Помошник

         Утро года! Весна! Конец апреля - снег с полей давно сошел, половодье в разгаре. По данным водомерного поста: вода прибывает по 10 – 20 сантиметров за сутки.…
     Как обычно, после работы,  ближе к вечеру, с 10-месячным  молоденьким охотничьим спаниелем Айтосом  отправился на «тройке»  в пойму:  прогуляться и пса потренировать. Еду на машине  по луговым дорожкам вдоль края разлива, Айтос несется впереди со скоростью 20 – 35 км в час.  И так каждый вечер километров по десять: пять туда, пять обратно. Сам придумал  такую тренировку для молодого пса, чтобы стал выносливый, крепкий. И место выбрал между Клязьмой и Нерехтой….
         Солнце почти село, когда, закончив тренировки, я решил остановиться на берегу Нерехты и смыть дорожную пыль со стекол.  Подъехал поближе к воде, почти к кромке. Намочил тряпку и стал ею обтирать пыль с машины. Начав с лобового стекла, перешел на капот, потом решил не обижать своего «мустанга» и обмыл весь кузов. Закончил, когда стемнело окончательно.  Наступила тёмная ночь: ни луны, ни звёзд. Сплошные низкие  облака почти задевали за верхушки деревьев. Было еще темнее, чем обычно. Плотная темнота обступила машину – не видно ни зги, глаз выколи. Свернув все  дела, сел в машину, тронулся, было вперёд, но не тут-то было. Задние колеса засвистели – забуксовали. Попытки выехать «в раскачку»: взад – вперёд, успеха не принесли: машина забуксовала еще больше, ещё глубже колёса зарылись в землю. Пришлось вылезать. Ощупью обследовал грунт под колёсами и понял: так просто не выехать. Вода, вылитая на машину и стекшая на переувлажнённый грунт, превратила его в жижу. Вот по этой то жиже, как по маслу, ведущие колёса и буксовали. А разок буксонув, прорыли в грязи такие канавы, из которых без подмоги или  без трактора не выбраться. А где та подмога (в то время, в 1997 году, мобильников ещё не было), где тот трактор искать в ночи?...
    Тем временем половодье продолжалось – отступив на полметра в сторону от машины, попадаешь в прибывающую полую воду. Задерживаться на ночь здесь опасно – к утру «мустанг» может оказаться уже в воде, если прилив будет продолжаться с такой же скоростью, как в предыдущие сутки...
     Раз вытащить некому – нужно выбираться самому! А как? Выход один: только поддомкратить авто, завалить канавы сучьями, ветками и всем, что попадёт под руку и по ним выехать на твёрдый грунт. Помню, днём видел заросли ивняка неподалёку, на бугорке. Решение найдено – нужно торопиться: время движется к полночи. Утром на работу.  Да и дома, как только появлюсь, выскажут мне всё, что я из себя представляю, и откроют мне глаза на меня самого.  Как говорит моя благоверная: никто кроме неё мне правды не скажет. В общем, ждёт меня веселуха! Надо поторапливаться...
      Вынул домкрат, приподнял одно колесо над землёй. Взял в «бардачке» охотничий нож и полез в кусты. Вдалеке, по «Красному» мосту  через Клязьму прогрохотал поезд. В ночной тишине  стук колёс раздавался громко, будто поезд мчался прямо за этими кустами...    .   
          Осторожно, на ощупь выбирал сучья потолще, что б машину выдержали. Нарезал – наломал, сколько смог, сгрёб в охапку и подтащил к машине. Не видя, что и куда, постарался, также на ощупь, загатить ими канаву под колесом. Оказалось мало!  Ну, ничего, начало положено – нужно делать дальше. Пошел ещё за ветками.  Возвращаюсь с новой охапкой сучьев и начинаю подкладывать в канаву. Сунул руку под колесо, чтобы пощупать, куда ещё  подложить и… Что такое? Пусто в яме!  Ни одной ветки из тех, что  уложил ровно пять минут назад. Что за дела? Куда делись?  Твердо помню, приносил, укладывал - и вдруг нет? На душе стало неуютно и немножко не по себе. Мысли мыслями, а выбираться надо. Уложил ветки в колею – снова мало. Пошел еще. Приношу, вновь подсовываю руку под колесо и  - засосало «под ложечкой», в душе, из какого то потайного уголка вдруг начала  выползать первобытная жуть. Снова пусто! Ни веточки! Опять нет!!? Ну, дела!.. Нечистая сила, да и только. Но время поджимает и особо раздумывать некогда.  Стал подкладывать вновь принесенные. Укладывал старательно, каждую вминал в грязь наощупь руками. Вдруг ветка в моей руке ожила, зашевелилась и стала, дёргаясь, вырываться.  Стала тянуть меня, куда то под машину с такой силой, что сидя на корточках, я потерял равновесие и лбом стукнулся  о крыло. С перепугу едва не бросил ветку. Скорее на «автопилоте», чем сознательно (сознание моё в это время отсутствовало и металось где-то между «мама» и «спаси и сохрани») я вцепился в неё двумя руками, уперся и стал тянуть на себя.  Но она, будто в землю вросла, потом чуть-чуть подалась  на меня, но было так  тяжело, словно  мешок картошки тяну! Ободрённый успехом, я напрягся и потянул еще сильнее, из-под машины раздалось (свят, свят) глухое урчание,   затем ветку неожиданно  кто-то отпустил, и я, с размаху, сел задом в ледяную воду.  Из-под машины раздался недовольный голос Айтоса! Будто у него отняли любимую игрушку. От неожиданной  холодной «ванны» снизу, мистика «махом» вылетела из головы. Так вот кто мне «помогал»!  На душе враз отлегло: никакой нечистой силы - кругом только свои! Вот это помошничек у меня: я тороплюсь, стараюсь поскорее выбраться: нарезаю ветки, приношу, укладываю,  а он тоже старается: вытаскивает их, чистит канаву для следующей охапки! А  мне то в темноте  неведомо, что почудилось.  Ну, Айтос, с тобой не соскучишься! Ты и на охоте будешь мне так же помогать? Пришлось посадить  его в машину. Сгреб вновь обретенные сучья под колесо. Нарезал еще и туда же. Опустил машину. Сел за руль. Трогаюсь… Но уж, если не везёт – так не везёт. Теперь забуксовало другое колесо.  Промучившись  до полвторого ночи в бесплодных попытках выбраться из ямы, мокрый, грязный, уставший,  я махнул на все рукой: а, будь, что будет, забрался к Айтосу в  машину и, обняв его, заснул….
        Проснулся – солнце светило вовсю, часы на панели показывали  полвосьмого утра. День проблем начался: машина намертво застряла! На работу уже опоздал!!  Ночь провел не дома!!!.. С проблемой здесь как-нибудь справлюсь – не в первой, на работе объясню - поймут. Но дома не оправдаться ни за что: немедленный расстрел через повешенье с четвертованием на колесе (ну, настоящие мужики знают, что это такое) обеспечен на всю неделю….   Однако, по светлому времени всё оказалось гораздо проще. Я довольно быстро и легко выбрался из ловушки (благо в эту ночь подъем воды в реке прекратился)  и к половине  10 утра  был дома.  От домашнего «расстрела без суда и следствия» меня спас вид из окна 4го этажа на мою «тройку» бывшего цвета «топлёного молока»,  вид «счастливого и довольного» ночным приключением человека и, конечно, вид моего грязного по уши помощника, который  первым делом, не говоря: «Здрасьте», отправился прямиком к ждущей его миске. Ну, а на работе, какие могут быть вопросы к вице-президенту? Начальство не опаздывает -  начальство задерживается!
                05. 1997 г   д. Погост         21.02.11 г          


Рецензии