Вектор правды в пространстве правдоподобия

      История — это продукт объективного и субъективного, эстетического и художественного, мифического и реального. Поэтому и расценивать написанное, задуманное как «литература», «история», «эстетика», «искусство» следует как продукт работы мысли конкретных индивидуумов, авторов произведения, которые сами являются продуктами социальной среды, общества, отношений. Со всеми вытекающими для истории или художественного произведения реальными последствиями «за» и «против».

      Историческая правда не есть истина событий. Правда - нравственная эмоция, а истина - это объективный факт. Истина одна, а правды может быть много. Повествования историков и "штатных летописцев" о прошлых событиях, скорее, субъективно правдивые, нежели объективно истинные. В оценке исторических событий речь вообще не идет об истине — в смысле адекватного представления реальности. Более того, субъективный рассказ историка может расходиться с какими-то известными фактами, но тем не менее мы оцениваем его рассказ как "правдивый".

     Когда-то английский поэт-романтик Джон Китс (John Keats, 1795-1821) негодовал по поводу того, что Исаак Ньютон объяснил причину радуги, хотя его никто об этом не просил. Китс считал, что этим уничтожено очарование этого прекрасного зрелища, с него снят покров таинственности и загадочности. Радуга, как и Луна, служила «наглядным пособием по романтическому усвоению поэтического материала» на уровне эстетического восприятия, визуальных ощущений.

     Эстетическое восприятие не требует уровня понятий, суждений, умозаключений. Этот процесс шире и сложнее по форме и содержанию. Эстетика — это понятие, скорее, индивидуальное. Поэтому и механизм ощущения, восприятия, представления всегда индивидуально конкретен.

     Именно в невозможности полного познания эстетических категорий, входящих в понятия литературы и искусства, кроется великая тайна вечно притягательной их силы на протяжении всей истории человечества. Но знание само по себе не уничтожает красоту. Ведь, например, знание состава и строения атомов и молекул продуктов питания не может испортить аппетит. Знание лишь обедняет удовольствие от самого процесса восприятия. Но тут ничего не поделаешь. Это общее правило относится как к эстетике, искусству, литературе, так и к истории.

       Происхождение таких эстетических материалов «исторического» характера как мифы, былины, летописи, сказки, легенды, сказания, саги, дайны, эпосы, басни, художественная литература и искусство, исторические романы, краткий курс ВКП(б) и так далее, показывает, что даже «исторически достоверные» документы достоверны лишь в той степени, в какой бумага и чернила, которыми они были написаны, действительно объективны, а содержание всегда, как социальный заказ своего времени, явление субъективное.

       Анализ приемов, методик, принципов, доктрин, концепций, алгоритмов и схем написания исторических произведений (назовем их так) на протяжении тысячелетий свидетельствует о сравнительно небольшом количестве используемых приемов сочинения исторических «шедевров». Они удивительно схожи с приемами литературного творчества (если не сказать, что это — одно и то же).

       Как же творится вектор правды в пространстве правдоподобия? Перечень приемов сочинения заказных исторических «былин» примерно таков:

— ложное противопоставление событий и фактов;
— намеренное усиление значения отдельных событий и фактов в истории;
— доведение до абсурда логикой мышления, сведение событий и фактов к догмам;
— преувеличение значения аргументов и фактов;
— односторонняя интерпретация закономерности событий;
— приуменьшение или смягчение оценок и значения отдельных событий и фактов;
— умышленная детализация фактов и событий, размывающая основной фон;
— логическая парадоксализация сознания;
— спекуляция на несовершенстве языка и мышления;
— ссылки на авторитеты, а не на первоисточники;
— умышленное нарушение логической и причинно-следственной связи событий и фактов;
— смешение терминологии, стилей, понятий, подходов;
— псевдоглубокомыслие, иносказательность;
— ссылка на религиозные постулаты, метафизику и эзотерику;
— применение аргументации, выходящей за пределы сознания;
— систематизация событий и фактов по неявному, несущественному или случайному признаку;
— бифуркация прописных истин – от бытия до Бога;
— повторение с изменением постулатов, смысла событий и фактов на противоположные;
— сведение мышления к моделям формальной логики, к моделям псевдо закономерностей, например, к модели «исторической спирали развития» и т.д.;
— ассоциативность мышления, двойное истолкование, спекуляция на парадоксальных свойствах человеческого мышления и сознания;
— ссылка на некорректный первоисточник, как на «критерий истины» и «научное обоснование» оценок исторических фактов и событий;

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Но можно воспользоваться и афоризмом:  «Если думать своей головой, то в  библиотеку можно и не ходить».


Иллюстрация из личного архива автора.
"Вечная Россия", Илья Глазунов,1988,
Музей И. Глазунова. Москва.
 


Рецензии
"Вечная Россия", Илья Глазунов,1988, - у меня репродукция этой картины с 89 года, но, почему-то она называлась "100 веков".
- похоже, с течением времени, сам переосмыслил!!!
Для меня, Илья Сергеевич, - не только Великий Живописец, ОН не обделён МУДРОСТЬЮ Русской! Его Определение - интеллигентности, ещё до 2000 - достойно энциклопедического словарного толкования, как и озвучка Классики в искусствах.
Репа в живописи, авангардизма в музыке... Как и из пропиаренных,- кто есть кто и по чему?..
Ой, пардонс...с - Астапа понесло...
=====================================
Желаю Здравия Вам, Геннадий, как всем РОДНЫМ и близким!!!
Верно, многие открытия не во благо сделаны, НО, своим ли умом?..

Как и Программа развития Мыслящих, подавалась чрез побуждение нас к неким устремлением, и не всегда к благому, так и открытия в физике, химии, биологии - скрещивание разных видов, например - ген. мутация Мичурина, от которых семечко яблони порождает дичку...
А от овцы Долли, никогда не произведут похожую, даже от такого козла как я..☻..
-------- Где-то в Библии говорилось - не скрещивая....
НО, истину проверяем собой. Как и Любовь, через Христианство, отвергли после Иисуса, как и Милосердие, после оглашения Магометом в Исламе через 630 лет после Христа. Да и от земли и природы отошли, "уснув№ душою, после Бубдды пробуждения за 630 лет до И.Х... Раскол Христианства - около 1260, расплодились секты - разные ветли церквей без бога идущих в период - 1890.
Т.е. периоды в духовной деградации шли через 630 годков.
В открытиях материальных - буквально в 300 лет последних.
А началось в ВСЁ с развалом полюсов Земли и наших Чакр, мыслящих "Я", частиц с анти подами, и т.д. - 12 000 т.н. Атлантида затонула в Потопе не слабом.
............ всё, - хватит.....
- По ЭСТЕТИКЕ - БРАВО!!! Подпишусь под каждым, и даже не высказанным словом!!!
Что Отрадно, - Раскрытое понятие суть зстетики, обрело понимание того, как Художнику пришли мысли для творения полотна! ♂↑☼♣☼ -
Не исключаю и заказного толкования, хотя, в 2011 мой взор был таков -http://www.proza.ru/2011/03/30/880

По перечню искажений - не слов!!
А некоторые из перечисленных и вообразить не смел!!!
Лихачёв Д.С, например, со товарищами, всю историю преподносили из церковных повестей вре*менных лет, а не из Русских летописей, где разнятся существенно описание событий на одно и тоже время...
Как и библии тексты - по своему коверкают.
Благо ДАРЮ, за ТРУД!!!
- Как речили Наши Мудрецы - не много читай, а много разумей! -

А Завершу Вашими словами -
«Если думать своей головой, то в библиотеку можно и не ходить»!!☺!! -

- Честь имею! -


Анатолий Ведов   11.06.2018 11:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте снова и опять, Анатолий! Очень интересные рассуждения и выводы у Вас. Как всегда. Такое впечатление, что кроме нас с Вами никто ничего в этой жизни не понимает. :-) Жалкие людишки! Рефлекторно подчиняются только органам безопасности, размножения и обоняния. Особенно, когда под нос тычут кулак. Впрочем, для одноклеточных достаточно. :-)

Парочку комментарие солидарности. :-)

1.
"Для меня, Илья Сергеевич, - не только Великий Живописец, ОН не обделён МУДРОСТЬЮ Русской!"
---------------------
Я не уверен насчёт планки "Великий Живописец", время покажет, но то, что Глазунов великий русский человечище - это факт , отраженный в его монументальных полотнах. Полотна приводят приговор в исполнение в более изощренной форме, чем расстреляние врагов через повешение. Заклеймил, поставил к стенке и повесил Горбачева, Ельцина и Хангу. На стенку музея. :-) Кстати, горжусь личным знакомством с художником. О чем и запись в его музее имеется. :-)
----------------------------------------

2.
"побуждение нас к неким устремлением, и не всегда к благому, так и открытия в физике, химии, биологии - скрещивание разных видов, например - ген. мутация ...А от овцы Долли, никогда не произведут похожую, даже от такого козла как я..☻.. "

Ой, не обольщайтесь, Анатолий, тут вам не светит. Эта позиция уже давно занята другими претендентами, ибо очень востребована. :-)

Кстати, думается, что в идее клонирования и генной инженерии нет ничего нового, ибо библейское "непорочное зачатие" Девы Марии тому убедительный экспериментальный пример. Правда, не очень удачный, так как в таком варианте модели человечество обречено на вымирание \ уничтожение. Ненужное - вычеркнуть. :-)
Следующим клоном человечества будет аватар с искусственным интеллектом, лишенный сознания только потому, что никто до сих пор не знает, что это такое? Поэтому сущность и происхождение сознания в техническом задании "Аватара -2050" до сих пор не сформулированы.
-----------------

3.
По ЭСТЕТИКЕ - БРАВО!!!
---------------------------
Процесс- да. Результат- нет. Как говорится , движение всё, а конечная цель - ничто. Кто будет спорить, что даже сама жизнь интересна (любопытна) только как процесс, а не конечный результат. :-) Повторюсь формулировкой мотивации творческого процесса, подтверждающей полное отсутствие конечного смысла результата:
"Именно в невозможности полного познания эстетических категорий, входящих в понятия литературы и искусства, кроется великая тайна вечно притягательной их силы на протяжении всей истории человечества".

Словом, человеком. как и животным, движет банальное удовлетворение любопытства.
И принуждение через угрозы и стимулы. Не больше того. :-)

4.
Увы, к Д.Лихачеву давно испытываю неприязнь за научную недобросовестность.
http://www.proza.ru/2010/01/16/1506
Д.C. Лихачев, иногда именуемый культурологами как «совесть эпохи», издавал «свои» версии произведений типа «Повесть временных лет» в виде серии «Литературные памятники» (самому себе), при этом в скобках указывая (если вникнуть) загадочные, но весьма показательные сокращения типа: «пер. Д. C. Лиxачёва ». «Пер.» — это что? Перевод? Пересказ? A может перевраки? Оказалось, что "пер."- это переложение. Тогда вопросов больше нет. Писатели, блин.

Или взять хотя бы такой историографический ляпсус — легенда o Рюрике, Синеусе и Труворе. B ней есть несколько занятных сторон. «Синеус» на шведском языке, означает семью, дом, домочадцев. A «Трувор», вероятно, означает «скарб». Действительно, по-шведски «сина хус» значит «c домом», a «Тpувор» очень похож на «Труэ» - сундук, скарб, скрыню, как называли этот предмет мебели на Украине.

Итак, пришел Рюрик и стал княжить в Новгороде, его семья в Изборске, и его сундук в Белоозере. Эта точка зрения может объяснить совершенно бесследное исчезновение и семьи, и сундука со страниц летописей. Несколько труднее объяснить тот факт, что за двести лет полемики ученые мужи не догадались заглянуть в шведско-русский словарь.

И здесь не помогут даже липовые «свидетельства» захоронений — памятные булыжники, сооруженные в Печоре. Другая история, изобличающая (как минимум в некомпетентности) известного академика Д. Лихачева, состоит в следующем. Лет за сто до записи летописи o призвании варягов, английский летописец записал такое сказание: британские племена, недовольные собственными раздорами обратились к норманнским, то есть варяжским, братьям Генгисту и Горзе c приглашением: «Terram latam et spaciosam , оmпia rеrum сорia refertam, vetrae mапdаnt dicione раrere».

Перевод такой: «Земля наша велика и обильна, порядка в ней нет, придите княжить нами». Сравним дословный текст, взятый из «Повести пламенных лет» Д.С.Лихачёва: « ... Сказали руси, чудь, славяне, кривичи и весь: земля наша велика и обильна, a порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами ... " Любопытно, не правда ли? Литературными плагиатами люди занимались, окaзываeтся, не только тысячу лет тому назад.

----------------------------

И я желаю здравия Вам и всем родным и близким!

С уважением

Геннадий Москвин   11.06.2018 14:36   Заявить о нарушении
КАРТИНА МАСЛОМ - словами известного персонажа Лавида Марковича!..
Что мы имеем сказать - все мои суждения разлетелись ако льдинки под молотом на наковальне!.. - Аватар узретой этике погряз в устоях плагиата Лихачевщины, прикрившись псевдописаниями ушедших лет...
НО, Коллизии русской историографии 1, посещу абавяскова (обязательно)...
===============
Утешу дух разгоряченный "древнейшей" Панацеей от всех недуг... (как то, что ищут во миру буквально, опираясь на библейские сюжеты.
= Взять пыльцу цветка папоротника и перетереть её в чаше грааля с птичьем молоком в пропорции 1\4. Поставить содержимое в тёмное место и, на 7-ой БОЖИЙ День \ по Дням - 2 гл. http://www.proza.ru/2013/01/18/1285 \, начать употреблять по-утру, - 2-3 капли растёртого настоя на 200 гр., С2Н5ОН+ ..% Н2О (водка).....
Любая хворь уйдёт напрочь, как и апатия, пессимизм и уныние!!!
☺ - С дружественной улыбкой и Благим пожеланием ДОЛГОЛЕТИЯ, и не только духовного!!! -


Анатолий Ведов   12.06.2018 11:40   Заявить о нарушении
С2Н5ОН+ ..% Н2О (водка).....
Любая хворь уйдёт напрочь, как и апатия, пессимизм и уныние!!!
---------------------
Разумеется, Анатолий!!! :-) Всегда довольны и счастливы только дураки и наркоманы. Но, как Иван Васильевич мудро подметил, нам ли печалиться, быть в апатии и унынии? :-)
С юм приветом

Геннадий Москвин   12.06.2018 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.