Оправдания

Ресторан. Хороший, важный. Не для всех. Туда позвал я бывших одноклассников. Штук 12. Не всех, а тех, кого нашел. Порастерялись  за 20 лет.
За мой счет. Могу позволить.
Приехали, обнялись, поцеловали щеки, поели, напились.
Устали.
Сидим, уже нас 5. Другие  поразъехались, шатаясь.
Проходит час, нас -  трое.
Растеклись по стульям.
Еще минута – только два.
Один упал, и вынесла охрана.
Я крепок, второй  тоже вроде ничего.
Мы начали за жизнь.
С чего не помню, но помню продолжение:


- Ну ты и бедолага –  с трудом, но говорю я.    Серьезный, чуть хмурной, но явно умный. Пиджак - рубашка.
- Так почему же? – он попроще,  но не дурак,  светел  и   какой- то странный. Майка - Кеды.
- Нее, ну может,  ты просто не правильно понимаешь меня. Я не про те оправдания говорю, что   мы лепетали, провинившись  в детстве.
Типа, «Эта машинка сама сломалась. Я ее не трогал даже»
И даже не про  то, что мы придумываем, когда повзрослели, мол: «Не виноватая я, он сам пришел».
Я про те оправдания, которыми мы объясняем  всю свою жизнь.
Проснулись утром – для чего? -  спроси меня.
-…..
- Ну, спроси?
- Ну, для чего?
- Как для чего ???!! На работу сходить, денег заработать, семью кормить, дом строить.
  Вот такие, значит,  у меня  оправдания.
Второй,  проснулся и   колоны с продовольствием неверных взрывает, чтобы не распространялась бездуховная зараза по миру.
Тоже, поганое, но оправдание.
Третья проснулась, чтобы поскорей его увидеть, приласкать, приголубить. Снился он всю ночь, понимаете, душа у нее без него болит. Есть - пить, не может. Пока не увидит его. А с ним и ест, и пьет, и все такое.  Самое популярное оправдание.
Или вот еще - детишки. Просыпаются, бегут вдвоем к люльке,  качают,  убаюкивают. Целуют, кормят, тискают. И понимают, что дети – это  единственное,  ради чего стоит жить.  Вот оправдание каждому ихнему  утру. Вот обоснование.

- А что, если без оправдания жить?
- То есть как?
- Не ради чего то, а вообще?
- Как так, без цели, без  пользы, что ли?
- Ну да,  что если просто ради себя просыпаться. Потому что очень нравится просыпаться. Потому что свет солнечный нравится, да и ночь не напрягает. Что если не искать оправдание ни в большой квартире, ни в машине с дом, ни  в успехе, ни в признании, и даже ни в творчестве и ни в любимой, ни в помощи бедным, ни в защите животных, ни в детях и даже ни в поисках себя.
А просыпаться, потому что стало светло или спать больше не хочется. А хочется пойти погулять или еще что-нибудь поделать.
- Не понимаю. Это  как? Таких не бывает.
- Бывает, я видел  человека, который тебе скажет, что живет без цели, и что ему ничего не надо и от этого у него все есть, что ему надо.
  И  счастлив он  и улыбается.  И хорошо живет.

- Пустышка, обезьяна, животное!  Как так можно, коптить  небеса. Отвращение у меня  к нему. Злоба. Фууу.
- Так отчего такая реакция, почему злоба –то?
- Да потому что он,  как нагадивший котяра, который не признает свою вину. Которому плевать.
 Он как убийца, который и не собирается  оправдываться.
  Придурок, тратит жизнь, одну свою единственную, на  ерунду. И даже не знает, зачем живет. И даже не думает об этом.
- Но он  доволен всем. И счастлив. И рядом  с ним кто – счастливы тоже.
- Нищета души у него значит, скудность ума. Бедолага.
- Так почему же?
- Потому что бесполезен.
- А тот, кто знает  для чего живет – полезнее намного, чтоли? И для кого вообще критерий этот. Для кого полезнее?
- для ….ммм.. для  всех, для общества.
- для общества??? Ха!! Да всем плевать.
- Ну, для близких тоже.
- Да, нее, не скажи…. Близкие,  не за что-то тебя любят. А просто так.
- …. для себя полезнее.
- Для себя? И велика заслуга?  По мне, не оправдать себя ничем. Коль появился ты на свет, то значит, есть тому причина.  Но не узнать  тебе ее. Хоть ты придумай сто идей.
По мне,  и мучатся не стоит,  живи себе  и живи.  А все остальное, это выдумки твои.  Оправдания – ха, скажешь тоже. То-то и оно, что мы ничего плохого не делаем, чтобы оправдываться.  Ни перед собой, ни перед другими. И греха в этом нет, чтобы жизнь прожить, потому что жить нравится.  По мне грех, как раз жить, потому что-то не нравится, и  что-то доказать хочешь там, оправдать. Да, что  оправдывать-то – волю божью?  И перед кем – перед собой?  Тьфу,  неееет, братец, видимо умом ты тронулся слегка от водки, раз такие вещи городишь.


Поругались вдрызг тогда мы. Чуть не подрались. Разошлись и не  общались больше никогда. И на 25 лет выпуска, не позвал его.
Странный он, таких простых истин не понимает. Чудной.  Как до лет своих дожил?
Вроде мужик уже взрослый,  а жить не научился.
Зачем мне такие в окруженье.


Рецензии