Цена остатка, рабочая спесь, Тольятти...

Эту историю мне рассказал отец на переходе 60-х в 70-е гг. Он работал начальником отдела кадров нашего объединения, а я в то время проходил практику на автолиниях производства двигателя Москвича М-412. В производстве авиадвигателей родилась прослойка рабочих высокой квалификации, обрабатывающих очень дорогие детали ( сравнимые с ценой авто ), на конечных операциях на универсальном оборудовании. Программных станков у нас ещё не было. У них были хорошие заработки и высокое о себе мнение. Один из таких, сварщик по профессии, пришёл к отцу с просьбой дать ему перевод на ВАЗ. На ВАЗ тогда рвалась вся страна. Кадрами высокой квалификации занимался исключительно начальник, а увольнение через перевод - это была кадровая вершина на режимном предприятии, с которого и просто уволиться было проблемой.Отец лично знал старые кадры и после долгих уговоров подписал ему перевод. Сварщик был спец по сварке тонкостенных габаритных деталей авиадвигателя - и терять его было жалко. Через три недели взбешённый сварщик вернулся обратно с просьбой взять его опять в свой цех ( ну, кому он в другом нужен...) и рассказал свою историю. За первую неделю ему подобрали работу, он прошёл краткий курс - экзамен и получил постоянную работу. Утром мастер показал ему фронт работ, дал пачку электродов и спичечный коробок. Остаток электрода должен в него укладываться,- сказал он. Но работать коротким электродом некомфортно по многим причинам: плохая видимость из-за маски и рабочих рукавиц, жжёт руку и вообще непривычно.
Работая на ответственных корпусных деталях, об экономии речь не заходила. Ей там просто нечего было делать. В конце смены мастер осмотрел работу, сказал, что качество его устраивает,
но насчёт электродов предупредил, что срабатывать их надо до указанной величины. Да что ты понимаешь в сварке, полез на конфликт сварной, но мастер ушёл. На следущий день картина повторилась, мастер не полез на конфликт, но сказал, что за перерасход электродов с него будет вычтено. И вычли. Через три дня ему пригрозили увольнением, объяснив:" У нас просто нет лишних электродов, а покупать не предусмотренные технологией, мы не можем!" Сварной продолжал варить, как привык. Деньги платили хорошие и он старался. В конце недели мастер просмотрел остатки электродов и отправил его на увольнение. Ну,бл*, су*, ты сейчас у меня в профкоме поплачешь - и побежал в профком. Там сидел всего один человек. Он рассмотрел вопрос и сказал, что нарушения трудового договора нет, а нарушение технологии - налицо.
Его рассчитали - и он уехал. Уже работая и часто приезжая на ВАЗ в командировки, я узнал, что первое рационализаторское предложение на ВАЗе было зарегистрировано только через год после пуска Главного Конвейера страны. Ну, а потом произошёл взрыв народного творчества и...
А первые копейки были хороши...


4.9.2012


Рецензии
Жалко сварного, я его понимаю..
В начале 70-х мы строили газзавод по французской технологии и проекту.
Электродов было море - японские, французские, немецкие и итальянские.
Наши электроды не котировались, мы даже металлоконструкции варили импортными электродами..
Как-то отправили в колхоз газопровод строить, мы как обычно затарились импортными электродами.
Как обычно в колхозе беда с электродами, обменяли на самогон несколько пачек.
Через час несут обратно, мол что за дерьмо нам подсунули - не варят совсем..
У них оказывается в мастерской стоят аппараты переменного тока, а импортные на постоянном..
В следующий раз им привезли наши электроды, тем более они валялись без дела.. )

Бадма Утегилов   15.04.2025 08:01     Заявить о нарушении
В сравнении с производством двигателя Москвича-412, на ВАЗе был железный порядок, я поехал в командировку, народ мне советовал не зевать и прихватывать, у нас ящики с готовыми деталями на полу в проходах, а там везде дежурные, разница просто бросалась, совсем другой стиль работы...
Погоды и настроения, Бадма!

Соколов Юрий Михайлович   17.04.2025 04:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.