Цена остатка, рабочая спесь, Тольятти...

Эту историю мне рассказал отец на переходе 60-х в 70-е гг. Он работал начальником отдела кадров нашего объединения, а я в то время проходил практику на автолиниях производства двигателя Москвича М-412. В производстве авиадвигателей родилась прослойка рабочих высокой квалификации, обрабатывающих очень дорогие детали ( сравнимые с ценой авто ), на конечных операциях на универсальном оборудовании. Программных станков у нас ещё не было. У них были хорошие заработки и высокое о себе мнение. Один из таких, сварщик по профессии, пришёл к отцу с просьбой дать ему перевод на ВАЗ. На ВАЗ тогда рвалась вся страна. Кадрами высокой квалификации занимался исключительно начальник, а увольнение через перевод - это была кадровая вершина на режимном предприятии, с которого и просто уволиться было проблемой.Отец лично знал старые кадры и после долгих уговоров подписал ему перевод. Сварщик был спец по сварке тонкостенных габаритных деталей авиадвигателя - и терять его было жалко. Через три недели взбешённый сварщик вернулся обратно с просьбой взять его опять в свой цех ( ну, кому он в другом нужен...) и рассказал свою историю. За первую неделю ему подобрали работу, он прошёл краткий курс - экзамен и получил постоянную работу. Утром мастер показал ему фронт работ, дал пачку электродов и спичечный коробок. Остаток электрода должен в него укладываться,- сказал он. Но работать коротким электродом некомфортно по многим причинам: плохая видимость из-за маски и рабочих рукавиц, жжёт руку и вообще непривычно.
Работая на ответственных корпусных деталях, об экономии речь не заходила. Ей там просто нечего было делать. В конце смены мастер осмотрел работу, сказал, что качество его устраивает,
но насчёт электродов предупредил, что срабатывать их надо до указанной величины. Да что ты понимаешь в сварке, полез на конфликт сварной, но мастер ушёл. На следущий день картина повторилась, мастер не полез на конфликт, но сказал, что за перерасход электродов с него будет вычтено. И вычли. Через три дня ему пригрозили увольнением, объяснив:" У нас просто нет лишних электродов, а покупать не предусмотренные технологией, мы не можем!" Сварной продолжал варить, как привык. Деньги платили хорошие и он старался. В конце недели мастер просмотрел остатки электродов и отправил его на увольнение. Ну,бл*, су*, ты сейчас у меня в профкоме поплачешь - и побежал в профком. Там сидел всего один человек. Он рассмотрел вопрос и сказал, что нарушения трудового договора нет, а нарушение технологии - налицо.
Его рассчитали - и он уехал. Уже работая и часто приезжая на ВАЗ в командировки, я узнал, что первое рационализаторское предложение на ВАЗе было зарегистрировано только через год после пуска Главного Конвейера страны. Ну, а потом произошёл взрыв народного творчества и...
А первые копейки были хороши...


4.9.2012


Рецензии
бывал на вазе раз 15 с 86 по 96 гг-запомнились их роботы кот мы покупали и выбивали сервис и з-ч. конфликт понятен-на оборонку денег не жалели-а ширпотреб нужно было гнать валом-при проект мощн 660 тыс маш они тогда выскочили на 720!

как? работал на доварке роботизированный конвейер кавасаки а детали варили на стендах-кузовной цех представлял из себя море красных косынок и синих комбинезонов-детали лёгкие и варили в больш девчата.
на сварку дверей поставили роботы фата италия но повысить прово не удавалось-как же вы выкрутились спрашиваю-смеются-пойдём -посмотришь-показывают все робототележки согнали на один уч-к лев двери а на правую понаделали ручные и каждую возил член профсоюза-так выкручивались...

с покл нч!

Ник.Чарус   12.09.2012 19:37     Заявить о нарушении
С извинением, что проскочил мимо! Я начал в автопроизводстве, а там счёт шёл на копейки и минуты. Нас часто снимали на авралы - идёт лом свёрл для маслоканалов коленвала, к.валы вручную снимали и таскали. Конечно, в аиамоторах такого небыло. Спасибо за отклик и успехов...

Соколов Юрий Михайлович   01.10.2012 17:08   Заявить о нарушении