Да поможет нам скорая!

Часть первая: медикаментов хватает, мужчин — нет

В случае необходимости медработники готовы оперативно примчаться к больному. Главное,  чтобы на дорогах, как говорится, не было ни гвоздя, ни дураков.

Только в халате

Чтобы на день стать работниками Витебской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи нам с фотокорреспондентом пришлось дважды созваниваться с главным врачом Виктором Гомоновым. Условие перед журналистами поставили жесткое — быть в белых халатах. «Откуда же их взять-то?!» — ломали мы головы после телефонного разговора с начальством СМП.

— Может, напрокат? — предложил коллега.

— Ага, в свадебном салоне белых платьев навалом…

Перебрали всевозможные варианты — негде. Разве что у студентов ВГМУ, но им, общажным, до нашей котлетно-борщевой комплекции еще учиться и учиться. Поэтому пришлось повторно набрать номер Виктора Григорьевича.

— Вы неправильно поняли, — засмеялся собеседник. — Не надо ничего искать, вам все дадут на месте, только придите. Подберем для любого роста и обхвата талии.

…Нас встретил опытный ведомственный «дизайнер» и, быстро окинув взором, сразу достал с полки нужные «модели». Стоит отметить, халаты пришлись к лицу. В поликлинике никто бы и не догадался, что мы не давали клятву Гиппократа. Естественно, до той поры, пока не спросил совета у самозванцев. А вот в «скорой» мы смотрелись, как два тополя на Плющихе, — здесь персонал носит более практичную в полевых условиях спецодежду темно-синего цвета. Однако для случайных прохожих фотокор «ВР» в белом, с гордым видом несущий дефибриллятор, выглядел, если не профессором медицинских наук, то доктором точно.

Мужчин не хватает

На самом деле, нам даже шприцем никто бы не разрешил пользоваться. Не под наши-то руки заточены. Каждый должен заниматься тем, чем умеет. Поэтому приступаю к непосредственным обязанностям — рассказу о буднях медиков.

В городской «скорой помощи» трудятся порядка 550 человек, в том числе 80 врачей. Круглосуточно дежурят более 30 бригад. Одна из них реанимационная, 8 — интенсивной терапии, 1 — неврологическая, 1 — психиатрическая, 4 — педиатрических, 10 — фельдшерских и 9 — врачебных общепрофильных. Чтобы добираться до места назначения за положенные по нормативам 15 минут, транспорт и работники несут вахту на 4 подстанциях в Витебске, 2 — в Сураже и Яновичах, а также на посту в горпоселке Руба. Ежегодно сотрудники станции свыше 160 тысяч раз выезжают на вызовы, поступающие из областного центра и Витебского района. В день бывает до 500 звонков.

Напряженный график медиков мы ощутили, едва успев примерить новую форму. В «примерочную» вбежал врач Андрей Земцов.

— Здравствуйте, рад познакомиться. Только вопросы позже, ладно? — отмахнулся Андрей Григорьевич. — Нужно ехать. В дороге побеседуем.

Фельдшеры Евгения Могучая и Светлана Трубий, санитар Юрий Янушевский уже ждут нас в машине.

— Сегодня у нас необычная смена — мужчин целая куча. Вот так бы всегда! — восклицает Евгения Владимировна. — Обычно ситуация обратная, женскую компанию разбавляет только водитель. Правда, Толик?

Анатолий Еронин, сидящий за баранкой, кивает в ответ и вздыхает.

— Из-за этого приходится шоферам вместе с нами больных на носилках тягать, вот он и охает, — поясняет Светлана Юрьевна. — А что делать, если некому? Днем можно соседей попросить, а ночью только на свои силы рассчитываем.

Без больницы никак

В том, что хрупким девушкам приходится прилагать неимоверные усилия при транспортировке пациентов, убедились на собственном опыте. В первой же квартире, куда мы примчались, от высокого давления страдал военный пенсионер. Ему сделали соответствующий укол, но показатели по-прежнему зашкаливали. Бедолага даже приподняться не мог самостоятельно. Эскулапы вынесли вердикт: необходимо обследование и лечение в стационаре.

— Несите носилки, — скомандовал нам Андрей Земцов, а супруге больного напомнил. — Не забудьте паспорт мужа и вещи на первое время.

Дело оставалось за малым, переместить обессиленного человека на кусок прорезиненной ткани с ручками и доставить его с девятого этажа в автомобиль. Но именно эта фаза работы потребовала недюженных физических способностей. Вес больного — килограммов 90, рост под 1,9 метра.

Вначале перевернули мужчину на один бок, подсунули носилки. Затем вчетвером аккуратно выносим его сквозь узкий дверной проем. Стоп!

— Куда ж мы его вперед ногами, — сокрушается Андрей Григорьевич. — Побольшому счету, разницы нет, но ведь люди суеверны…

Разворачиваемся и направляемся к лифту. Пространства в нем тоже не очень много, поэтому приходится, как можно выше, поднимать торс лежачего, чтобы поместились конечности. Проще, конечно, ноги запрокинуть в сторону головы, но как себя в этом положении будет чувствовать пациент? (Кстати, никогда раньше не замечал, но подъемники реально двигаются как черепахи. Через десяток секунд руки от напряжения начали предательски дрожать, а кабина так и оставалась закрытой).

В завершении спуска оставалось преодолеть один лестничный пролет, крыльцо и положить носилки на каталку, у которой сгибаются стойки с колесиками, чтобы удобно было закатывать в авто. Отдышавшись, санитар Юрий рассказал занимательную историю.

Оказывается, у них в Витебске есть постоянный «клиент», весящий под 300 килограммов. Так вот его доставляют в больницу при помощи сотрудников МЧС.

Автопарк обновляется

Пока едем в стационар с пациентом на борту, обращаю внимание на разнообразное оборудование в «спецкарете». Тут имеются приспособления для капельниц, аппарат для искусственной вентиляции легких, шины, переносной чемоданчик для проведения ЭКГ и прочие необходимые «штуковины» для оказания помощи в экстренных ситуациях.

— Это еще не самый современный автомобиль, — не разделяет моего восторга Андрей Земцов. — Конечно, в нем гораздо удобнее и нам, и больным, чем в морально устаревших «буханках» (УАЗ-3962. — Прим. авт.), в которых и на ровных дорогах тресет так, как-будто едешь по стиральной доске. Однако до новеньких «Фольксвагенов» этой «Газели» далеко.
 
Кроме того, Андрей Григорьевич уверяет, что у медработников есть весь перечень препаратов для проведения терапии или реанимации. А если переоснащение автопарка продолжится такими же темпами, как сейчас, то и вопросы по техническому вооружению медиков вскоре снимутся.

…Едва «передав» пациента больничным докторам, мы получаем срочный вызов — сообщили, что в одной из «многоэтажек» на Московском проспекте умирает пожилая женщина. Сигнал диспетчера застал нас возле Смоленского рынка. Сами понимаете, ситуация, не терпящая отлагательств. Водитель включает сирену и нажимает на газ.

О том, пропускают ли автолюбители транспортное средство с включенными проблесковыми маячками и почему журналисты оказались в дурдоме, ищите в "Моих произведениях".


Рецензии