Тюфелева роща

Когда попадаешь сюда,создаётся впечаление,что вокруг «царство» ЗИЛа.С Автозаводского моста прекрасно видно,как на многие сотни метров тянутся цеха автогиганта.Да и названия улиц соответствующи:Автозаводская,часть которой стала Третьим транспортным кольцом столицы,одноимённые проезды 1-й,2-й,3-й…И вполне рядом метро «Автозаводская».В общем,вот он перед глазами,город в городе,внутри которого есть даже свои внутренние маршруты автобусов,чтобы быстро добираться от одного цеха к другому.Вторая ,а по сути центральная проходная с памятником И.А.Лихачёву,долгие годы бывшему директором завода расположилась прямо перед магистралью,а по обе стороны-ЗИЛ…
И вдруг среди привычно советских названий улица Тюфелева роща.Почему роща?Нет здесь никакого леса,а сама улица отходит вбок от Автозаводской вся асфальтированная и теряется в корпусах автомонстра.
Да,леса нет,но когда-то,даже ещё сто с небольшим лет назад он был,и местные,да и не только местные жители приходили сюда на отдых и прогулки.Окружённая с трёх сторон большой излучиной Москвы-реки красовалась роща посреди заливных лугов…
Ещё в начале XVII века упоминалась она,как дворцовое владение,и в эти места ездил охотиться любивший подобные забавы царь Алексей Михайлович.А позже,в 1694 году,неподалёку возле деревни Кожухово Пётр I устроил военные манёвры для своих «потешных» полков.
Позже,уже году в 1797-м,эти земли были пожалованы выдающемуся архитектору Н.А.Львову,но после его смерти в 1804 году наследники продали их.
Дальше Тюфелева роща стала местом строительства летних дач,да и многие москвичи просто приезжали прогуляться среди здешних сосен…
Уничтожение рощи началось в конце XIX-начале XX веков,когда на смену романтике пришла реальность,и одна за другой стали появляться фабрики.
И главное смертельное событие для рощи произошло в 1916 году.Началась закладка первого в России автомобильного завода,строящегося Автомобильным московским обществом (АМО).Вот,с этого момента ведёт свою историю ЗИЛ,а Тюфелева роща свою историю заканчивает.Вековые сосны рубятся на топливо,из них же делают столбы для уличных фонарей,и к 1930 году остаются лишь небольшие участки леса.Но и их век оказался недолог.Уже при расширении автозавода в 1931 году роща исчезает совсем…
Неуютно здесь сейчас.От бесконечного потока машин,и приобредших одинаково-сероватый цвет зданий,от ветродуя на Автозаводском мосту и безликости пейзажа.Что делать!Мегаполис разрастался,и ему требовалось рациональное использование площадей.
И уже почти невозможно представить,какими были эти места когда-то,пока Москва не добралась сюда,какие просторы оглашались пением множества птиц…И лишь в названии улицы осталась бывшая Тюфелева роща…


Рецензии