Прикосновение продолжение10

Это свойство – затекстовость запечатленного в священном писании, это свойство – вводить подготовленного человека как бы в резонанс с более высокими планами бытия и проявлять в неофите новые уровни сознания и интуитивного восприятия действительности. Затекстовое содержание канонов – нечто более ценное, нежели прямая информация, так как любая религия сама по себе иррациональна в силу того, что имеет дело с невыразимым. К тому же, если говорить о христианстве, то это больше религиозно-этическое учение, чем религиозно-философское, поэтому и научное опровержение библейской наивности гроша ломаного не стоит, в конечном счете, это остается личным делом науки, имеющим значение лишь для голой научной логики, но не для пламенного сердца истинно верящего, либо видящего.
Восток шел по несколько иному пути, хотя есть, разумеется, и общие черты. Преобладающая интравертность породила многочисленные философские школы, созданные уже в глубокой древности. Такие религиозные течения, как брахманизм, адживикизм, джайнизм, поздний буддизм, индуизм, даосизм с многочисленными ответвлениями зиждились на философских учениях, которые были ее неотъемлемой частью – философия пронизывала религию, а религия – философию.
Имелись и другие особенности: доминанта восточного ума – снаружи – внутрь, формировавшаяся, очевидно в силу особых историко-этнографических условий (например, не столь выраженная, как на западе, борьба за пищу в силу природного изобилия) обеспечивала неофиту большую самостоятельность в его духовных поисках. Несмотря на огромное количество храмов и священнослужителей-жрецов, их значение, особенно в более позднее время, было не столь существенным для ищущего Бога, чем в христианстве. Считалось, что они, как и ритуальные действия, нужны лишь начинающим, недостаточно развитым в духовном отношении людям.
Некоторые религиозные направления, например, адживикизм, ранний буддизм, джайнизм, даосизм вообще не признавали необходимость храмов, и дошли даже до отвержения помощи личного божества.
Множество бродячих аскетов, храмом которых был весь мир, путешествовали по дорогам Индостана и Китая, тысячи подвижников, не довольствуясь как светской жизнью, так и канонизированной религиозной практикой через священников- жрецов уходили в леса и горы в поисках гуру, организуя ашрамы и сангхи.
Такая интроспективная направленность привела к детальной разработке процесса самоусовершенствования, создала многочисленные школы созерцательной техники, часть которых были взаимоисключающими. Бога искали как вне, так и внутри себя, теряя в обоих случаях свое маленькое личностное я, обретая весь миры, выходя за рамки нашей хрупкой оболочки.
Медитативная техника имеет, разумеется, свои преимущества по сравнению с традиционным отправлением культа, но она подходит не всем, требует концентрации всех внутренних сил, определенной созерцательной склонности и на первый взгляд исключает помощь извне (в некоторых случаях от подобных недостатков избавлены совместные медитации, где используется энергетический потенциал группы людей). Теперь перейдем к настоящему дню.


Рецензии