09.2012 16:53   Заявить о нарушении
Привет! Почему трудно я как то заходил читал немного твоего :)
Я сам не писатель конечно, так как ты не могу писать, но читать я люблю. Так, что мой тебе респект за твои произведения!

Виктор Лопацкий   05.09.2012 19:16   Заявить о нарушении
Спасибо за доброе слово, Виктор!

Василий Гапонов   05.09.2012 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.